Створка воздухозаборного устройства вспомо-гательной силовой установки летательногоаппарата

 

О И И С Л Н В-а ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советск ив

Социапистнческих

Республик (i7>5()435 7

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт:свид-ву (22) Заявлено 17.05.74 (21) 2025632/40-23 с присоединением заявки РВ (23) Приоритет .

Опубликовано 15.01.80. Бюллетень М 2 (53)M. Кл.

В 642 33/02

Гаоударотееиимй комитет

СССР по аеиам изобретений и открытий (53) УДК 629,7., . 062. 3(088. 8) Дата опубликования описания 18 01 80 (72) Авторы изобретения

И. И. Турчаников, В. К. Паренок, С. М. Чермных и А. Г. Згуровский (73) Заявитель (54) СТВОРКА ВОЗДУХОЗАБОРНОГО УСТРОЙСТВА

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ

ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к вспомогательным силовым установкам летательных аппаратов, оборудованных воздухозаборным устройством с подвижной створкой.

В известных воздухозаборных устройствах вспомогательных силовых установок, включающих створку, отсутствуют обогревательные элементы по свободному периметру, и поэтому они эксплуатационно не-, надежны при работе в условиях обледенения.

Пель изобретения — повышение эксплуатационных качеств створки воздухозаборного устройства в направлении зашиты: створки от обледенения и предотвращения возможного попадания льда во входной тракт двигателя во время его работы.

Для этого створка снабжена П-образной камерой обогрева, расположенной по свободной части периметра створки и шарнирным фитингом подвода теплоносителя, установленным между шарнирными узламн поворота створки перед входом в камеру

2 обогрева. При этом ось поворота шарнирного фитинга совпадает с осью вращения шарнирных узлов створки, что обеспечивает подвод теплоносителя при любом положении створки.

На фиг. 1 изображен летательный аппарат (самолет), общий вид; на фиг. 2хвостовая часть правой гондолы, общий вид воздухозаборного устройства вспомогательного газотурбинного двигателя со створкой (изображена в открьггом положении) и соединительные элементы створки; на фиг. 3 5 - створка воздухозаборного устройства с камерой обогрева; на фиг. 6 и 7 - конструкция шарнирного фитинга.

Створка 1 воздухозаборного устройства вспомогательной силовой установки летательного аппарата, у которого в правой гондоле 2 маршевого двигателя 3 установлен дополнительно вспомогательный газотурбинный двигатель 4, содержит камеру 5 обогрева, расположенную по свободному периметру счворки, трубо504357 проводы 6 и 7 подвода газообразного теплоносителя (горячего воздуха) в камеру обогрева створки, шарнирный фитинг 8, ось поворота которого совпадает с осью вращения шарнирных узлов створки. Шарнирный фитинг 8 соединяет трубопроводы

6 и 7 подвода теплоносителя в камеру обогрева створки.

Створка 1 закреплена на шпангоуте 9 на шарнирных узлах 10. По переднему тор-10 цу и с боков створки выполнена П-образная камера 5 обогрева.

Соединение трубопроводов 6 и 7 подвода теплоносителя иэ магистрали подачи производится шарнирным фитингом 8. Шар-!5 нирный фитинг 8 состоит из втулки 11, закрепленной неподвижно кронштейном 12 на шпангоуте 9 таким образом, что ось втулки совпадает с осью вращения узлов

10 створки. гс

С одного торца втулки к ее штуцеру

13 подсоединен трубопровод 7 подвода теплоносителя от магистрали подачи (ком« прессора маршевого двигателя).

С другого торца на втулку одет поворотный штуцер 14. Он может вращаться (поворачиваться) относительно втулки

11. Этот поворот обеспечивается установкой ряда шариков 15, заключенных в проточках, выполненных во втулке 11 и поворотном штуцере 14, и выбранной подвижной посадкой в сопряжении втулки 11 и штуцера 14. Шарики 15 заводятся в проточку между втулкой 11 и штуцером14 через отверстия, которые глушатся винтом 16.

Пля предотвращения утечки горячего воздуха из радиальной камеры 17 штуцера 14 между втулкой 11 и корпусом штуцера 14 установлены уплотнительные кольца 18.

Устройство работает следующим обра«

45 зом е

Створка 1 воздукозаборного устройства в открытом положении обеспечивает подачу атмосферного воздуха во входное устройство 19 вспомогательного

Ы двигателя 4 при его работе.

В закрытом положении створка 1 закрывает доступ воздуха на вход в двигатель 4 при его неработающем состоянии и этим самым предотвращает самопроиз55 вольную раскрутку (авторотацию) ротора вспомогательного двигателя 4 и уменьшает внешнее сопротивление летательного аппарата.

Управление створкой 1 производится электромеханизмом 20, закрепленном на шпангоуте 21.

В камеру 5 обогрева створки 1 во все время полета подается по трубопроводам 6 и 7 через шарнирный фитинг 8 горячий воздух от компрессора маршевого двигателя.

Горячий воздух, поступая по трубопроводу 6, пройдя через внутренние отверстия во втулке 11. и1арнирный фитинг

8 и радиальные окна 21 втулки 11, попадает в радиальную камеру 17 штуцера 14 и затем через отверстие штуцера

14 и трубопровод 6 подвода воздуха в камеру обогрева 5 створки 1.

При движении створки 1 относительно осей своих шарнирных узлов 10 происходит одновременное со створкой перемещение относительно оси шарнирных узлов 10 трубопровода 6, жестко соединенного со створкой 1. А так как трубопровод 6 в свою очередь жестко соединен со штуцером 14, то происходит и одновременное со створкой вращение (по» ворот) штуцера 14 относительно оси втулки 11, которая совпадает с осью шарнирных узлов 10 створки 1.

М

Этим достигается подвижность стыка трубопроводов 6 и 7 при движении створки с обеспечением постоянной подачи горячего воздуха в камеру 5 обогрева при любом положении створки 1.

Горячий воздух поступает в П-с браэную камеру 5 обогрева по оси симметрии створки 1 и, раздваиваясь, проходит по переднему торцу и бокам створки, обогревая ее определенный участок. Выход воздуха из камеры производится через специальные отверстия 22 в атмосферу, Нагретая часть створки препятствует образованию льда по переднему торцу и по бокам створки.

Это исключает возможное примерзание створки в закрытом положении и образование льда по ее свободному периметру при работе вспомогательной силовой установки, что повышает надежность работы дЬигателя при работе его в полете.

Формула изобретения

Створка воэдухозаборного устройства вспомогательной силовой установки летательно о аппарата, содержащая собственно створку с соединительными элементами, отличающаяся тем,что,с

504357 пелью повышения ее эксплуатапионных качеств, она снабжена 0-образной камерой обогрева, расположенной по свободной части периметра створки, и шарнирным фитингом подвода теплоносителя, установленным между шарнирными узлами поворота створки перед входом в камеру обогрева, причем ось его поворота совпадает с осью вращения шарнирных узлов створки.

504357

Составитель

Редактор Т. Колодцева - Техред М. Келемеш

-Корректор Н. Задерновская

Подписное

Филиал ППП «Патент", r. Ужгород, ул. Ироектная, 4

Заказ 8819/56 Тираж 518

ИНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113О35, Москва, Ж=35, Раушская наб.,- д. 4/5

Створка воздухозаборного устройства вспомо-гательной силовой установки летательногоаппарата Створка воздухозаборного устройства вспомо-гательной силовой установки летательногоаппарата Створка воздухозаборного устройства вспомо-гательной силовой установки летательногоаппарата Створка воздухозаборного устройства вспомо-гательной силовой установки летательногоаппарата Створка воздухозаборного устройства вспомо-гательной силовой установки летательногоаппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, в частности к воздухозаборным устройствам, предотвращающим попадание посторонних предметов со взлетно-посадочной полосы на вход в двигатель

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты воздухозаборников от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к воздухозаборникам, используемым для вентиляции отсеков транспортного средства, либо для охлаждения тепловыделяющего оборудования, установленного на транспортном средстве

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов
Наверх