Устройство для обучения управлению наземным транспортным средством

 

О П И С А Н И Е (i!» 505017

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сои»з Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.02.74 (21) 2001325/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 28.02,76. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 30.04.76 (51) М. Кл.з G 09В 9/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДK 371.67(088.8) по делан изобретений и открытий (72) Лвторь» изобретения

А. Б. Арциховский-Кузнецов, И. И. Гольдин, Р. В. Ротенберг, С. Я. Сатановский, Ш. И. Хубелашвили и О. Н. Чхотуа

Московский автомобильно-дорожный институт

171) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ

НАЗЕМНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Изобретение относится к устройствам обучения водителей, в частности к тренажерам, в которых обстановка условий движения обеспечш»ается с помощью киноизображений, Известно устройство для обучения управлению наземным транспортным средством, содержашее основной и дополнительный кинопроекторы, установленные перед экраном, и оргапы управления транспортным средством, с»»»»бжс»тнь»е датчиками. Однако оно не решает проблемы активного воздействия водителя на дорожно-транспортную ситуацию, в частнос1и водитель не имеет возможности изменить положе»- ие своего автомобиля относительно других участков движения.

Цель изобретения — повышение эффективнасти обучения водителей.

Для этого предлагаемое устройство снабжено блоками моделирования поворота и скорости транспортного средства, механизмами поворота основного и дополнительного кинопроекторов и блоков» управления фокусным расстоянием объектива дополнительного кинопроектора, при этом блок моделирования поворота транспортного средства своим входом соединен с датчиком угла поворота, а выходами — соответственно с механизмами поворота основного и дополнительного кинопроекторов, блок моделирования скорости своими входами сое»»и»»ен соответственно с датчиками положения педалей разгона и торможения, а выходом — с блоком управления фокусным расстоянием объектива дополнительного кинопроектора.

На фиг. 1 изображена кинопроекционная часть предлагаемого устройства, общий вид; на фиг. 2 — блок-схема управления кинопроекционной аппаратурой.

1о Устройство состоит из основного кинопроектора 1, проецирующего на экран 2 панорамное изображение дороги, на которое накладывается изображение лидера 3 с помощью дополнительного кинопроектора 4, снабженного

15 объективом 5 с переменным фокусным расстоянием. Оба кинопроектора установлены на опорах 6, допускающих поворот кинопроекторов вокруг вертикальной оси. Поворот киног»роекторов осуществляется с помощью меха20 низмов поворота 7 и 8, соединенных через блок 9 моделирования поворота транспортного средства с датчиком 10 угла поворота, установленным на органе управления — рулевом колесе 11. Датчики 12 и 13 управления

25 положения педалей 14 и 15 разгона и торможения соединены через блок 16 моделирования скорости транспортного средства с блоком 17 управления фокусным расстоянием объектива 5.

30 Устройство работает следующим образом

505017

Наблюдая за дорожно-транспортной ситуацией на экране 2, в частности за положением лидера 3, водитель воздействует на органы управления 14, 11, 15, стремясь сохранить постоянным свое поло>кение относительно лидер; и дистанцию до него. При воздействии на рулевое колесо 11 изменяется электрический сш пал, снимаемый с датчика 10. Этот сигнал поступает на блок моделирования поворота, с которого снимаются сигналы, соответствующие изменению направления движения относительно дороги и изменению положения относительно лидера. Эти сигналы управляют механизмами поворота основного и дополнительного кинопроекторов.

Поворот основного кинопроектора имитирует изменение положения относительно дороги, а поворот дополнительного кинопроектора— и.-менение положения относительно лидера 3.

С I Hàëû, снимаемые с датчиков 12 и 13 положения педалей 14 и 15 разгона и торможения, поступают на блок 16 моделирования скорости транспортного средства, который вырабатывает сигнал, соответствующий расстоянию до лидера 3. Этот сигнал поступает в блок 17 управления фокусным расстоянием объектива 5. Изменение фокусного расстояния вызывает изменение геометрических размеров лидера 3, что имитирует изменение расстояния до него.

Таким образом, водитель видит на экране результат своих управляющих воздействий на органы управления, т. е. имеет возможность активно воздействовать на имитируемую дорожна-транспортную ситуацию. Кроме того, воздействуя на блок моделирования поворота транспортного средства, инструктор имеет возможность оперативно изменять дорожно5 транспортную ситуацию, например менять ре>ким движения лидера. Это позволяет интенсифицировать процесс обучения и повысить качество подготовки водителей транспортных средств.

Предмет изобретения

Устройство для обучения управлению наземным транспортным средством, содержащее основной и дополнительный кинопроекторы, ус15 тановленные перед экраном, и органы управления транспортным средством, снабженные датчиками, отл ич а ющееся тем, что, с целью повышения эффективности обучения водителей, оно снабжено блоками моделиро20 вания поворота и скорости транспортного средства, механизмами поворота основного и дополнительного кинопроекторов и блоком управления фокусным расстоянием объектива дополнительного кинопроектора, при этом

25 блок моделирования поворота транспортного средства своим входом соединен с датчиком угла поворота, а своими выходами соответственно — с механизмами поворота основного и дополнительного кинопроекторов, блок мо30 делирования скорости своими входами соединен соответственно с датчиками положения педалей разгона и торможения, а выходом— с блоком управления фокусным расстоянием объектива дополнительного кинопроектора.

505017

Составитель Г. Корнева

1 едактор T. Горячева Текред М, Семенов Корректор Л. Котова

Заказ 770j11 Изд. ¹ 1166 Тираж 575 Полиисное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР ио делам изобретений и огкргятий

113035, Москва, Ж-35, Раугиская иаб., д. 4/5

Типография, ир. Сапунова, 2

Устройство для обучения управлению наземным транспортным средством Устройство для обучения управлению наземным транспортным средством Устройство для обучения управлению наземным транспортным средством 

 

Похожие патенты:

Тренажер // 456295

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх