Трехмерный посадочный манекен дляизмерения параметров характеризующихвнутренние размеры кузова автомобиля

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 5087ll

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.01,74 (21) 1985570/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.03.76. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 21.05.76 (51) М. Кл G 01М 17/00

А 41Н 5/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 629.113.001-4: 620.1.05 (088.8) ло делам изобретений и цтхрытнК (72) Авторы изобретения

М. А. Андронов, В. Н. Фридлянов, Ф. Е. Межевич, Ю, М. Немцов, В. Е. Гангус, Ю. К. Гаврютин и H. В. Тимофеева

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (7I) Заявитель (54) ТРЕХМЕРНЫЙ ПОСАДОЧНЫЙ МАНЕКЕН ДЛЯ

ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ

ВНУТРЕННИЕ РАЗМЕРЫ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ

Трехмерный посадо шый манекен предназначен для решения задач инженерной привязки антропометрических данных человека к внутренним размерам пассажирского помещения и взаимодействия человека и автомобиля.

Этот тип манекена не представляет собой полного подобия человека, а лишь отдаленно напоминает его, являясь своего рода контрольным и измерительным прибором. Посадочный манекен точно воспроизводит форму и размеры тех частей тела человека, которые соприкасаются с сиденьем и его спинкой, вес и распределение его составляющих по частям тела и, следовательно, направление и величину сил, действующих на сиденье, его спинку и опоры для ног. Манекены подобного типа названы посадочными, так как одной из главных, решаемой с их помощью задач, является определение положения базовой координатной точки тела сидящего человека относительно системы координат, связанной с автомобилем.

В качестве базовой координатной точки тела выбрана точка пересечения оси, проходящей через центры обоих тазобедренных суставов, с плоскостью симметрии человека. Эта точка (применительно к манекену называется контрольной точкой О манекена) замечательна тем, что меньше других точек тела изменяет свое положение относительно остова сиденья в зависимости от роста, веса, позы сидящего и регулировки наклона спинки сидеш.я. Это позволяет прп определении координат контрольной точки R сиденья, а также при проведении других измерений, базирую5 шихся на координатах этой точки, пригодных в дальнейшем для использования применительно к посадке любого человека из общего контингента населения, за исключением 10% самых низкорослых и 10% высокорослых, ис10 пользовать один посадочный манекен с размерными и весовыми показателями взрослого мужчины 50% уровня репрезетативности (представительности), под которым понимается обозначаемая в процентах величина, со15 ответствующая части населения (при сплошном отборе индивидов), у которой числеHH0е значение антропометрических параметров (признаков) не превосходит некоторой предельнои для данной группы индивидов вели20 чины.

Изобретение относится к устройствам для испытания безопасности автомобилей, а также при проектировании рабочего места водителя и посадочных мест пассажиров кабин и

25 кузовов автомобилей, отвечающих требованиям безопасности движения и эргономики. Бол=e конкретно оно относится к трехмерным (объемным) манекенам.

Известны трехмерные посадочные манекены

30 для измерения параметров, характеризующих

508711

3 внутренние размеры кабин и кузовов автомобилей, содержащие соединенные «тазобедренным» шарниром элементы, моделпрующие торс и седалище человека, каждый пз которых выполнен в виде основания с закрепленной на нем соответственно спинкой и седалищной панелью; установленный на основании седалищного элемента с возможностью продольного перемещения Т-образный кронштейн, на поперечине которого шарнирно смонтированы телескопически раздвижные элементы, моделирующие голени, шарнирно соединенные нижними концами с элементами, моделирующими,ступни; измерительный раздвижной шток, соединенный с деталью основания седалища шарниром, соосным «тазобедренному» шарниру; соединенные с элементами манекена грузы, воспроизводящие вес моделируемых ими частей тела человека, и измерите IbHbre приспособления со шкалами, определяющими относительные линейные и угловые положения частей манекена (1).

Недостатком известных трехмерных посадочных манекенов является or ðàrrï÷årríoñòü решаемых с пх непосредственной помощью задач, которые сводятся в основном к определению контрольной точки сиденья, пользуясь координатамп которой, остальные задачи инженерной привязки ачтропометрических данных человека к внутренним размерам пассажирского помещения п взаимодействия человека и автомобиля решаются графическим путем. Это увеличивает трудоемкость .исследований и проектирования автомобилей.

Целью изобретения является обеспечение возможности непосредственного определения зон возможного удара человека об элементы кузова и внутреннего оборудования, траекторий движения частей тела при его смещении с сиденья, а также определения размеров остаточ Ioro внутреннего пространства пассажирского помещения после деформации кузова в результате аварии.

Это достигается тем, что манекен снабжен моделирующими бедра раздвижными пластинами, выполненными каждая из двух частей, одна из которых оединена с Т-образным кронштейном, продольный стержень которого снабжен фиксаторами, входящими в продольные пазы закрепленных на основании седалищного элемента направляющих, в которых с возможностью фиксируемого перемещения установлены Г-образные кронштейны, обхватывающие перекладину Т-образного кронштейна с торцов и соединяемые с ними осевыми фиксаторами, причем на частях Г-образных кронштейнов, соосных упомянутой перекладине, шарнирно смонтированы дополнительные моделирующие голень и стопуэлементы, соединенные по оси «голеностопных» шарниров с соответствующими элементами Т-ооразного кронштейна посредством разъединяемых осевых фиксаторов, а шарнир измерительного штока установлен на выдвижном г

4 кронштейне, фиксируемом на внутреннем конце продольного стержня Т-образного кронштейна.

Манекен снабжен сферическим макетом головы, закрепленным на конце измерительного штока, а его шарнир выполнен с тремя степенями свободы.

На фиг. 1 изображен предлагаемый манекен, частичный продольный разрез; на фиг.

2-- то же, вид сверху; на фиг. 3 — разрез по

Л-Л на фиг. 2; па фиг. 4 — разрез по Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 — разрез по В-В на фиг. 2; на фпг. 6 — размещение манекена на сиденье: а — исходное положение; б — моделирование смещения с сиденья при неизменном положении ступней; в — то же, при неизменном положении ступней и голеней.

Трехмерный посадочный манекен содержит моделирующий торс человека элемент, состоящий из основания l троса и жестко прикрепленной к нему панели 2 спины, и моделирующий седалище элемент, состоящий из основания 3 седалища и седалищной панели 4, которые соединены «тазобедренным» шарниром

5, соответствующим оси тазобедренных суставов человека. В точках пересечения указанной оси с наружными поверхностями седалищной панели закреплены указатели, используемые прп измерениях. На основании торса закреплены кронштейны 6 для монтажа торсовых грузов 7, воспроизводящих вес торса человека и обеспечивающих соответствующее положение его центра тяжести. На основании 3 седалища закреплены параллельно плоскости симметрии манекена направляющие 8, в которых с возможностью продольного перемещения, фиксируемого винтами 9, установлены Г-образные кронштейны 10, отогнутые внутрь части которых обхватывают торцы перекладины Т-образного кронштейна 11, и соединены с ними осевыми фиксаторами 12. Продольный стержень Т-образного кронштейна в средней части снабжен пружинными фиксаторами 13, входящими в продольные пазы направляющих

8, и стойкой 14, в которой закреплен поперечный стержень 15. На внутреннем конце продольного стержня Т-образного кронштейна подвижно с возможностью фиксации винтом

16 установлен выдвижной кронштейн 17, на котором смонтирован посредством универсального шарнира 18 измерительный телескопический шток 19 со шкалой, определяющей рас. стояние от оси «тазобедренного» шарнира 5 до конца измерительного штока, совпадающего с центром монтируемого на нем макета

20 головы. Манекен снабжен моделирующими бедра, раздвижными пластинами, состоящими каждая из передней пластины 21, соединенной с перекладиной Т-образного кронштейна, и поперечным стержнем 15, проходящим через прорезь в задней пластине 22. На пластинах

21 и 22 выполнен ряд отверстий, служащих для их взаимной фиксации стопором в положениях, когда длина моделирующих бедра элементов равна одной из длин, соответствующих

508711

OO

5

10, 50 и 90",, группам репрезентативности.

Направляющие продольных стержней Т-образного и Г-образного кронштейнов оснащены шкалой, по которой,lo>KHO определить также проме>куточные длины.

На концах перекладины Т-ооразного стержня и внутренчих концах отогнутых частей

Г-образных стержней шарнирно установлены моделирую1цие голень внутренние 23 и наружные 24 элементь1, которые выполнены телескопически раздвижными по длине с фиксацией длин, соответствующих длинам голени взрослого человека 10, 50 и 90 /О группы репрезсHTЗTHBHOCТи, н Cllаб>кенbl IIIKал3ми. <<ÊOленные» шарниры 25 снабжены угловыми шкалами, Нижние концы гo.!IBHFlblx элементов 23 и

24 посредством «голеностопных» шарниров

26, снабженных угловыми шкалами, соединены с элементами, моделирующими стопу, соответственно внутренними 27 и наружными 28.

«Голеностопные» шарниры каждой пары голенных элементов соединены разъединяемыми фиксаторами 29.

На основании седалища закреплены бедренные грузы 30, а на наружных элементах голени — голенные грузы 31, воспроизводящие вес и положение центра тяжести моделируемых частей тела.

При замкнутом фиксаторами 12 и 13 Т-образном кронштейне, когда его продольный стержень параллелен Г-образным кронштейнам и при попарно соединенных фиксаторами

29 «голеностопных» шарнирах (позиция а на фиг. 6), манекен полностью соответствует требованиям к трехмерному манекену, предъявляемым проектом ГОСТ ПГ-400-218-73, стандартом $АЕ1 826 и Правилами ООН, и при соблюдении предписываемой указанными нормативными документами методики испытаний обеспечивает эквивалентные результаты в отношении определения координат контрольной точки сиденья.

При замкнутых фиксаторах 12, 13 и 29 с помощью измерительного штока обеспечивается измерение расстояний от контрольной точки H манекена, совпадающей (для «уса>КеННого» на сиденье манекена) с контрольной точкой R сиденья до различных точек кузова, а также определение возможных зон удара головой при продольных и поперечных наклонах торса, моделируемых измерительным штоком с закрепленным на его конце сферическим манекеном головы.

При наружных фиксаторах 13, выведенных из продольных пазов направляющих на «усаженном» в сиденье манекене, продольный стержень Т-образного кронштейна вместе с моделирующими бедра пластинами 21 и 22 и измерительным штоком, сохраняя размеры соответствующих частей тела моделируемого человека, получают возможность поворота вокруг оси «коленных» шарниров, воспроизводящих положения и траекто ри и характерных точек упомянутых частей тела в процессе привставания человека с сиденья при неизменном

6 поло>кении голеней. С разомкнутыми фиксаторами 12 и 13 моделируются процессы смещения человека с сиденья IlpH неизменном положении стоп, à с „"àìêíóòûìè фиксаторами

12 и 13 и разомкнутыми 29 моделируется движение голеней .о стопами при неизменном на сиденье положении бедер. Это позволяст определять на натурном образце автомобиля при его макетировании предельные поло>кения частей тела человека, исходя пз антропометрии Вских H конструктивных размеров человека и автомобиля, определять зоны возмо>кного удара об элементы Ви;.Трени сборудОВ3011я для различных частей тела, размеры и конфигураци1о необходимого остаточного пространства деформированного при аварии кузова, обеспечивающего размещение в нем че 10ВСК3 без защем:1ения, а так>не проводить ряд других испытàHèé п исследоBníH!I, cBÿçBHûх с «ðазмерI. bI »1» В 3 3 и м О д е и с т В и е м ч е л 0 В е к а и 3 В т 0 м 0 б 11 л я, базируясь па системе отсчета с началом координат в контрольной точке R сиденья, вещественно определяемой совпадалощей с ней контрольной точкой О «усаженного» на сиденье манекена, в частности той его части, которая неизменно находится на сиденье прилюбых положениях его подвижных частей.

Преимуществом трехмерного посадочного манекена в соответствии с настоящим изобретением по сравнению с известным является обеспечиваемая им возможность проведения целого комплекса работ по испытапшо натурных образцов автомобилей, а также моделированию оптимальных с точки зрения безопасности условий размещения человека в автоAIOállëå, в том числе в отношении определения Возможных зон удара, остаточного пространства, досягаемости педалей, и рп этом значительно сокращается трудоемкость и продол>кпте IbHoc! ь IlcHI-1т311ий c0ъектов ответствие требоганиям безопасности, проектных изысканий Н3 cT3äHII м".кет11ровапия параметров внутреннего простр-.нства кузовов новых автомобилей и их корректировки на стадии доводочных работ.

Формула изобретения

1. Трехмерный посадочный манекен для измерения параметров, характеризующих внутренние размеры кузова автомобиля, содержащий соединенные «тазобедренным» шарниром элементы, моделирующие торс и седалище человека, каждый из KOTopblx выполнен в виде основания с закрепленной на нем соответственно спинной и седалищной панелью; установленный на основании седалищного элемента с возможностью продольного перемещения

Т-образный кронштейн, на поперечине которого шарнирно смонтированы телескопические раздвижные элементы, моделирующие голени, шарнирно соединенные нижними концами с элементами, моделирующими ступни; измерительный раздвижной шток, соединенный с деталшо основания седалища шарниром, соос508711 ным с «тазобедренным» шарниром; соединенные с элементами манекена грузы, воспроизводящие вес моделируемых частей тела человека, и измерительные приспособления со шкалами, определяющими относительные линейные и угловые положения частей манекена, отличающийся тем, что, с целью определения зон возможного удара человека об элементы кузова и внутреннего оборудования, траекторий движения частей тела при его смещении с сиденья, а также определения размеров остаточного внутреннего пространства пассажирского помещения, деформированного в результате аварии кузова, он снабжен моделирующими бедра раздвижными пластппамп, выполненными каждая из двух частей, одна из которых соединена с Т-образным кронштейном, продольный стержень которого снабжен фиксаторами, входящими в продольные пазы закрепленных на основании седалищного элемента направляющих, в которых с возможностью фиксируемого перемещения установлены Г-образные кронштейны, обхватывающие перекладину Т-образного кранштейна с торцов и соединяемые с ними осевыми фиксаторами, причем на частях Г-образных кронштейнов, соосных упомянутой перекладине, 5 шарнирно смонтированы дополнительные моделирующие голень и стопу элементы, соединенные по оси «голеностопных» шарниров с соответствующими элементами Т-образного кронштейна посредством разъединяемых осе10 вых фиксаторов, а шарнир измерительного штока установлен на выдвижном кронштейне, фиксируемом на внутреннем конце продольного стержня Т-образного кронштейна.

2. Трехмерный посадочный манекен по и.

15 1, отличающийся тем, что, с целью определения возможных траекторий и зон удара головой, в том числе при боковом наклоне торса моделируемого человека, он снабжен сферическим макетом головы, закрепленным

20 на конце измерительного штока, а его шарнир выполнен с тремя степенями свободы. (1) Патент США № 3147617, кл. 73-172, 08.09.64 г, 508711

Составитель Л. Смольская

Техред Г, Андреева

Корректор Е. Хмелева

Редактор Т. Горячева

Типография. пр. Сапунова, 2

Заказ 1084/18 Изд. ¹ 1212 Тираж 1029 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Трехмерный посадочный манекен дляизмерения параметров характеризующихвнутренние размеры кузова автомобиля Трехмерный посадочный манекен дляизмерения параметров характеризующихвнутренние размеры кузова автомобиля Трехмерный посадочный манекен дляизмерения параметров характеризующихвнутренние размеры кузова автомобиля Трехмерный посадочный манекен дляизмерения параметров характеризующихвнутренние размеры кузова автомобиля Трехмерный посадочный манекен дляизмерения параметров характеризующихвнутренние размеры кузова автомобиля Трехмерный посадочный манекен дляизмерения параметров характеризующихвнутренние размеры кузова автомобиля 

 

Похожие патенты:

Тележка // 506781

Манекен // 123892

Манекен // 51757

Изобретение относится к швейной промышленности и может быть использовано при изготовлении плечевой одежды, оценке качества посадки плечевого изделия как в статике, так и в динамике, а также для научных исследований

Изобретение относится к легкой промышленности, в частности к технологическому оборудованию для примерки одежды в процессе изготовления, и может быть использовано на швейных предприятиях, производящих разнообразную одежду на индивидуального потребителя
Наверх