Катализатор для риформинга бензоновых фракций нефти

 

(61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявпено 05,04.74 (21) 2012020/23-04

2 (51) М. Кл. с присоединением заявки № (23) Приоритет

И 01 У 2а 60

Гщдарстаанаый каиатат

@вата Иинющаа QN па далаи нааарнаач6 я а1х апкЙ (43) Опубликовано 25.02.78. Бюллетень И7 (53) УДК66.097.3 (овв.е) (45) Дата опубликования описания 16. 05. 18 (72) Авторы I Н. Маолянский Б. Б. Жарков, С, А. Вариан, изобРете А. П. Федоров и Е. А. Ш,уражва (71) Заявитель (54) КАТАЛИЗАТОР ДДЯ 1ИФО1МИНГА ЬЕНЗИНОВЫХ

ФРАКШ1Й НЕФТИ

Изобретение относится к области нефтехимического синтеза, а именно к катализаторам,для риформинга бензиновых фракций нефти.

Известен катализатор для риформинга бензиновых фракций нефти, содержащий платину, . иридий, кадмий на носителе — у-окиси алюминия.

Известен также катализатор для риформинга бензиновых фракций, содержащий платину,. палладий и элементы 111 группы Периодиче- 10 ской системы подгруппы скандня и IY группы

Периодической системы подгруппы циркония..

Ближайшим решением поставленной задачи является катализатор для риформинга бензиновых фракций нефти, состоящий из платины, палладия и галоида, нанесенных на -окись алюминия.

Однако известный катализатор имеет недостаточную активность и селективность.

Целью изобретения является увеличение активности и селективиости катализатора.

Это достигается тем, что и катализатор дополнительно вводят цинк и/или кадмий при следующем соотношении компонентов, вес. %: платина 0,30 — 0,35, иалладнй О,1 — 0,5, галанд

0,95 — 1,25, кадмий 0,1 — i,5 н/или цинк 0,05—

1,0,)" -окись алюминия -- остальное.

Приведенные ниже примеры иллюстрируют существо изобретения.

Пример I Катализатор готовят пропнткой гранул -окиси алюминия водным раствором, содержащим платинохлористоводородную и соляную кислоты и хлористый иалладий. Количество компонентов берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,35 вес. % платины, 1,25 вес. % хлора и 0,1 вес. % палладия. К раствору добавляют 1,5 вес. % уксусной кислоты.

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до 130 С и выдержке при этой температуре в течение 3 ч, затем переносят в трубчатую печь и прокаливают прн

500 С в течение 5 ч в токе воздуха, который подают с объемной скоростью 1000 ч .

Прокаленный катализатор загружают в реактор пилотной установки риформинга, восстанавливают в токе циркулируюгцего водорода при постепенном нагреве до 500" С с последующей выдержкой при этой температуре в течение 2 ч.

Катализатор испытывают в процессе риформинга бензиновой фракции ромашкинской нефти, выкнпающей в пределах 85---l80"(..

Условия испытания: данлеиие 20 ат., температура 470 С, объемная скорость подачи сырья

0899

1,5 ч циркуляция водородсодержащсго газа

1500 нл/л сырья.

Октановое число полученного бензина составляет 77 по моторному методу при выходе стабильного риформата 90,0 вес. P/p. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 87 мол. /0.

Пример 2. Катализатор готовят пропиткой гранул у-окиси алюминия водным раствором, содержащим платинохлористоводородную и соляную кислоты и хлористый палладий. Коли- 1о чество компонентов берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,35 вес. /p платины, 1,25 вес. /0 хлора и 0,5 вес. /p палладия. К раствору добавляют 1,5 вес. /0 уксусной кислоты. г

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают по методике, описанной в примере I.

Октановое число полученного бензина составляет 77 по моторному методу при выходе стабильного риформата 89,0 вес. o/0. Содер- 2о жание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 86 мол. /o.

Пример 3. Катализатор, содержащий 0,35 вес. "/0 платины, 0,1 вес. /0 палладия и

0 95 вес. / хлора готовят по методике, описан0

25 ной в примере 1.

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до 130 С и выдержке при этой температуре в течение 3 ч, Затем к катализатору добавляют кадмий пропиткой водным раствором хлористого кадмия, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,1 вес. P/o кадмия и 1,25 вес. 0/0 хлора.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают в процессе рифор1 35 минга по методике, описаннои в примере 1.

Октановое число полученного бензина составляет 76,5 по моторному методу при выходе стабильного риформата 92 вес. P/p. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 94 мол. 0/0.

Таким образом, добавление к платинопалладиевому . катализатору 0,1 вес. /p кадмия позволяет увеличить выход бензина риформинга на 2,0 вес. 0/0 и повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 6 мол. /p (см. пример 1).

Пример 4. Катализатор, содержащий 0,35 вес. /0 платины, 0,1 вес. /o палладия и 0,95 вес. 0/0 хлора готовят по методике, описанной в примере 1.

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до 130 С и выдержке при этой температуре в течение 3 ч.

Затем к катализатору добавляют кадмий пропиткой водным раствором хлористого кадмия, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,5 вес. /p кадмия и !,25 вес. 0/p хлора.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают в процессе риформинга по методике, описанной в примере 1.

Октановое число полученного бензина сосео тавляет 77 по моторному методу при выходе стабильного риформата 92,5 вес. 0/0. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 95 мол. /0, Таким образом, добавление к платинопалладиевому катализатору 0,5 вес. /p.êàäìèÿ позволяет увеличить выход бензина риформинга на 2,5 вес. /p н повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 7 мол. 0/0 (см, пример 1).

Пример 5. Катализатор готовят пропиткой гранул у -окиси алюминия водным раствором, содержащим платинохлористоводородную кислоту и хлористый палладий. Количество компонентов берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,35 вес. P/0 платины и

0,1 вес. 0/0 палладия. K раствору добавляют

i,5 вес. /o уксусной кислоты.

Затем к катализатору добавляют кадмий пропиткой водным раствором азотнокислого кадмия, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 1,5 вес. /p кадмия.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают по методике, описанной в примере 1, Октановое число полученного бензина составляет 77,5 по моторному методу при выходе стабильного риформата 92,0 вес. /0. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 85 мол. /0.

Таким образом, добавление к платинопалладиевому катализатору 0,1 — 1,5 вес. /p кадмия позволяет увеличить выход бензина риформинга на 2 — 2,5 вес. /p и повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 5 — 7 мол. %.

Пример 6. Катализатор, содержащий 0,35 вес. /о платины я 0,1 вес. /p палладия на (-окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 1.

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до 130 С и выдержке при этой температуре в течение 3 ч.

Затем к катализатору добавляют цинк пропиткой водным раствором азотнокислого цинка, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,05 вес. 0/0 цинка.

Катализатор сушат, прокаливают, восстаналивают и испытывают по методике, описанной в примере 1.

Октановое число полученного бензина составляет 77,0 по моторному методу при выходе стабильного риформата 91,5 вес. o/p. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 93 мол. 0/0.

Таким образом, добавление к платинопалла диевому катализатору 0,1 вес. /p цинка позволяет увеличить выход бензина риформинга на 1 5 вес. /0 и повысить содержание водо1 о рода в циркулирующем газе на 5 мол. /p (см. пример 1).

Пример 7. Катализатор, содержащий 0,35 вес. /, платины и 0,1 вес. /p палладия на

-окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 1.

508991

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до 130 С и выдержке при этой температуре в течение 3 ч.

Затем к катализатору добавляют цинк пропиткой водным раствором 330THGKHc |0 0 цинка, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал

0,3 вес. /p цинка.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают но методике, описанной в примере 1.

Октановое число полученного бензина составляет 78 по моторному методу при выходе стабильного риформата 92,5 вес. p/0. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 94 мол. 0/p.

Таким образом, добавление к платинопалладиевому катализатогу 0,3 вес. /p цинка позволяет увеличить выход бензина риформингана 2,5 вес. /pи,повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 6 мол 0/0 (см. пример 1) .

Пример 8. Катализатор, содержащий.0,35

20 вес. /p платины и 0,1 вес. P/p палладия на

) -окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 1.

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до (30 С и выдержке при 25 этой температуре в течение 3 ч.

Затем к катализатору добавляют цинк пропиткой водным раствором азотнокнслого цинка, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 1, 0 вес. /0 цинка.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают по методике, описанной в примере 1.

Октановое число полученного бензина составляет 77 по моторному методу при выходе стабильного риформата 92 вес. /p. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 92 мол. /0.

Таким образом, добавление к платинопалладиевому катализатору 0,1 — !,0 вес. /p цинка позволяет увеличить выход бензина риформинга на 2 — 2,5 вес. /0 и повысить содержание 4в водорода в циркулирующем газе на

4 — 6 мол. /0, что свидетельствует о значи; тельном увеличении селективности катализатора.

Пример 9, Катализатор, содержащий 0,35 вес. 0/0 платины, 125 вес. 0/p хлора и 01 вес. 0/0 палладия íà g -окиси алюминия; готовят по методике, описанной в примере l.

Катализатор сушат при постепенном нагреве до 130 С с последующей выдержкой при этой температуре в течение 3 ч, затем переносят в трубчатую печь н прокаливают при

500 С в течение 5 ч в токе воздуха, который подают с объемной скоростью 1000 ч, flpoкаленный катализатор загружают в !реактор пилотной установки риформинга, восстанавливают в токе циркулирующего водорода при постепенном нагреве до 500 С с последующей выдержкой при этой температуре s течение 2 ч.

Катализатор испытывают в жестких условиях процесса риформинга бензиновой фракции ромашкинской нефти, выкнгаюций в н с:ка т ° ° ( лах 85--!80 С, давление 20 атм, т мIIcðilòóðа

510 С, обьемная корость подачи сырья 1,5 ч циркуляция водородсодержащего газа 100 нл л циркуляция водородсодержа щего газа

1000 нл/л сырья.

Октановое число полученного бензина составляет 88,4 по моторному методу при выходе стабильного катализата 76.7 вес. "/0.

Содержание водорода в циркулирующем газе составляет 70 мол. %.

Пример 10. Катализатор, содержащий 0,35 вес. P/p платины, 1,25 вес. "/p хлора, 0,1 вес. /0 палладия, а также 0 5 вес. 0/0 кадмия на -окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 4.

Катализатор сушат, прокаливают, восстаналивают и испытывают по методике, описанной в примере 10.

Октановое число полученного бензина составляет 88,5 по моторному методу при выходе стабильного риформата 78„7 вес. 0/0. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 74 мол. 0/„.

Таким образом, добавление к платинопалладиевому-катализатору кадмия позволяет увеличить выход бензина риформинга на 2 вес. 0/0 и повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 4 мол. /0 в жестких условиях процесса (см. пример 10) Пример 11. Катализатор, содержащий 0,35 вес. 0/pплатины,,1 25 вес. "/0 хлора, О,! вес. % палладин, а также 0,3 вес. /0 цинка на у -окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 7.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают по методике, описанной в примере 10.

Октановое число полученного бензина составляет 89 по моторному методу при выходе стабильного риформата 79,8 вес. 0/0. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 78 мол. %.

Таким образом, добавление.к платинопалладиевому катализатору 0,3 вес. /p цинка позволяет увеличить выход бензина риформинга

45 иа 3 вес, 0/р и повысить содержание водорода в циркулирующем газе иа 8 мол. /p в жестких условиях процесса (см. пример 10).

Пример 12. Катализатор, содержащий 0,35 вес. /0 платины и О,l. вес. /0 палладия иа

) -окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 1. Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до

l 30 C и выдержке и р и этой тем не р ату ре в течение 3 ч, 55

Затем к катализатору добавляют кадмий и цинк пропиткой водным раствором, содержащим азотнокислый кадмий н азотнокислый цинк. Указанные соли берут в таком количестве, чтобы содержание кадмия в катализаторе

60 составляло 0,2 вес. /p, и цн яка — о, 5 Вс. ñ. /д.

508991

Редактор Т. Яковлева

Заказ 648/3

0НИИПИ Государственного коннтета Совета Мнннстрон СССР по делам изобретений н открытий

I 13035, Москва, Ж-35 Раушская наб., д. 4/5

Филиал 11(111 «Г1атент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и исп1ггываку1 I10 методике, описанной в примере 10.

Октановое число полученного бензина составляет 88,8 по моторному методу при выходе стабильного риформата 79;2 вес. 0/о. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 76 мол. %.

Таким образом, введение в платинопалладиевый катализатор совместной добавки кадмия и цинка позволяет увеличить выход высокооктанового бензина риформинга на 2,5 вес. /о и повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 6 мол. /0 в жестких условиях процесса (см. пример 10).

Формула изеубретения

1(атализатдр для риформинга бензиновых фракций нефти, состоящий из платины, палладия и галоида, нанесенных на -окись алюминия, отличающийся тем, что, с целью увеличения активности и селективности катализатора, он содержит дополнительно цинк и/или кадмий при следующем соотношении компонентов, вес. %. щ Платина 0,80 — 0,35

Палл адий 0,1- — 0,5

Галоид 0,95 — 1,25

Кадмий и/или 0,1 -1,5

Цинк 0,05 — 1,0 -окись алюминия Остальное

Составитель М. Грачев

Техред О. Луговая Корректор А. Грнненко

Тираж Подписное

Катализатор для риформинга бензоновых фракций нефти Катализатор для риформинга бензоновых фракций нефти Катализатор для риформинга бензоновых фракций нефти Катализатор для риформинга бензоновых фракций нефти 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области органической химии и нефтехимии, в частности к разработке и использованию катализаторов
Изобретение относится к способу приготовления катализаторов на стойких, высокочистых формованных изделиях из пирогенных оксидов металлов, выбранных из группы, включающей SixO y и СеxОy, без добавления связующих

Изобретение относится к катализатору селективного гидрирования ацетиленовых и диеновых углеводородов в С2 -С5+ углеводородных фракциях
Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам производства катализаторов для риформинга бензиновых фракций
Наверх