Механизм поворота гусеничной машины

 

}Со}оз Советских

Соцналчстц}}ескнх

Республнк (1 1) 5211 74 (61) Дополнительное к авт. свнд-syN .} 4

t (22) Заявлено12.04,71,(21) 1648463/27-11 (51) М. Кл.

В 62 D 11/10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опублнковаио15.07.76.Бюллетень № 26 (45) Дата опубликования описания 05.09.76

Государственный комитет

Воввта Министров СССР

llo делам изобретений и открытий (53) УДК 629, 113,014.. 5 (088,8) (?2) Авторы изобретения

В, 3. Изотов, B. А. Пятков, B. С. Старовойтов и A. А. Суспов (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ПОВОРСЛ А ТУСЕНИт1НОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к транспортным (средствам и предназначено для использования в1гусеничных машинах (тягачах, тракторах и т. п.), оборудованных гидромеханическими трансмиссиями, содержащими гид- я ротрансформатор. Данный механизм может быть использован также в колесных машинах, поворачивающихся по-гусеничному .

Известны механизмы поворота гусенич,ных машин, содержащие бортовые суммирую- нт щие планетарные механизмы, первое звено каждого из которых соединено с ведущей звездочкой движителя, второе звено через коробку передач и гидротрансформатор связано с валом двигателя машины, а третье — 1з с дифференпиапом, причем второе звено дифферендиала связано с упомянутым валом ! двигателя машины и фрикционные муфты уп-! равления.

Такие механизмы поворота при фиксиро}ванном положении органа управления поворотом и заданном режиме работы элементов управления обесйечивают прогрессивное увеличение радиуса поворота машины в зависи- ®,мости от ее скорости движения в повороте на любой передаче в коробке передач. При переходе с низших на высшие передачи данные механизмы, сохраняя указанное свойство на каждой передаче, обеспечивают соответствующее увеличение радиуса поворота строго пропорпионапьно в зависимости от передаточного числа в коробке передач и скорости движения машины в повороте„ ,Это свойство часто противоречит потребным

}характеристикам поворота, особенно для вьт} сокоскоростных машин, для которых при пе» реходе с низших на высшие передачи в коробке передач желательно прогрессивное увеппчение радиуса поворота в большей сте» пени, нежели изменяется передаточное число в коробке передач и скорость движения в повороте. Инымн словами, изменение ра}диуса поворота до}тжко происходить непро пордионапьно, нелинейно от передаточного

}числа и скорости.

11ель изобретения — расширение диапазо->

}на расчетных радиусов поворота и скоростей движения машины в повороте.

52) 17 1

Вал 19 снабжен фрикционным тормозом 49.

Прямолинейное движение машины осушествляется при выключенных фрикционных м тах 25 и 27 и включенном фрикционном то мозе 29. В этом случае вал 19 остановле, и остановлены связанные с ним через лере-! дачи 17 и 18 звенья 15 и 16 суммирую - » ших планетарнь х механизмов. На этом режи,-, ме звенья 5 и 6, получая врашение оТ вы ходного вала 8 коробки передач через вал k,l врашаются в одном направлении с одинако -,. выми скоростями, передавая свое врашение звеньям 1 и 2 и валам 3 н 4, что застав- ляет машину двигаться прямолинейно. При этом звенья 20 и 21, а от них и звено 24 дифференциала врашаются вхолостую без на- грузкии.

: 60

Это достигается тем, IT0 третье звено дифференциала связано с выходным валом

«оробки передач.

На фиг. 1 приведена схема трансмиссии с предлагаемым механизмом поворота; на фиг. 2 показан один из вариантов исполнения дифференциала механизма поворота с элементами управления; на фиг. 3 " приведен дру- гой вариант схемы трансмиссии с механизмом поворота. 10 Механизм поворта гусеничной машины (фиг. 1) содержит бортовые суммируюшие планетарные механизмы, первые одноимен -, ные звенья 1 и 2 которых через соответ - 15

1 ствуюшие валы 3 и 4 соединены с ведущими звездочками (не показаны) гусеничных дви- жителей того и другого борта машины. Вторые одноименные звенья 5 и 6 через вал

7, связанный с выходным валом 8 коробки @ передач 9, соединены с ведушнм валом 1.0 пос ледней. Вал 10, в свою очередь, сообщен с турм бинным колесом 1 1 гидротрансформатора, насосное колесо 1 2 которого через зубчатую пе-:. р влачу 1 Э сваляло с валом 1 4 лвлтаталя. Тратряр одноименные звенья 15 и 16 суммируюших" планетарных механизмов через соответствуй»шие зубчатые передачи 17 и 18 связаны с, валом 19, на котором установлен дифферен-

1 пиал планетарного типа. Звенья 20 и 21 диф-1 ференциала (водило и солнечное колесо) че- рез соответствуюшие передачи 22 и 23 связаны с насосным колесом 12 гидротрансформатора и с валом 7. Звено 24 дифференциа+ ла через фрикционную муфту 25 соединено 35 с валом 19, Кроме того, звено 24 через

I реверсивное устройство 26 на основе кони-; ческой зубчатой передачи и фрикционную муфту 27 также соединено с валом 19.

Звено 21 и звено 24 взаимодействуют 40 между собой через сателлит 28, ось кото .рого установлена на звене 20.

В режим поворота машины в ту или иную сторону входят освобождение вала 19, раз— мыкание фрикционного тормоза 29 и включение фрикционных муфт 25 или 27, что при вращении звена 24 в одном направлении обеспечивает в первом случае вращение вала

19 в одну сторону, а во втором случае с учетом работы реверсивного устройства 26врашение вала 19 в противоположную ст рону. В том и в другом случаях лри нали чин в передаче 17 двух паразитных шестерен, а в передаче 18 - одной паразитной шестерни звенья 15 и 16 всегда врашают-1 ся в противоположные стороны, взаимно ме няя направление врашения в зависимости от

I перемены направления вращения вала 19.

Планетарные механизмы, суммируя врашени звеньев 5 и 6 и звеньев 15 и 16, заста ляют врашаться звенья 1 и 2 и валы 3 и

I с разными скоростями, вводя машину в поворот.

Работа дифференциала в механизме лов рота основана на суммировании двух движ ний. С одной стороны, к звену 20 через и редачу 22 передается вращение от насосн

ro колеса 12 гидротрансформатора (или ва- ла 14 двигателя). С другой стороны, к зв ну 21 через передачу 23 передается враше ние от выходного вала 8 коробки передач, получающей врашение от турбинного колеса

11 гидротрансформатора. Таким образом, результируюшие скорости вращения звена 24 дифференциала зависят от величины скольже ния гидротрансформатора и от передаточно ф

ro числа в коробке передач. При заданной передаче в коробке передач. звено 24 изме-р няет скорость врашения в зависимости от скольжения гидротрансформатора, обеспечи-1 вая увеличение радиуса поворота машины rgja увеличении ее скорости движения в поворсь- те. При переходе с одной передачи на дру- гую в коробке передач соотношения между. оборотами звеньев 20 и 21 изменяются.

Учитывая, что скорость врашения звена 20: не зависит от передаточного числа коробки передач, а скорость врашения звена 21 висит от него, результируюшая скорость вр щения звена 24 изменяется непропорционаюй но изменению передаточного числа в короб- ке передач.

C учетом того, что при тех же условия изменение скорости врашения звеньев 5 и суммируюших рядов происходит строго пру порционально изменению передаточного чи ла в коробке передач, а звена 24 — непро-I порционально ему, результирующий закон вращения валов . и 4 носит характер прои рессивного возрастания радиуса поворота м шины при переходе с низших на высшие пе- .редачи. В этом сушественная разнипа в ра-., (4 боте тпэедпагаемого механизма поворота с аналогичными известными механизмами, дпя которых скорость вращения звена 24 дифференциала не изменяется от изменения передачи в коробке передач. 5

Й режиме поворота дпя механизма поворота (см. фиг. 1) своеобразно направление потоков мощности. Поток мощности, передаваемый от вала 14 двигатепя к насосному колесу гидротрансформатора, разветвляется и» на два потока. Первый поток направляется к турбинному колесу 11 гидротрансформатора и далее через коробку передач 9, валы

18и7кзвеньям 5 и 6 суммирующих плане=", тарных рядов. Второй поток от насосного»5 колеса 12 через передачу 22 направляется к дифференциалу, разветвляясь, в свою оче:,редь, опять на два потока, причем один из них через сателлит 28 и звено 24 передает(|ся валу 19, а другой через сателлит 28, 20

;звено 21 и передачу 23 — валу 7 и от неiro к звеньям 5 и 6. Таким образом, в ре-! жиме поворота к звеньям 5 и 6 мощность

;поступает двумя путями — гидравлическим (через гидротрансформатор) и механическим 25 (через дифференциал), минуя гидротрансформатор, Это существенно повышает коэффи - циент полезного действия всей трансмиссии.

В механизме поворота возможно совмещение реверсивного устройства с дифферен - 30 циапом, как показано на фиг. 2. В этом случае, наряду со звеньями 20, 21, 24 и фрккционными муфтами 25 и 27, одинаковыми дпя схемы, изображенной на фиг. 1, дифференциап может быть наделен вторым выход . нь1м звеном - эпицикпическим колесом 30, с

1 одной стороны связанным с фрикционной муфтой 27 и, сдругой стороны,,находящимися в зацеплении с сатеппитом 31, взаимодействующим с сатеппитом 28. Такая конструкт-40 ция обеспечивает вращение звена 24 и эпи-:

I циклического копеса 30 в разные стороны; и, соответственно, вращение в разные сто-, роны вала 19. При одинаковых диаметрах зубчатых венцов звена 24 и эпицикпического колеса 30. поворот машины в ту ипи другую сторону в кинематическом смысле равнозначен, однако по энергетическому балансу нескопько различен в силу того, что при включении фрикционной муфты 27 и работе » под нагрузкой пары сателлитов 28 возмож-

:на циркуляция мощности в контуре, образо ванном звеньями 20, 21, передачами 22, .23 и связанными с ними элементами трансмиссии.

В качестве элементов управления и реверсивного устройства может быть примене"на бесступенчатая, например гидрообъемная, передача, расположенная не только на связи дифференциапа с соответствующими звенья

60 ми суммирующих планетарных механизмов, но и на его связи с валом двигателя, как показано на фиг. 3, Отличает этот механизм, от механизмы, изображенного на фиг, 1,,конструкция дифференциала, содержащая ч тыре звена, первое звено 32 которого че рез зубчатую передачу 22, содержащую ги ромотор 33 и гидронасос 34, связано с н сосным колесом 12 и вапом 14 двит атепя второе звено 35 связано через вап с выходным валом коробки передач 4 и звен ми 5 и " суммирующих рядов, причем ве дущий вап 10 коробки передач через реве сивное устройство 36 и передачу 37 свя зан с турбинным колесом 11 гидротранс— информатора, третье 38 и четвертое39звенья дифференциала связаны соответственно со .звеньями 16 и 15, причем последняя связ осуществпена с помощью передачи 40, B&», па 41 и передачи 42.

Дифференцнап содержит пару зацеппяю -1 шихся между собой сатеппитов 43 и 44, к торые взаимодействуют с его звеньями.

Особенностью работы такой конструкции1 является осушествпение режима прямопин ного движения, при котором гидромотор 33 и звено 32 остановлены и, наряду с вра— шением звеньев 5 и 6, вращаются с одина ковой скоростью звенья 15 и 16, приводи- мые от звена 35 и дифференциала, играю -1 и;его в данном спучае роль редуктора. B p4жиме поворота гидромотору 33 и звену 32 задаются соответствующие скорости враще-< ния в прямом ипи противоположном направ- пениях которые передаваясь дифференциалу и суммируясь в нем ео скоростью вращения звена 35, заставляют звенья 15 и 16 вращаться с разными скоростями в одном и том же направлении, обеспечивая тем с мым поворот машины.

Ф ормупа изобретения

Механизм поворота гусеничной машины, содержащий бортовые суммирующие планетарные механизмы, первое звено каждого из которых соединено с ведущей эвездочко движителя, второе звено через коробку пе-1 редач и гииротрансформатор связано с ва -, 1 пом двигателя машины, а третье - с диффе4 ренциапом, второе звено которого связано ( с упомянутым валом двигателя машины, и фрикционные муфты управления, о т п ич а ю ш и и с я тем, что, с цепью расшиф рения диапазона расчетных радиусов пово,рота и скоростей движения машины в пово роте, третье звено дифференциала связано J выходным .".адом коробки передач.

8 Д9 ., . 9 4., Фиа3 . Составитель A. Корчагин

Редактор А. Андреева Гехред., A. Богдану Корректор И. Мельниченко

Заказ 466О/633 - Тираж З29 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета Совета Мин. стров СССР но делам изобретений и открытий 3038в Москва, Ж-38з Раушская наб., д. /5

Фициал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Механизм поворота гусеничной машины Механизм поворота гусеничной машины Механизм поворота гусеничной машины Механизм поворота гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам и способам управления гусеничными траншейными экскаваторами

Изобретение относится к системе рулевого управления для гусеничного транспортного средства

Изобретение относится к системам привода рулевого управления

Изобретение относится к системам привода рулевого управления

Изобретение относится к машиостроению, преимущественно к тракторостроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве механизма поворота для гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к однопоточным трансмиссиям транспортных и тяговых гусеничных машин с бортовыми коробками передач

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно к гусеничным тракторам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гусеничным транспортным средствам
Наверх