Устройство для управления тиристорным электроприводом подъемно-транспортных машин

 

(6 (Я

ОП ИСАНИЕИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Советских

Социалистических

Республик (1 1) 538<66

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.06.71 (21) 1671378/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.12,76, Бюллетень № 45 (45) Дата опубликования описания10.05.77 (51) М. Кл.е

Н 02 P 5/16

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК

621.313.2 (088.8) (72) Автор изобретения

Ю. Д. Капунцов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

ПОДЬЕМНΠ— ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Изобретение может быть применено в электроприводах механизмов подъема и передвижения различных по конструктивному выполнению подъемных кр анов и электр ических экскаваторах.

Известно устройство для управления тиристорным электроприводом с фазовым принципом управления, содержащее сельсин, фазорегулятор, формирователь импульсов и токовую отсечку для ограничения тока якоря (1). Недостаток такого устройства заключается в необходимости тщательного подбора элементов фазорегулятора и формирователя импульсов. В противном случае не обеспечивается нормальная работа тиристоров во всем диапазоне регулирования скорости и в переходных процессах пуска и торможения двигателя.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является устройство для управления тиристорным электроприводом подъемно — транспортных машин, выполненное в виде сельсина с формирователем импульсов управления на выходе, содержащее RC — контур, и с отсечкой по току (2) .

Недостаток такого устройства заключается в существенном влиянии нестабильности характеристик магнитных усилителей на работу тиристора преоб2 разователя. Для повышения стабильности работы системы управления необходим дополнительный блок формирования импульсов, что усложняет устройство.

Цель изобретения — упрощение устройства управления тиристорным электроприводом подъемно — транспортных машин.

Поставленная цель достигается тем, что между сельсином и RC — контуром формирователя дополнительно включены трансформатор с прямоуголь10 ной петлей гистерезиса, трехфазный вьшрямительный мост и баластные резисторы, а выход узла токовой отсечки включен в цепь управления введенного транзистора, подключенного к выходу трехфазного моста, вход которогочерез балластные

15 резисторы соединен с выходом сельсина, а также параллельно якорю двигателя и датчику тока дополнительно введен делитель напряжения на трех резисторах, один из которых включен параллельно датчику тока и цепи эмиттер — база дополнительного

2р транзистора, коллектор — базовый переход которого через друтой резистор, шунтированный введенным стабилитроном, соединен с цепью управления первого транзистора.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема у» описываемого устройства; на фиг. 2 — схема канала

538466 управления в двигательном режиме работы; фиг. 3 — то же, в генераторном режиме работы.

Устройство состоит из двух основных сельсинов

С„и С, валы которых механически связаны с ручкой управления, имеющей положение вперед—

В и назад — Н и вспомогательного сельсина С с

5 застопоренным валом ротора; четырех формирователей импульсов фИ, — фИ„, выходные цепи которых подключены к управляющим электродам тиристоров Т вЂ” Т тиристорного преобразователя и двигателя Д, Первичные обмотки трансформатора Т с прямоугольной петлей гистерезиса формирователя импульсов канала управления в двигательном режиме (фиг. 2) через балластные резисторы К включены на выход сельсина. Цепи вторичных обмоток трансформатора содержат контур К С формирователя импульсов и ограничивающие обратное напряжение резистор R диоды Д, Д.

3.

Параллельно трансформатору на балластные резистор ы подсоединен тр ехфазный выпрямительный мост В, на выходе которого включен транзистор TR .

Цепь эмиттер — база транзистора соединена с делителем напряжения, включенным через стабилитрон Ст на датчик тока в виде резистора (4).

В схеме канала управления в генераторном режиме (фиг. 3) в цепи эмиттер — коллектор транзистора TR а включен источник смещения Е через резистор R соединенный с цепью якоря двигателя через транзистор Трз с делителем напряжения, состоящим из резисторов R, R, R, и стабилитронов Ст, и Ст,.

Устройство работает следующим образом.

Напряжение со вторичных обмоток сельсинов С4, С2 подается на формирователи импульсов ФИ,, ФИ соответствующих групп тиристоров "Вперед" — Т,, Гг, Тз и "Назад" — Т„, Т, Т,. Ограниче- 5 ние тока в двигательном режиме (фиг. 2) осуществляется отрицательной обратной связью по току с отсечкой. Токовая отсечка вступает в действие, когда ток якоря становится равным или больше тока отсечки а падение напряжения на R4, 40 превышая пороговое напряжение стабилитрона Ст1, открывает транзистор Тр, В результате через выпрямительный мост В, шунтируется входная цепь формирователей импульсов. Исчезновение управляющих импульсов влечет за собой уменьшение 45 тока якоря двигателя.

Ограничение тока двигателя в генераторном режиме осуществляется следующим образом. Формирователь импульсов ФИз работает в ждущем режиме (фиг. 3). Транзистор Тр благодаря наличию смещения открыт, когда ток двигателя не превосходит тока отсечки. При этом на выходе ФИ, управляющие импульсы отсутствуют. Транзистор

Трз открывается только в том случае, если падение напряжения на 38 от тока якоря превосходит пороговое напряжение стабилитрона Стз и э.д.с. двигателя соответствует генераторному режиму.

При открытом Тр 3 закрывается Тр, на выходе ФИ, появляются упр авляющие импульсы, обеспечивающие максимальное напряжение преобразователя, Резисторы Rq и R образуют делитель напряжения, а стабилитрон Ст2 отраничивает напряжение в цепи коллектора — эмиттера Трз.

Рассматриваемое устройство существенно упрощает систему управления тиристорным преобразователем, что позволяет повысить надежность электропривода и снизить трудоемкость его обслуживания.

Формула изобретения

1. Устройство для управления тиристорным электроприводомподъемно-транспортных машин, выполненное в виде сельсина с формирователем импульсов управления на выходе, содержащим RC---контур, с отсечной по току, о т л и ч а ющ е е ся тем, что, с целью упрощения цепей управления, между сельсином и RC — контуром формирователя дополнительно включены трансформатор с прямоугольной петлей гистерезиса, трехфазный выпрямительный мост и балластные резисторы, а выход узла токовой отсечки включен в цепь управления введенного транзистора, подключенного к выходу трехфазного моста, вход которого через балластные резисторы соединен с выходом сельсина.

2. Устройство по 1 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью. ограничения тока при работе в генераторном режиме, параллельно якорю двигателя и датчику тока дополнительно введен делитель напряжения на трех резисторах, один из которых включен параллельно датчику тока и цепи эмиттер-база дополнительного транзистора, коллектор — базовый переход которого через другой резистор, шунтированный введенным стабилитроном, соединен с цепью упр авления первого тр анзистора.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе:

1. Шипилло В. П. Автоматизированный вентильный электропривод. Энергия, 1969 r., стр. 153.

2. Соколов М. М. Автоматизированный электропривод общепромышленных механизмов.

Энергия, 1969 r., стр. 225.

538466

Составитель JI. Ферштман

Техред О. Луговая Корректор Н. Ковалева

Редактор В. Фельдман

Заказ 5728/33

Тираж 874 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Устройство для управления тиристорным электроприводом подъемно-транспортных машин Устройство для управления тиристорным электроприводом подъемно-транспортных машин Устройство для управления тиристорным электроприводом подъемно-транспортных машин Устройство для управления тиристорным электроприводом подъемно-транспортных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх