Фрикционная муфта обгона
О П
ИЗОБРЕТЕНИЯ (III 546749
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 26.11.74 (21) 20?8717/27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.02.7?. Бюллетень ¹ 6
Дата опубликования описания 13.04.77 ;=т
Гасударственный комитет (51) М. Кл 2 F 16D 41/07
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.52 (088.8) (72) Автор изобретения
Н. П. Ефимов (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ОБГОНА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах передa÷.
Известна фрикционная муфта обгона, содержащая установленные в корпусе обоймы, выполненные в форме гильзы, вал и заклинивающие элементы, взаимодействующие с обоймами и с валом.
Недостатком известной муфты является низкая нагрузочная способность и недолговечность.
В предлагаемой муфте для повышения ее нагрузочной способности и долговечности вал выполнен с продольными косыми срезами, а каждый заклинивающий элемент выполнен в виде трехплечего рычага, одно плечо которого выполнено в виде колодки с криволинейной поверхностью, контактирующей с нару>иной поверхностью обоймы, второе плечо — в виде колодки с криволинейной поверхностью, контактирующей с внутренней поверхностью обоймы, а третье — в виде подпружиненной пятки, контактирующей с косым срезом вала.
Радиусы кривизны поверхностей колодок по меньшей мере равны радиусам кривизны охватываемых ими поверхностей обойм.
Косой срез на валу выполнен плоским, а поверхность пятки — цилиндрической.
Косой срез на валу выполнен цилиндрическим вогнутым, а поверхность пятки — спирально выпуклой, На фиг. 1 показана предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, сечение по А — Л на фиг. 1.
Фрикционная муфта обгона содержит корпус 1, с которым жестко соединены две гильзовые обоймы 2, вал 3 со скосами и трехплечие рычаги 4. Скос вала может быть выполнен плоским, цилиндрическим вогнутым, цилиндрическим выпуклым.
Рычаги 4 содержат наружную 5 и внутреннюю 6 колодки и пятку 7. Колодки 5 и 6 контактируют соответственно с наружной и внутренней поверхностью гильзовой обоймы 2, причем радиусы сопрягаемых цилиндрических поверхностей равны между собой, или радиус, охватывающий поверхности, несколько больше радиуса охватываемой поверхности.
Сопрягаемые поверхности колодок 5 и 6 могут быть выполнены коническими, эвольвентными или спиральными, а поверхность колодки 5 плоской, Пятка 7 рычага 4 контактирует со скосом
25 вала 3. Зазор между рычагом 4 и сопрягаемыми с нпм деталямп выбирается пружинамп 8.
Муфта работает следующим образом. При вращении вала 3 против часовой стрелки про30 исходит заклиниванне муфты, и все детали
546749
Составитель М. Мигачева
Техред Т. Гревцова Корректор О. Данишева
Редактор Л. Василькова
Заказ 541/3 Изд. № 282 Тираж 1159 Подпион ое
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, jK-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 вращаются как одно целое, прп вращении вала 3 по часовой стрелке происходит расклинивание и вал 3 свободно вращается относительно корпуса 1.
Формула изобретения
1. Фрикционная муфта обгона, содержаш,ая установленные в корпусе обоймы, выполненные в форме гильзы, вал и заклинивающие элементы, взаимодействующие с обоймами и с валом, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее нагрузочной способности и долговечности, вал выполнен с продольными косыми срезами, а каждый заклинивающий элемент выполнен в виде трехплечего рычага, одно плечо которого выполнено в виде колодки с криволинейной поверхностью, контактирующей с наружной поверхностью обоймы, второе плечо — в виде колодки с криволинейной по4 верхностью, контактирующей с внутренней поверхностью обоймы, а третье — в виде подпружиненной пятки, контактирующей с косым срезом вала.
5 2. Муфта поп.1, отлич ающа яся тем,что радиусы кривизны поверхности по меньшей мере равны радиусам кривизны охватываемых ими поверхностей обойм.
3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, 10 что косой срез на валу выполнен плоским, а поверхность пятки — цилиндрической.
4. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что косой срез на валу выполнен цилиндрическим вогнутым, а поверхность пятки — спи15 рально выпуклой.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе;
1. Авторское свидетельство СССР 373465, кл. F 16D 41/07, 1971 (прототип).