Радиальная опора скольжения

 

,(l i)554427

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик с

1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.06.75 (21) 2144538/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.77. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 11.05.77 (51) М. Кл F 16С 17/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР

fi0 делам нзовретений н открытий (5,3) УДК 621,822,5 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. П. Костогрыз, А. Н. Матвиенко и Т. В. Цапенко

Херсонский филиал Одесского технологического института им. М. В. Ломоносова (71) Заявитель,(54) РАДИКАЛЬНАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам сколь>кения.

Известна радиальная опора скольжения, выполненная в виде подвижного и неподвижного элементов, между которыми расположены арочные плоские упругие элементы (1).

Недостатком этой опоры является малая надежность вследствие наличия разъемного вкладьппа и всего двух упругих элементов, что способствует нестабильности рабочего зазора во времени.

Известна и другая радиальная опора скольжения, содержащая подвижный элемент и неподвижный элемент со смонтированной на нем упругой втулкой, устройство для деформиро-.. вания упругой втулки в радиальном направлении, устройство для регулирования величины рабочего зазора и устройство для предотвращения проворота втулки в окружном направлении относительно неподви>кного элемента (2).

Опора работает следующим образом.

В неподвижном элементе (корпусе) между двумя роликами смонтирована упругая втулка, которая деформируется в радиальном направлении с помощью упора, размещенного в продольным пазу неподвижного элемента; в зависимости от усилия нажатия упора регулируется величина рабочего зазора.

Предотвращение проворота втулки в окружном направлении относительно неподвижного элемента обеспечивается за счет деформации упругой втулки в радиальном направлении с

5 помощью упора.

Недостатком такой опоры является малая надежность, малая несущая способность и жесткость, повышенная температура в зоне рабочего зазора и повышенная шумность опо10 ры.

Данная опора является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, Цель изобретения повышение надежности, 15 несущей способности и жесткости опоры, пони>кение температуры в зоне рабочего зазора и понижения шумности.

Для этого предлагаемая опора снабжена системой подвода смазки в рабочий зазор, 20 неподвижный элемент выполнен в виде оси, подви>кный элемент — в виде вращающейся обоймы, а устройство для деформирования упругой втулки выполнено в виде арочных плоских пружин, равномерно расположенных

25 по окружности и смонтированных на неподвижном элементе; устройство для регулирования величины радиального зазора выполнено в виде винта, смонтированного в оси со стороны торца, и клина, взаимодействующего

554427

13

65 в осевом направлении клиновыми поверхностями с концами соседних арочных пружин и имеющего уступ, взаимодеиствующий с винтом; вгулка со стороны внутренней поверхности выполнена с пазами, d устройство для предотвращения проворота втулки в окружном наврав. енин относительно оси — в виде выступов, выполненных на концах арочных пружин и входящих в пазы втулки, на наружнои поверхности втулки выполнены клиновые продольные канавки переменнои глуоины, уменьшающеися к середине в улки, а система подвода смазки выполнена в виде центрального осевого канала в оси и радиальных отверстии в оси и в упругои втулке, сооощающих осевои канал с канавками на втулке.

На фиг. 1 изооражена предлагаемая опора, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение по w — Л на фиг. ; íà фиг. S — сечение по

b — b на фиг. 1; на фиг. 4 — узел 1 на фиг. 2; на фиг. 5 — узел st на фиг. 1, регулировки рабочего зазора; на фиг. b — вид по стрелке Ы на фиг. 5.

Опор состоит из упругой втулки 1, гаек 2, арочных пружин 3, оси 4, наружной обоймы о, подводящего смазку штуцера b, винта 7 с клином б, подводящих отверсгий 9 и 10, пазов 11 в оси 4. Ось 4 имеет на концах посадочные цилиндрические поверхности 12.

Упругая втулка 1 внутренней поверхности сопрягается с арочными пружинами а, которые установлены в пазах 1 оси 4. блоковые поверхности упругих втулок 1 с одной стороны контактируют с неподвижной осью 4, а с другой стороны отстоят с зазором от гайки 2 и оурта наружной вращающеися обоймы 5. две арочные плоские пружины д контактируют одной из сторон с клиньями Ы, установленными в соответствующих пазах оси 4 и связанными при помощи уступов с регулировочными винтами 7. Регулировочные винты 7 смонтированы в оси 4 в соответствующих резьоовых отверстиях. С одного торца оси 4 установлен подводящий смазку штуцер b, сосдиняющии источник смазки с раоочим зазором через осевое центральное отверстие и систему радиальных отверстий 9 и 1О, выполненных соответственно в упругой втулке 1 и оси 4.

На наружной поверхности втулок 1 равномерно по окружности выполнены продольные канавки переменной глубины, уменьшающейся к середине втулки 1.

Работает опора следующим образом.

Сжатый газ через осевой канал от источника сжатого газа и отверстия 9 и 10 с канавками подводится в рабочий зазор, образованный между внутренней поверхностью наружной вращающейся обоймы 5 и наружной поверхностью упругой втулки 1. При вращении наружной обоймы 5 подающийся газ увлекается за счет сил газодинамического трения в окружном направлении, и в зоне конфузорных участков зазора создается избыточное давление по сравнению с давлением на торцах опоры. Это давление, отнесенное к площади проекции опоры на направление, перпендикулярное направлению приложения радиальной внешнеи нагрузки, создает реакцию газового смазочного слоя, которая уравновешивает радиальную внешнюю нагрузку, приложенную к вращающейся ооойме о. Js процессе раооты опоры при изменении радиальной внешней нагрузки, а также при изменении частоты вращения наружной оооймы изменяется величина раоочего зазора.

Надежность раооты опоры повышается за счег того, что при случайных виороперегрузках опоры, изменении величины радиальной вьешнеи нагрузки наружная вращающаяся оооима имеет возможность перемещаться в пространстве в радиальном направлении за счет деформации упругой втулки и арочных п.юских пружин, а это устраняет механический контакт между быстро вращающейся оооймой 5 и упругои втулкой 1.

Несущая способность и жесткость смазочного слоя опоры повышаются за счет образования многоклинового рабочего зазора, что способствует увеличению реакции смазочного слоя. 1 емпература в зоне рабочего зазора уменьшается за счет того, что через рабочий зазор опоры принудительно под повышенным давлением от источника сжатого газа подается повышенное количество газа, который охлаждает опору, унося с собой излишки тепла, образовавшегося в результате газодинамического трения.

Шумность опоры уменьшается за счет обеспечения плавности ее работы, являющейся гледсгвием применения газовой смазки, имеющей малозависящий от температуры и давлени:i коэффициент трения.

Формула изобретения

1. Радиальная опора скольжения, содержащая подвижньш элемент и неподвижный элемент со смонтированной на нем упругой втулкой, усгроиство для деформирования упругой втулки в радиальном направлении, устройство для регулйрования величины рабочего зазора и устройство для предотвращения проворота втулки в окружном направлении относительно неподвижного элемента, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, несущей способности, жесткости опоры, уменьшения температуры в зоне рабочего зазора и уменьшения шумности, опора снабжена системой подвода смазки в рабочий зазор, неподвижный элемент выполнен в виде оси, подвижный элемент — в виде вращающейся обоймы, а устройство для деформирования упругой втулки выполнено в виде арочных плоских пружин, равномерно расположенных по окружности и смонтированных на неподвижном элементе.

2. Радиальная опора скольжения по п. 1, о тл и ч а и ща я с я тем, что устройство для

554427

Б-Б

Bud В

10 регулирования величины радиального зазора выполнено в виде винта, смонтированного в оси со стороны торца, и клина, взаимодействующего в осевом направлении клиновыми поверхностями с концами соседних арочных пружин и имеющего уступ, взаимодействующий с винтом.

3. Радиальная опора скольжения по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что втулка со стороны внутренней поверхности выполнена с пазами, а устройство для предотвращения проворота втулки в окружном направлении относительно оси — в виде выступов, выполненных на концах арочных пружин и входящих в пазы втулки.

4. Радиальная опора скольжения по пп, 1—

3, отличающаяся тем, что на наружной поверхности втулки выполнены клиновые продольные канавки переменной глубины, уменьшающейся к середине втулки, а система подвода смазки выполнена в виде центрального осевого канала в оси и радиальных отверстий в оси и в упругой втулке, сообщающих осевой канал с канавками на втулке.

1р Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 70741, кл. F 16 С 33/04, 1947.

2. Патент Франции № 2084766, кл. F 16 С

15 17/00, опублик. 1971.

Радиальная опора скольжения Радиальная опора скольжения Радиальная опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх