Устройство для управления контакторами ослабления поля тяговых электродвигателей

 

OllHCAHHR

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 556965

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 515675 (22) Заявлено 31.03.75 (21) 2119896/11 с присоединением заявки № (23} Приоритет (43) Опубликовано 05.05.77. Бюллетень № 17 (61) М. Кл.

В 60 1 11/06

Государственный комитет

Совете Министров СССР оо делам нэооретений и открытий (53) УДК

621.314.57 (088.8) (46) Дата опубликования описания 09.09.77

Л, С. Писарик и В. В. Романов (72) Авторы изобретения

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНТАКТОРАМИ.

ОСЛАБЛЕНИЯ ПОЛЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к тяговому электроприводу и предназначено для электротрансмиссий постоянного тока автомобилей илн других транспортных установок.

По основному авт.св. У 515675 известно устройство для управления контакторами ослабления поля тяговых электродвигателей, питающихся от генератора, приводимого во вращение первичным двигателем, содержащее ходовой командоаппарат, датчики верхней и нижней границ участков постоянной .мощности генератора, логические элементы

"И", памяти„инверторы, элементы времени, а также подключенные к контакторам релейные усилители,.причем вход релейного усилителя каждой ступени ослабления поля соединен с выходом своего логического элемента "И". на первые входы этих элементов "И" подключены. выходы элементов памяти, заполняющие входы которых соединены с выходом датчика верхней. границы, второй вход логического элемента "И" усилителя первой ступени ослабления поля соединен с выходом ходового командоаппарата, второй вход элемента "И" усилителя каждой из последующих ступеней соединен с выходам элемента времени, вход которого соединен с выходом логического элемента "И" усилителя

2 предыдущей ступени, стирающий вход элемента памяти последней ступени соединен с выходом датчика нижней границы, а стирающие входы остальных элементов памяти соединены с выходами

5 своих логических элементов "И, первые входы которых соединены с выходом датчика нижней границы, второй вход каждого из этих логических элементов "И соединен с выходом своего элемента времени, вход которого через инвертор соединен с

10 выходом логического элемента "И" усилителя предыдущей ступени, при этом с входом элемента времени соединен выход инвертора, а второй стирающий вход элемента памяти первой ступени соединен с выходом инвертора, вход которого соединен с

1а выходом ходового командоаппарата.

Ослабление поля тяговых электродви гателей осуществляется шунтированием обмоток последа. вательного возбуждения или части их контакторами, которме включаются соответствующим релей20 ным усилителем, получающим сигнал на ослабление поля с выхода своего логического элемента "И".

Устройство не может быть использовано прн наличии тягового электродвигателя со смешанным возбуждением, в котором ослабление поля осущст25 вляется не только шунтированием обмотки после556965

t0 довательного возбуждения, но и о тсллснием об. мотки независимого возбуждения.

Цель изобретения — расширение диапазона регулирования тяговых электродвигателей с обмоткой независимого возбуждения.

Для этого предлагаемое устройство c!:абжена дополнительным инвертором, выход которого подключен к входу релейного усилителя контактора ослабления поля обмотки возбуждения, а вход — к выходу его логического элемента "И".

На фиг. 1 приведена функциональная блок-схе. ма устройства, обеспечивающего две ступени ослабления поля:, на первой ступени осуществляется шунтирование резистором обмотки г оследовательноговозбуждения и на второй ступени — от. ключение обмотки независимого возбуждения тягового электродвигателя, предназначенного преимущественно для электротрансмисии большегрузного автомобиля; на фиг. 2 приведены внешние характеристики тягового генератора.

Устройство (фиг. 1) состоит из контакторои 1 и 2, коммутирующих цепи возбуждения тягового электродвигателя и управляемых релейпьни усилителями 3 и 4. Количество контакторов равно количеству ступеней изменения тока aoçáóæäåèèÿ тягового электродвига геля.

Усилитель 3 соединен с выходом свосго логического элемента 5 "И" непосрецсты:нк:, а усилитель 4 соединен с выходом логического элемента 6

" K через дополнительный инвертор 7.

Элементы 5 и 6 HMe!oi xa!!

Элемент памяти сос1он т из двух элементов

"ИХПГ "НЕ" и имеет записывающие и стираюш.-ье входы. Записывающий вход используется тощ ко. один вход) каждого элеменга па..- .,-:.ти соединен с выходом датчика 10 верхней границы ВГ участков

o,Tîÿííîé мощности характеристик генератора, питающего тяговый электродвигатель. Второй вход логического элемента 5 "И" соединен с выходом ходового командоалпарата 11. Второй вход логического элемента 6 "И" соединен с выходом элемента 12 задержки времени, вход кс;oporo соединен с выходом логического элемента 5 "И". Стираюнплй вход элемента 9 памяти соединен с выхо. дом датчика 13 нижней границы 1! Г участков настоянной мощности характеристики генератора, Один стпраюпплй вход элемента 8 памяти соединен с выходом логического элемента 14 "N, один из входов которого соединен с выходом элемента 15 времени, вход которого соединен с выходом инвертора 16, а вход последнего соединен с выходом логического элемента 6. Второй вход логического элемента 14 "И" соединен с выходом датчика 13 нижней границьь Второй стирающий вход элемента 8 памяти соединен с выходом инвертора,7, выход которого соединен с выходом командоаппарата 11.

Устройство работает следующим образом.

ЗО

55,! .,о тех пор, пока на выходе командоаппарата 11 отсутствует сигнал логической единицы, устройство не функционирует.При этом на входе усилителя 3 нет сигнала и контактор 1 отключен, а на входе усилителя 4 есть сигнал, и контактор 2 включен.

Таким образом, последовательная обмотка возбуждения тягового электродвигателя не зашунтирована контактором 1, и обмотка.независимого возбужденни тягового электродвигателя включена контактором 2. Установление оператором (водителем) сигнала на выходе командоаппарата 11 подготавливает устройство к работе, но не изменяет состояния контакторов 1 и 2, пока отстутствует сигнал на выходе датчика 10 верхней границы ВГ.

11ри нервом появлении сигнала ВГ (логическая единица), который свидетельтсвует о выходе электротрапсмиссии из режима полного использования мощности первичного двигателя за линию "верхняя граница" (см.фиг, 2) на выходе логического элемента 5 "И" появляется. сигнал единицы, включающий усилитель 3. Контактор 1 срабатьгвает, и шунтирует при помощи резистора обмотку последо нательного возбуждения тягового электродвигатели, что приводит к ослаблению поля последнего.

Следствием этого является увеличение тока тягового электродвигателя и возвращение электротрансмяссии в режим полного использования мощности первичного двигателя (на фиг. 2 — в область между линиями "верхняя граница" и нижняя граница" ).

Сигнал датчика 10 верхней границы ВГ при этом исчезает, "o элемент 8 памяти обеспечивает удержание контактора 1 во включенном состоянии. Элемент 12 настроен так, что он задерживает поступле -ие входного сигнала логического элемента 5 "И на вход логического элемента 6 "И на время существования сигнала датчика 10 верхней границы

ВГ, пе позволяя тем самым контактору 2 отключиться одновременно с включением контактора1.

Если при включенном контакторе 1, электротрансмиссня вновь выйдет иэ области полного использовалпля мощности первичного двигателя за верхшою :раницу, вторично появившийся сигнал датчика 10 верхней границы ВГ не изменит состояния контактора 1, но вызовет появление счгнала на выходе логического элемента 5 "И" так как на обоих входах этого элемента теперь будут иметься сигналы. Это приведет к исчезновению сигнала иа входе усилителя 4 и отключению контактора 2, который отключает от источника обмотку независямого возбуждения тягового электродвигателя.

Элемент 9 памяти удерживает контактор 2 в отключенном состоянии после исчезновения сигнала даталка 10 верхней границы BI, что произойдет вследствие возвращения электротрансмиссии в область полного использования мо|цности. Теперь тяговый электродвигатель работает на второй ступени ослабления поля.

Если режим работы электротрансмиссии изменится таким образом, что рабочая точка по характеристи1ке генератора (предельной или частичной) сместится

556965

10 иСоставитель Б. Ленин

Tex peg А. Демьа»?она

Корректор А Жолтани

Редактор В. Другова

Тираж, 893 Подииснос

ЦНИИПИ Государстве»и?ого комитета Совета Министров СССР ио делам изобретений и открытий

11 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушсс<ая иаб,, д. 4/5

Заказ 1065/45

Филиал ППП Патент", г. Уж»ород, ул. П»роектиаи,4 на линии "нижнян граница", то появившийся при этом сигнал датчика 13 нижней границы НГ приведет к исчезновению сигнала на выходе элемента 9 памяти и, тем самым, к включению контактора 2. Последний подключает обмотку независимого возбуждения к источнику питания, тяговый электродвигатель переходит на первую ступень ослабления поля.

Элемент 15 времени настроен так, что сигнал на первом входе логического элемента 14 "И появляется только после того, как электротрансмиссия вернется в область постоянства мощности первичного двигателя, т.е. после исчезновения сигнала датчика 13 нижней границы НГ.

Этим самым предотвращается одновременное с включением контактора 2 отключение контактора 1.

Повторное достижение рабочей точки линни

"нижняя граница" снова вызывает появление сигнала датчика 13 нижней границы НГ, который теперь уже отключает контактор 1, и тяговый электродвигатель работает с полным полем.

Предложенное устройство обеслечнвает реализацию любого качества ступеней ослабления поля при любом соотношении отключаемых и шунтируемых обмоток возбуждения тягового электродвигателя.

Формула изобретения

Устройство для управления контакторами ослабления поля тяговых электродвигателей по авт.св. И 515675, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования тяговых электродвигателей с обмоткой независимого воэбухстеп»ся, оно снабжено дополнительным инвертором, выу Бд::<оторого под?с??о ?е?? ? входу релейно? э у :,???г.;.ля кон»а?»тора осла»»лс???».? поля обмотки ссоэбуя--,;;.,-ия, а в од к лыхоДУ ere ло.-,,ч,:..": с»го ""..ïcìåíòx "11 .

Устройство для управления контакторами ослабления поля тяговых электродвигателей Устройство для управления контакторами ослабления поля тяговых электродвигателей Устройство для управления контакторами ослабления поля тяговых электродвигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для модернизации отечественных тепловозов серий ТЭМ 2, ЧМЭЗ и др

Изобретение относится к устройству электропривода рельсового транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза в режиме торможения

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемых от генератора переменного тока

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрооборудованию транспортных средств, а именно, к силовым полупроводниковым преобразователям для тепловоза с питанием трехфазным переменным током от синхронного дизель-генератора с системой вертикального воздушного охлаждения

Изобретение относится к способу регулирования электрической передачи тепловозов в режиме электрического торможения

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемых от генератора переменного тока

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемыми через управляемые выпрямители от генератора переменного тока
Наверх