Перспектограф

 

ОЛИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1н1 559842

Союз Советских

Социалистических

Республик

1

1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.05.71 (21) 1663000/12 (51) М. Кл. - В 43L 13/14

G 09В 9/04

G 09В 9/08 с присоединением заявки ¹

Гасурврствеивый кандитат

Савета Мииистрав СССР аа делам и;,5ретеикй и аткр:лий ;23) Приоритет

Отбликовано 30.05.77. Бюллетень ¹ 20

Дата опубликования описания 27.07.77 (53) УДК 744.34(088.8) (72) Авторы изобретения

Ю. М. Енукашвили, A. Л. Шевчук и П. В. Койфман (71) Заявитель (54) П EP C П Е КТО ГРАФ

Изобретение относится к области построения перспективных изображений обьектов, в частности к перспектографам для построения перспективных изображений точек, непрерывно движущихся по заданной пространственной кривой линии.

Известен перспектограф, содержащий устройство индикации на светящемся экране, лентопротяжныи механизм с нанесенными на его ленте плановой и высотнои проекциями заданной пространственной кривой, продольные направляющие с установленными на них с возможностью перестановки поперечными направляющими, одна из которых несет две центральные каретки со следящими приводами, имитирующие плановую и высотную проекции центра проецирования, а на других поперечных направляющих установлены по две каретки со следящими устройствами для считывания соответственно плановой и высотной проекций текущих точек заданной кривой, одна из которых связана телескопическим стержнем с соответствующей центральной кареткой.

В известном перспектографе принцип построения перспективного изображения обусловливает установку на каждой плановой каретке, помимо следящего устройства, привода следящей системы, связанного с высотной кареткой. Это усложняет конструкцию каретки и всего перспектографа и затрудняет построение достаточного количества точек кривой.

Кроме того, известный перспектограф не обеспечивает независимого от проекций кривой перемещения центра проецирования. Конструкция следящих устройств кареток, выполненных в виде фотоэлектрической следящей системы, сложна. Указанный перспектограф позволяет получить на экране перспективные изображения нескольких точек, принадлежащих одной кривой, имитирующей осевую линию дороги. ракой информации о дороге недостаточно для уверенной «езды» по ней. Помимо этого, известный перспектограф не обес15 печивает реакции экрана на повороты имитатора транспортного средства, имитируя лишь плоскопараллельное перемещение вдоль дороги, Целью данного изобретения является рас20 ширение диапазона решаемых задач и упрощение конструкции.

Для этой цели вторая каретка каждой поперечной направляющей также связана телескопическим стержнем со второй центральной

25 кареткой, а каждый телескопический стержень имеет датчик угла поворота, например потенциометр, предназначенный для измерения на плановой проекции угла азимута каждой текущей точки кривой относительно цен30 тра проецирования, à на высотной — угла ме559842 ста ее, при этом все датчики электрически соединены с устройством индикации, а последнее выполнено в виде индикатора «азимут— угол места» телевизионного типа с соответствующими согласующими устройствами и схемами совпадения.

Лента лентопротяжного механизма имеет края, профиль которых выполнен по форме, соответствующей высотной и плановой проекциям заданной кривой, а следящее устройство каждой каретки выполнено в виде укрепленного на каретке наконечника, опирающегося на край ленты. Следящий привод соответствующей центральной каретки выполнен в виде штока с наконечником, опирающегося на край ленты, при этом шток установлен на каретке с возможностью фиксации заданного расстояния до края ленты.

Каретки имеют средства, обеспечивающие постоянный контакт наконечников с краем ленты, например противовесы, В схему устройства индикации включен блок регулирования длины «высвечиваемых» на экране меток в зависимости от заданной длинны образующей и удаления данной точки от центра проецирования, и блок регулирования яркости «высвечиваемых» на экране меток в зависимости от удаления данной текущей точки кривой от центра проецирования, На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — A на фиг. 1; на фиг. 3 — пример перспективного изображения на экране индикатора телевизионного типа.

На неподвижных продольных направляющих 1 предлагаемого перспектографа установлена поперечная направляющая 2, определяющая положение центра проецирования. На ней подвижно установлены центральные каретки 3 и 4, имитирующие плановую и высотную проекции центра проецирования.

Каретка 3 имеет привод 5, а каретка 4— шток 6, установленный на каретке подвижно с возможностью фиксации. На направляющих

1 установлены на определенных расстояниях от направляющей 2 поперечные направляющие 7. На последних подвижно установлены плановые каретки 8 и высотные каретки 9, которые несут наконечники 10. Таким же нако нечником заканчивается шток 6. Наконечники

10 опираются в кромку профилированной ленты 11, наматываемой на барабан 12 с барабана 13. Механический контакт наконечников

10 с кромкой ленты 11 обеспечивается с помощью противовесов 14. Барабан 12 снабжен приводом 15, управляемым от задатчика скорости протяжки ленты.

Каретки 8 соединены с каретками 3 и 4 телескопическими стержнями 16 и 17, кинематически связанными соответственно с датчиками 18 угла азимута, установленными на каретке 3, и датчиками угла места (на чертежах не показаны), установленными на каретке 4.

Датчики угла азимута и угла места электрически связаны через согласующие устрой60

5

4 ства 19 и схемы 20 совпадения с индикатором

21 телевизионного типа.

При необходимости на каретке 4 может быть установлен вместо штока 6 с наконечником 10 привод, связанный с задатчиком вертикальной составляющей скорости. Также при необходимости привод 5 на каретке 3 может быть заменен штоком с наконечником.

Перспектограф работает следующим образом, В качестве задающих параметров на него подаются: скорость протя>кки ленты, имитирующая горизонтальную продольную составляющую скорости транспортного средства; направление проецирования в виде углов курса и тангажа Э для летательного аппарата; ширина полотна дороги; профиль и план дороги в виде профилированной ленты; скорость перемещения проекций центра проецирования в виде поперечной и вертикальной составляющей скорости имитатора транспортного средства.

Скорость протяжки ленты обеспечивается приводом 15, перемещающим ленту в направлении, указанном на фиг. 1 стрелкой, Привод

5 обрабатывает поперечную составляющую скорости, перемещая каретку 3 вдоль направляющей 2, шток 6 — вертикальную составляющую скорости, перемещая каретку 4.

11ри этом стержни 16 и 1/ при помощи наконечников 10 отслеживают удаление кареток 3 и 4 от соответствующих кромок ленты, а связанные с ними датчики угла азимута и угла места отмечают величину этого удаления.

Подвешенные шарнирно к кареткам в центре проецирования телескопические стержни 16 при помощи кареток 8 и наконечников 10 отслеживают соответствующие углы азимута и углы места выбранных текущих точек, а связанные с ними датчики азимута и угла места отмечают величины этих углов и подают их через согласующее устройство 19 и схемы 20 совпадения на телевизионный индикатор 21.

Эти устройства обеспечивают получение на экране светящейся метки, координаты которой соответствуют азимуту и углу места плановой и высотнои проекций точки.

Длина светящейся метки задается через согласующие устройства, в зависимости от заданной ширины дороги и удаления точки от центра проецирования, т. е. от расстояния между соответствующей направляющей 7 и направляющей 2. Направление проецирования

B виде углов курса и тангажа подается на согласующие устройства, которые смещают изображение на экране в нужную сторону на величину, соответствующую величине курса и тангажа, Формула изобретения

1. Перспектограф, содержащий устройство индикации на светящемся экране, лентопротяжный механизм с нанесенными на его ленте плановой и высотной проекциями заданной

559842 пространственной кривой, продольные направляющие с установленными на ННх. с возможностью перестановки поперечными направляющими, одна из которых несет две центральные каретки со следящими приводами, имитирующие плановую и высотную проекции центра проецирования, а на других поперечных направляющих установлены по две каретки со следящими устройствами для считывания соответственно плановой и высотной проекций текущих точек заданной кривой, одна из которых связана телескопическим стержнем с соотвстствующей центральной кареткой, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона решаемых задач, вторая каретка каждой поперечной направляющей также связана телескопическим стержнем со второй центральной кареткой, а каждый телескопический стержень имеет датчик угла поворота, например потенциометр, предназначенный для измерения на плановой проекции угла азимута каждой текущей точки кривой относительно центра проецирования, а на высотной — угла места ее, при этом все датчики электрически соединены с устройством индикации, а последнее выполнено в виде индикатора «азимут — угол места» телевизионного типа с соответству;ощими согласующими устройствами и схемами совпадения.

2. Перспектограф по п. 1, от л и ч а ищи itc я тем, что, с целью упрощения конструкции, лента лентопротяжного механизма имеет края, профиль которых выполнен по форме, соответствующей высотной и плановой проекциям заданllои кривой!, а следящее cTpoHñòëo каж5

15 0

З0

05 дой каретки выполнено в виде укрепленного

f1a каретке наконечника, опирающегося на край ленты.

3. Перспектограф по пп. 1 и 2, о тл и ч а ющи и ся тем, что, с целью обеспечения эквидистантного по крайней мере одной из проекций кривой перемещения проекции центра проецирования, следящий привод соответствую цей центральной каретки выполнен в виде штока с наконечником, опирающимся на край ленты, при этом шток установлен на каретке с возможностью фиксации заданного расстояния до края ленты.

4. Псрспектограф по пп. 1 — 3, о т л и ч а ющ н и с я тем, что каретки имеют средства, UOCCHCHI1H2IOIlIIfP постоянный I OHTQIIT HBI

5. Перспектограф по пп. 1 — 4. о тл ич а юшийся т-х-„что, - целью получения кинематичсской перcIICI;1 IIÂь! 11.!линдричect .ÎÉ пОВсрхности с горизонтальной образующей заданной длины и направляющей в виде пространственной кр шой, заданной се высотной и плановой проекция;Ilf, в схему устройства индикации включе!! блок pcI óëlfpîâàíHft:,::Ift:û «высвечиваемых» на акрHHO меток В заВисимости От заданной длины ооразующс.", и удаления данной точки от центра проецпров;-.Вия. б. Псрспсктограф по пп. 1 — 5, о тл ич а юшийся тем, что, с целью получения псевдоTpcх .,!с,"1:oil к11;1смaтпчес! oil перспектиВы, В схему устройстга !индикации включен блок регулирования яркости «высвечиваемых» на экр,llc меток в завис! мости от удаления данной теку!цсй точки «ризой от центра проецирова:-шя.

559842

fb

Составитель С. Либерман

Техред М. Семенов Корректор И. Позняковская

Редактор Н. Хубларова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ !689:3 Изд, № 539 Тираж 532 Подписное

ЦЕ1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Перспектограф Перспектограф Перспектограф Перспектограф 

 

Похожие патенты:

Тренажер // 490155

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах

Изобретение относится к области авиационного тренажеростроения, устройств вычислительной техники и предназначено для тренировки экипажей, решения задач научно-технических разработок

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к системам управления многостепенными динамическими стендами, содержащими в своем составе несколько следящих систем, каждая из которых управляет одним исполнительным механизмом, например исполнительными силовыми гидроцилиндрами, управляющими единой нагрузкой шестистепенного динамического стенда-тренажера авиационной техники, работающего в комплексе полунатурного моделирования условий полета при тренировках и обучении экипажей самолетов

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано при создании тренажеров различных транспортных средств

Изобретение относится к авиационным тренажерам

Изобретение относится к комплексным испытательным устройствам

Изобретение относится к области авиационных тренажеров и вычислительной техники и предназначено для обработки полетной информации бортовых регистраторов с целью контроля выхода параметров полета за летно-эксплуатационные ограничения, контроля действий экипажа во время наземной тренировки или полета, установления причин летных происшествий, а также обработки параметрической информации дли контроля состояния систем тренажера или летательного аппарата (ЛА) и расчета выработки ресурса ЛА, исходя из реальной наработки и с учетом условий эксплуатации
Наверх