Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся

 

ОЛ ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1щ 576582

Со1оа Соеетских

Социалистических

Респубяик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.02.76 (21) 2324496/24 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.10.77. Бюллетень № 38 (45) Дата опубликования описания 2.11.77 (51) М Кл.- 6 09В 7,, 07

Государстеениый комитет

Соеета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 681.3.071 (088.8) (72) Авторы изобретения

H. С. Петров, В. П. Медведев, Б. А. Сальников, Ю. М. Князев и С. П. Бровченко

Таганрогский радиотехнический институт им. В. Д. Калмыкова (71) Заявитель (54) АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ УЧА1ЦИХСЯ

Изобретение относится к области технических средств обучения и может быть использовано для адаптивного машинного контроля знаний учащихся.

Один из известных автоматизированны классов для контроля знаний учащихся содержит блок выдачи информации, логический блок, блок ввода, блок индикации, блок вычисления взаимной корреляции вопросов и правильных ответов и позволяет проводить адаптивный контроль за счет корреляции числа вопросов и правильных ответов (1).

Однако это устройство исключает активное вмешательство учащегося в процесс выбора очередной дозы информации, что снижает а«тпвпость и эффективность контроля.

Другой известный автоматизированный класс для контроля знаний учащихся содержит блок памяти, центральный аудиовизуальный узел, вычислительный блок, программатор, ннформационнос табло, блок управления, аудиовизуальный узел, блок оценки, блок ввода, ш1дпкатор действий обучаемого и позволяет прово 1пть адаптивный контроль с индивидуальной приспособляемостью и поэтапным методом контроля (2).

Однако это устройство осуществляет адаптаци1о по заранее заданному алгоритму, что исключает активизацию контроля и сни кает его эффективность.

Из известных автоматизированных классов

HBiI001се близким является I(lQcc для конт110ля знаний учащихся, содержащий блок программного управления, подключенньш через

5 распределитель и непосредственно к блокам предъялення учебной информации, соединенным с первыми входами соответствующих блоков анализа ответов, вторые входы которых подключены к выходам соответствующих

10 блоков ввода ответов, выход каждого блока анализа о-,ветов через соответствующий блок оценки соединен с одним из первых входов блока индикации 3. Это устройство реализуei адаптивный контроль и обучение за счет пс15 редачп данны.. о ходе контроля В ЭВМ, на основании которых ЭВМ управляет ходом контроля и обучения.

Однако B 113BBcTHOAI устройстве, несмотря на наличие ЭВМ, адаптация осуществляется

20 только по заранее заданному алгоритму, без дополнительной стимуляции активности контроля. то псклlО lает аl тиВное Вмешате.1ьство самого учащегося в процессе выбора о1ерсдной дозы информации (доза определяpTC>-, ал25 горитмом) и снижает его активность, что В свою очередь снижает активность и эффек-. нвность контроля.

ЦЕЛЫО 11300РЕТЕННЯ ЯВЛЯСТСЯ 110hb! IB!(.:!!( э (р ф е к l l i В и 0 с т l l ко и т р 0 л я 3 н а н и и 3 а с 1 е т с 03; (,: l ;30 ния акт IB!iBiх учебных ситуаций.

Суть создания активной учебной ситуации состоит в следующем. Учащийся, первый правиль»o ответивший на вопрос, имеет право выбора следующей дозы информации (вопроса), которос выдается всем учащимся сразу, то есть берет на себя роль лидера в группе отвечающ11«. Лидер группы определяется после ответа на каждый вопрос, при этом лидеру, помимо условных баллов за правильный ответ, идущих в зачет оценки знаний, начисляются также игpOBbIB 62J!Jlbl, Н2 основании KOTopbIX по завершению работы определяется победитель среди группы лидеров. Вся информация о результатах игрового контроля при этом наглядно отображается на демонстрационном табло. Создание такой игровой (активной учебной) ситуации при контроле значительно оптимизирует сам процесс контроля и повышает его эффективность. Адаптация при этом реализуется наличием подпрограмм раз,1и шой степени сложности (за правильные ответы учащимся засчитывается различное число условных баллов в зависимости от сложности подпрограммы), а также разрешением перехода от простой подпрограммы к более сложной только после успешных ответов на гопросы простой подпрограммы. При этом число возможных подпрограмм, а также соотношение условных и игровых баллов может изменяться преподавателем путем корректироВ«Н игрового алгоритма.

Предлагаемое устройство содержит блок приоритета ответов учащихся и блоки индиBидуального выбора задания, выходы которы«подключены к входам блока программногo управления, а входы — к одним выходам блока приоритета ответов учащихся, другие вы«оды которого соединены с соответствующим

B«o.Ioi r блока !Iporpa ivrrroro управления и со

lITopbI 1 BxoTIoi« блока HFIJIHK21IHH, Bxo+br 6JIoка приоритета ответов учащихся подключены и выходам блоков анализа ответов. При этом блок приоритета ответов учащихся служит для определения учащегося, который первым правильно ответил на вопрос, то есть лидера по данному вопросу, а блок индивидуального выбора задания позволяет лидеру выбрать задание.

Алгоритм игрового контроля при этом выбран следующий.

Контроль начинается с наиболее простой подпрограммы. Ответивший правильно на первое задание получает один условный балл за правильный ответ, что идет в зачет оценки, а также один игровой балл — как лидер. При этoì данный учащийся имеет право выорать следующее задание, но в пределах этой же наиболее простой подпрограммы, если есть учащиеся, неправильно ответившие на вопрос.

Если же учащиеся ответилн правильно на первый вопрос, то задание можно выбрать из второй более сложной подпрограммы. Стимулом к выбору вопросов из более сложной программы является тот факт, что за вопрос втор ÄII подпрограммы засчитывается два балла

576582

4 (при правильном ответе), а по третьеи подпрограмме — три балла, идущих в зачет оценки знаний. Если при втором задании по первой подпрограмме вновь появятся учащиеся г

У пе ответившие как па первое, так и на второе заданис, то онн от дальнейшего контроля отстраняются, как пмс1ощпс неудовлетворительные знания. В дальнейшем цикл работы повторяется с учетом того, чго по каждой под10 программe rrpи первом нсi 11авrrJIЬ!Iом Ответе учащи«ся дается доно.шительпо еще только од:1о задание этой же подпрограммы. При дву«неудачных попытка«на второй подпрограмме учащиеся также отстраняются от

15 контроля, как имеющие неудовлетворитель«b!e знания. Если же учащийся пропел через первую и вторую подпрограмму, то оценка выставляется ему по завершению ответа на третьей подпрограмме на основании получен20 ного им числа условных баллов, по соотноше1ию задаш1ому преподавателем. При этом в игровом контроле предусмотрена и система

«штрафо⻠— если лидер неправильно ответит на выбранное им задание, то оп «штрафуется»

25 112 один игровой балл. Таким образом, по завершению ответов учащихся на заданное преподавателем число вопросов, все учащиеся получают оценки, которые выставляются по заданному соотношению на основании условных

30 баллов, полученных за ответы на вопросы.

1«роме того, будет и определен победитель, то есть учащийся, наибольшее число раз бывший лидером и успешно отвечавший на вопросы.

На чертеже представлен предложенный ав35 томатизированный класс, реализующий описанный выше алгоритм контроля.

Пульт преподавателя 1 соединен с пультамн учащихся 2 и блоком индикации 3, соединенным также с пультами учащихся. Блоки

40 анализа ответов 4 соединены с выходами блоков ввода ответов 5 и блоков предъявления учебной информации 6. При этом выходы блоков анализа ответов 4 соединены с входами блоков оценок 7, выходы которых соединены с входами блока индикации 3 и с входами блока приоритета ответов учащихся 8. Выходы блока приоритета ответов учащихся

8 соединены с входами блока индикации 3, блока индивидуального выбора заданий 9 и

50 блока программного управления 10, входы которого соединены также с выходами блоков индивидуального выбора заданий 9 и блоков пред.ьявления учебной информации 6, а выходы подключены к входу распределителя 11, подключенного в свою очередь к входам блоков предъявления учебной информации 6.

Раоота автоматизированного класса осущес1влястся следующим образом.

С пульта преподавателя 1 на пульты учаг>0 шихся 2 через блоки предъявления учебной информации 6 выдаются вопросы по первой подпрограмме и учащийся начинает отвечать, вводя ответы в блоках ввода ответов 5. Анализ ответов осуществляется в блоках анализа

ri0 ответои 4. При правильны«ответах сигналы

676682

65 с выходов блоков анализа ответов 4 поступают в блоки оценок 7, где обеспечивается индикация качества ответа и накапливается информация о знаниях учащихся в виде суммы условных баллов (за правильный ответ по первой подпрограмме в блок оценок 7 записывается один балл). Информация о полученных за ответ условных баллах, а также о качестве ответа на вопрос с выходов блоков оценок 7 поступает на входы блока индикации

3. Сигналы с выходов блоков анализа ответов

4 поступают также на входы блока приоритета ответов учащихся 8, где определяется пульт учащегося 2, с которого первым был дан правильный ответ. На блок индивидуального выбора заданий 9 этого пульта учащегося из блока приоритета ответов учащихся 8 поступает сигнал, разрешающий выбор задания. Учащийся, работающий за данным пультом, через блок индивидуального выбора заданий 9, блок программного управления 10, распределитель 11 и блок предъявления учебной информации 6 осуществляет выбор следующего вопроса. При этом, если все учащиеся правильно ответили на вопрос, то блок программного управления 10 разрешает выбор следующего задания из второй подпрограммы, более сложной. Если же есть учащиеся, неправильно ответившие на вопросы, то блок программного управления 10 разрешает выбор следующего задания только из этой же первой подпрограммы. Учащемуся, первым правильно ответившим на вопрос, помимо условного балла за ответ в блок индикации из блока приоритета ответов учащихся 8 записывается один игровой балл. При ответе на второй вопрос цикл работы повторяется. Однако учащиеся, дважды не ответившие на вопросы первой подпрограммы, от дальнейшего контроля отстраняются и им автоматически выставляется оценка «2». Учащиеся, ответившие правильно хотя бы на один из двух вопросов первой подпрограммы, продолжают работу. Учащийся, правильно ответивший первым на второй вопрос первой подпрограммы также получает помимо условного балла, идущего в зачет оценки, один игровой балл. При этом выбор следующего вопроса он может производить по второй подпрограмме, независимо от того, все ли учащиеся правильно ответили на второй вопрос первой подпрограммы (то есть на первой и второй подпрограмме задается максимум по два вопроса). В дальнейшем цикл работы повторяется. Учащиеся, дважды не ответившие на вопросы второй подпрограммы, от дальнейшего контроля отстраняются и им автоматически выставляется оценка «2». Учащиеся, ответившие хотя бы на один вопрос второй подпрограммы правильно, продолжают работу.

При этом за каждый правильный ответ по второй подпрограмме в блок оценок 7 записывается два условных балла, а за правильный ответ, данный первым, дополнительно один игровой балл в блок индикации 3. Пере5

40 ход на третью более сложную программу осуществляется аналогично ранее описанному.

3а правильный ответ по третьей подпрограмме в блок оценок 7 записывается три условных балла, а правильный ответ, данный первым, как и ранее, один игровой балл — в блок индикации 3. При этом, если при работе по любой подпрограмме учащийся, выбравший вопрос, сам отвечает на него неверно, то он

«штрафуется» на один игровой балл, то есть из суммы его игровых баллов в блоке индикации 3 по сигналу из блока приоритета ответов учащихся 8 вычитается один игровой балл.

По завершению контроля, то есть когда учащиеся ответят на число вопросов, заранее определенное преподавателем, во всех блоках оценок 7 будут выставлены оценки на основании суммы набранных условных баллов по заданному соотношению. Кроме того, будут ясны и результаты соревнования — игры при контроле. Победителем будет учащийся, набравший наибольшее число игровых баллов.

Учитывая, что информация о числе набранных в любой момент котроля условных и игровых баллов выведена в блок индикации 3, то в любой момент вся группа учащихся, а также преподаватель видят реальную картину игрового контроля, то есть видны как лидеры, так и текущие результаты всех учащихся группы.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет оптимизировать процесс контроля за счет реализации адаптивной программы посредством создания активных учебных ситуаций, а также активизировать процесс контроля за счет выявления и наглядной демонстрации хода процесса игрового контроля— реализации активных учебных ситуаций. В конечном счете и оптимизация и активизация процесса контроля знаний обеспечивают повышение его эффективности, что в свою очередь повышает качество подготовки специалистов.

Формула пзобоетения

Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся, содержащий блок программного управления, подключенный через распределитель и непосредственно к блокам предьявления учебной информации, соединенным с первыми входамп соответствующих блоков анализа ответов, вторые входы которых подключены и ьыходам соответствующих блоков ввода ответов, выход каждого блока анализа ответов через соответствующий блок оценки соединен с одним нз первых входов блока индикации, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности контроля знаний за счет создания активных учебных ситуаций, он содержит блок приоритета ответов учащихся и блоки индивидуального выбора задания, выходы которых подключены к входам блока программного управления, а входы— к одним выходам блока приоритета ответов учащихся, другие вы лды которого соединены

576582

Составитель А. Карлов

Тсхрсд И. Михайлова

Коррсктор Л. Брахнина

Редактор Н. Хлудова

Подписное

Заказ 2278/18 Изд. ¹ 838 Тираж 563

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K-35, Раугнская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 с соответствующим входом блока программного управления и со вторым входом блока индикации, входы блока приоритета ответов учащихся подключены к выходам блоков анализа ответов.

Источники информации, принятые во внимание при проведении экспертизы

1. Авторское свидетельство СССР % 327510, М. кл, G 09В 7/00, 05.05.72.

2. Авторское свидетельство СССР М 3937б5, 5 М. кл. G 09В 7/00, 27.03.74.

3. Авторское свидетельство СССР М 419951, М. кл. G 09В 7/00, 11.11.74.

Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований
Наверх