Патент ссср 69662

 

Класс 42k, 38в1 № 69662

СССР

-=.1! - г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Я АВТОРСНСМУ СБИДЕТЕЛЬСТВУ

Во. СбЩИ4 Л

ПЛ ГН1 r;lOЮ Я. Зильберг гр нр!roan

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СТйПЕНМЧЮЙЖ4А

ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ

Заявлено 6 июля 1946 г. за ¹ 10496(347017) в Наркомат вооруженных сил СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений и товарных знаков» ¹ 16 за 1964 г.

Q=147 10 Е l где Р— давление подаваемого масла в ат;

d — диаметр вала в лл;

s — масляный зазор в нк;

Š— вязкость масла в Е;

1 — длина подшипников в л.я.

Для контроля степени износа вкладышей подшипников, з частности подшипников автомобильных двигателей, без;вскрыгия самих подUINIIHHK0IB и без нарушения приработки и установившейся масляной пленки используется устройство, известное под,названием масляного индикатора. Масляный индикатор позволяет также проверить всю масляную магистраль двигателя и выявить трещины и неплотности в штуцерах и других местах.

Принцип действия индикатора основан на наблюдении интенсивности истечения масла из зазора между подшипником и валом при подаче масла в маслопроводящую систему автомобиля под избыточным давлением заданной величины.

В предлагаемом устройстве применен эталонный подшипник с известным колиброванным зазором, предназначенный для .включения в маслопровод двига-еля одновременно с испытываемым подшипником, с целью о пределения износа последнего путем сравнения количества масла, одновременно вытекающего пз каждого подшипника.

Согласно теории и экспериментальной проверке количество масла (измеряется в кубических, сантиметрах в минуту), вытекающего с одной стороны подшипника при наличии центральной масляной канавки, равно

¹ 69662

Если принять P, d, Е и l постоянными, то даже небольшое увеличение зазора значительно увеличивает количество масла, вытекающего из подшипника в единицу времени, так как Q= f (s ) 3.

При определенном давлении в магистрали и правильно .подобранной вязкости масла можно судачить о величине износа подши|пников по интенсивности истечения масла из них. Можно подобрать масло с такой вязкостью и создать та кое давление, чтобы при нормалвных и максиM3JIbHo допустимых зазорах с одной стороны подшипника вытекало QT

20 до 150 капель масла в минуту. Если из подши п няка вытекает более !

50, капель масла в минуту или оно течет непрерывной струей, з начит черезмерно износились:вкладыш и шейка вала и необходимо производить ремонт.

Масляный индикатор состоит из бачка, за полненного специальным эта лонным маслом. К бачку прикреплены два шла н га, по одному подается воздух под неизменным:постоянны м давлением, другой присоединяется к маслопроводной системе двигателя, чаще всего к трубке манометра. У двигателя снимается картер, и по истечению масла из подшипников судят о годности последн их к дальнейшей экаплуатации.

Применение подооного индикатора связано со сложностью изготовления эталонных масел и большой зависимостью вязкости масел от температуры; даже iIIpH незначитвльном изменении окружающей температуры интенсивность истечения масла из одного и того же подшипника резко меняется, что исключает возможность получения правильных результатов испытания, Масляный индикатор необходимо, применять при большом диапазоне температур (нижняя граница лежит ниже О, а верхняя выше +25 С) .

Контроль степени износа вкладышей подшипников предлагаемым устройством заключается в следующем. Подбирая вязкость малосла разбавлением его керосинном и изменяя, давление в маслопроводе двигателя, добиваются истечения определенного количества масла через установленный зазор в специальном эталонном подши пни ке. Сравнивая количество масла, вытекающего из эталона и из испытываемого подшипника, определяют степень из носа последнего.

На фиг. 1 изображена схема устройства для контроля степени износа, вкладышей подшипника в; на фиг. 2 и 3 — два типа эталонного по дшипн ика.

Устройство состоит из бачка 1 с горловиной и пробкой манометра 2, редуктора 3 с,регулятором, шланга 4, соединенного с баллоном компрессора, шланга 5, соединяющего бачок с масляной системой двигателя, эталона б, соединенного через трубку и кран 7 с внутренней полостью бачка и снабжен ного латком 8 для стока масла.

Один эталон состоит из двух пластин 9 и 10, между KQTopbIми положены прокладки 11 для создания заданного зазора. Пластины стянуты болтами 12. Масло подводится через трубку И и масляные каналы 14 в.середине плиток и стекает из щели по лотку 15.

Другой эталон выполнен IIIo типу IIIoäøèïíHêà и состоит из основания 1б и крышки 17, .в которые вставлен в кладыш или пустотелый цилиндр 18 нужного диаметра. Внутри вкладыша установлен отрезок вала 19 с зазором. Эталонный подшипник стягивается болтами 20. Масло подводится по трубке 21 и центральной кольцевой канавкой равно мерно разносится по всему вкладышу.

Величину зазора в эталоне можно подобрать экспериментально или при помощ и расчетов.

После установления в эталоне щели нужного размера в бачок заливается густое масло. Изменяя вязкость масла разбавлением его керо№ 69662 сином и редуцируемое давление, доби ваются истечения из эталона определенного количества масла в единицу времени. При истечении масла от 25 до 100 капель в минуту открывают кран и подают масло в масляную систему двигателя или la испытываемое сочленение. Сравни-. вая количество масла, вытекающего из эталона, с истечением масла из подшипников (при различных положениях коленчатого вала), можно судить о зазорах и о степени износа подшипников или подобных сочленений.

Предмет изобретения

1. Устройство для контроля степени износа вкладышей подшипников, в частности подшипников автомобильных двигателей, определяемого по интенсивности истечения масла из зазора между подшипником и валом, при подаче масла в маслопроводящую систему двигателя под избыточным давлением заданной величины, о тл и ч а ю щ ее с я применением эталонного подшипника с известным калиброванным зазором, предназначенного для включения в маслопровод двигателя одновременно с испытываемым поршипником, с целью определения износа последнего путем сравнения количества масла, одновременно вытекающего из каждого подшипника.

2. Устройство по п. 1, отлич аю щеес я применением двух параллельных пластин, жестко сирепленных между собой с зазором, образующим калиброванную щель, служащую для вытекания масла, подводимого в пространство между пластинами.

Риг.!

Фиг 1 № 69662

/7,,/ и;

Редактор Л. М. Жаворонкова Техред Л. К. Ткаченко Корректор H. В. Гераськина

Типография, пр, Сапунова, 2.

Подп. к печ. 16/VI — 64 г. Формат оум. 700(108>/,„ Объем 0,35 изд. л.

Заказ !373/1 Тираж 200 Дена 5 коп.

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4.

Патент ссср 69662 Патент ссср 69662 Патент ссср 69662 Патент ссср 69662 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для контроля степени износа подшипниковых узлов шатуна двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в машиностроении для измерения линейных размеров и погрешностей формы

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения износа гладких или нарезных стволов
Наверх