Фрикционный амортизатор

 

ОЫ93

Союз. Советскнх

Социалистических республик

Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву— д е F16 Г 7/00 (22) Заявле <о 31.12.74 (21) 2090465/25-28 с присоединением заявки K — (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.04.78. Бюллетень;¹ 13 (45) Дата опубликован;IH описан:гя 1;.03. 8

Государственный комитет

Совета Мнннстров СССР ло делам изобретений

К 621-567.1 (088.8) и открытий ( (72) Авторы изобретения

А. А. Болтухов и H. H. Apux

Центральный научно-исследовательский и проектноэкспериментальный институт промышленных зданий и сооружений Госстроя СССР (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР

Изобретение относится к промышленному строительству, в частности к виброизоляции промышленного оборудования.

Известны фрикционные амортизаторы, содержащие винтовую пружину и упругие элементы, выполненные в виде резиновых кубиков (1).

Затухание колебаний в этих устройствах происходит по экспоненциальному закону и зависит от количества резиновых элементов.

Недостатком таких устройств является относительно малое затухание колебаний и невозможность обеспечения больших амплитуд колебаний виброизолируемых объектов.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является фрикционный амортизатор, ссдержащий корпус с внутренней профильной поверхностью, расположенную в нем пружину с шайбой, фрикционные клинья, взаимодействующие с внутренней поверхностью корпуса, и нажимной клин, воздействующий на фрикционные клинья (2).

Недостатком данного амортизатора является то, что оп обладает постоянной силой трения при дзижении клиньев в одном награвлении, что не обеспечивает эффективного гашения колебаний, а также .. позволяет .использовать его в системах оптимальной виброизоляции, где изменение силы трения должно происходить в зависимости оТ величины перемещения по заранее заданному закону .

Цель изобретения — повышение эффективности гашения колебаний.

Для этого профиль в продольном сечении взаимодействующих между собой поверхностей фрикционного клина и корпуса пли одного из них очерчен дугой окружности с отчошением стрелы подъема к хорде в пределах от 0,01 до 0,1.

На фиг. 1 изображен предлагаемый фрикционный амортизатор, поперечный разрез; на ф ii. 2 — взаимодействующие между собой фрикционные поверхности (вариант выполнения).

Фрикционный амортизатор содержит корпус 1, имеющий профильную поверхность 2, расположенную в нем пружину 8 с шайбой

2О 4, фрикционные клинья 5 и нажимной клин б, выполненный из двух половинок, распертый пружиной 7.

При действии нагрузки фрикционные клинья 5 прижимаются к профильной поверх25 ности 2 корпуса 1 и нажимному клину б, При этом усилие передается либо по общей площади клина, либо в одной пли двух точках, если кривизна фрикцпонных клиньев 5, нажимного клина б и корпуса 1 в местах соприкосновения разные, 601493 з

I Ъ

Е 6 . .с> (Ю !

1 -3

Риг 2

Риг 1

Составитель О. Жулина

Текред В. Рыбакова

Корректор и. Симкина

Редактор А. Мурадян

Заказ 86/201 Изд. ¹ 102 Тираж 918

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4,:5

Подписное

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

При перемещении фрикционных клиньев 5 во время работы амортизатора перемещается и площадь опоры клиньев (или точка опоры) по заранее заданной кривой. Эта кривая и определяет переменный наклон трущихся поверхностей по отношению к оси амортизатора. Так как усилие трения всегда направлено по касательной к этой кривой в точке соприкосновения, а нормальная сила всегда перпендикулярна данной касательной, то эта кривая определяет также закон из менения сил сопротивления взаимному движению нажимного клина б амортизатора и его корпуса.

Данные амортизаторы обладают различи;й силой трения при движении нажимного клина в прямом и обратном направлениях, что в некоторых случаях особенно полезно.

В тех случаях, когда необходимо получпгь симметричное изменение силы трения при движении в прямом и обратном направлениях, необходимо поставить два амортизатора корпусами в разные стороны. (!

1 (1 1

Формула изобретения

Фрикционный амортизатор, содержащий корпус с внугренней профильной поверх5 ностью, расположенную в нем пружину с шайбой, фрикционные клинья, взаимодействующие с внутренней поверхностью корпуса, и нажимной клин, воздействующий на фрикционные клинья, отличающийся тем, что, 10 с целью повышения эффективности гашения колебаний, профиль в продольном сечении взаимодействующих между собой поверхностей фрикционного клина и корпуса или одного нз них очерчен дугой окружности с от1б ношением стрелы подъема к хорде в пределах от 0,01 до 0,1.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 171701, кл. F 16 F j/34, 1965.

2. Никольский А. Н. Фрикционные амортизаторы удара. М., «Машиностроение», 1964, с. 13, рис. 21.

Фрикционный амортизатор Фрикционный амортизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается фрикционных поглощающих аппаратов автосцепного устройства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в центральном или буксовом подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты объекта от действия вибрации и ударов

Изобретение относится к материалам, предназначенным для снижения шума, и может быть использовано для снижения шума, излучаемого вибрирующими тонколистовыми металлическими структурами типа панелей кузова легкового автомобиля, панелей кабин других наземных транспортных средств, корпусов установок бытовой техники (холодильников, стиральных машин, пылесосов и т.п.)

Изобретение относится к листовым пружинам со средствами для изменения характеристики пружины

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к фрикционным поглощающим аппаратам автосцепки

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к фрикционным демпферам

Изобретение относится к технике защиты людей и оборудования от вредного воздействия вибрации и ударов
Наверх