Литейная форма

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетсннн

Сотеналнстннескнн

Рвсяублни (11) 611710 (61) Дополнительное к авт. свид-ну (51) М. Кл. (22) Заявлено 01.07.76(21) 2380964/22 02 с присоединением заявки №

В 22 С 9/00

В 22 О 15/00

Гасударственный кюмнтет

Сюавта Ннннютрюа СССР ню делам нзюбретеннй н юткрмтнй (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.06.78рюллетень № 23 (53) УДК 621.746. .043(088.8) (4S) Дата опубликования описания 25.05.78 (72) Автор изобретения

А. И. Траченко

Кемеровский межотраслевой научно-исследовательский и проектнотехнологический институт по автоматизации и механизации машиностроении (?1) Заявитель (54} ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА

Изобретение относится к литейному производству, в частности к совершенствованию оснастки и технология литейной формы.

Известна питейная металлическая форма с посадочными знаками,. причем посадочная . коническая поверхность знака формы выполнена гладкой, а коническая поверхность знака металлического стержня снабжена системой продольных выступов PQ.

Продольные ребра на знаках металлического стержня являются единым целым с кор-, пусом стержня, поэтому при износе продопьных ребер точность фиксации стержней в литейной форме уменьшается, а ремонт ребер практически невозможен.

Известна литейная форма с посадочными знаками, в которой коническая поверхность знаковой части попуформы снабжена систе- рф мой продольных ребер, ориентированных параллельно образующим, а коническая поверхность знака стержня, контактирующая (сопрягаемая) с продольными заостренными реб рами, выполнена гладкой $2).

2

Продольные фиксирующие ребра являются одним целым с формой или стержнем, и при длительной эксплуатации, в силу абразивного трения с песчано-керамической смесью, .ребра изнашиваются, в результате точность фиксации стержней в литейной форме уменьшается, а восстановление ребер практически с невозможно.

Известна питейная форма, включающая металлическую попуформу с посадочным знаком, коническая поверхность котброго снабжена продоньными заостренными ребрами, и песчайный (или песчано-керамический) стержень, вставляемый в попость знака металлической попуформы и фиксируемый продольнымиi заостренными ребрами L31.

Заостренные ребра явпяются одним целым со знаком метаппичвской папуформы, поэтому трудно ипи практически невозможно попучить одинаковые размеры (параметры) поперечных сечений всех продопьньи ребер при изготовлении металлических попуформ, например, путем отливки их в лятейных формах, так как при этом необходима высокая степень точности модельной оснастки, дпя изготовления которой, в свою очередь> необходимо высокоточное станочное оборудование и BEIcококввлифицироввнные специадисты.

Однако и в этом случае точность пвраметроВ продольных ре ер не обеспечивается, так как в процессе, например, формовки, выбивки — очистки накладываются специфические технологические погрешности. Следовательно, точность и надежность фиксации песчаного стержня в посадочном знаке полуформы понижается.

В процессе эксплуатации, в результате трения о песчаные и песчано-керамические стержни, продольные ребра интенсивно изнешиваютсяр IlpH этом эффективность фиксации теряется. Продольные ребра практически невозможно восстановить, поэтому металдичеокую полуформу необходимо заменить, хотя корпус ее не подвергся износу.

Предлагаемая форма отличается тем, что фиксирующие ребра корпуса выполнены в виде ориентированных вдоль его образующих нитевидных элементов, пропущенных в выполненные попарно в корпусе отверстия.

Это позволяет повысить точность фикса- 25 ции стержней в посадочных знаках и упростить технологию изготовления и ремонт формы.

На фиг, 1 дан вертикадьнс -осевой разрез корпуса формы совместно с посадочными ЗО знаками и системой отверстий; на фиг, 2вертикально-осевой разрез корпуса формы совместно с посадочными знаками и систе. мой отверстий, снабженных металлической проволокой; на фиг. 3 — поперечное сечение 35 корпуса формы по верхнему посадочному знаку; нв фиг. 4 - поперечное сечение корпуса формы по нижнему посадочному знаку; на фиг. 5 - вертикально»осевой разрез литейной формы в сборе совместно с залитым металлом; на фиг. 6 - поперечное сечение формы в сборе по нижнему посадочному знаку совместно с установленным стержнем, Литейная форма состоит из металлического корпуса 1 у двумя посадочными знаками, 45 имеющими форму усеченных конусов, при этом нижний посадочный знак 2 имеет высоту г(, а верхний посадочный знак 3— высоту .. Боковые фккскру3оыке . стекки посадочных знаков 2 и 3 снабжены сис5Î темой отверстий. Каждый ряд отверстий

4, 5 и 6, по высоте д» нижнего знака 2 и каждый ряд отверстий 7, 8 и 9 по выссрте И у верхнего знака 3 ориентированы вдоль образующих конических фиксирующих

55 поверхностей (см. фиг,. 1). В каждом ряду по высоте знаков 2 и 3 изображено по два отверстия (см. фиг. 1), однако нв практике в одном ряду по высоте знаков может быть бО три, четыре и более отверстий. Йля увеличе ния надежности закрепления стержней ряды отверстий могут быть расположены под острым или прямым углом к образующим конических (или цилиндрических) фиксирующих поверхностей посадочных знаков.

Каждая пу оа смежных отверстий 4» 9 во всех рядах, расположенных вдоль образующих по высоте » и ) .у нижнего 2 и верхнего 3 знаков, снабжена замкнутыми звеньями 10-16 из гибких нитевидных материалов типа металлической проволоки, при этом внутренние участки 17-23 звеньев, являющиеся нвпрввляюше-фиксирующими элементами, ориентированы вдоль образующих (пвраллельно образующим), причем они граничат (соприкасаются) с боковыми фиксируют шими поверхностями знаков. Число рядов отверстий и звеньев, расположенных равномерно по круговому периметру каждого знака, условно ограничено четырьмя, однако их количество может быть сколь угодно большим.

Минимально допустимое число равномерно расположенных рядов для одного анака с круговым периметром три.

В качестве материала ддя звеньев 10-16 наиболее целесообразно использовать стальную проволоку и проволоку из цветных металдов и сплавов с различной формой поперечного сечения, например круглой, квадратной, шестиугольной, овальной, а также различные синтетические, хлопчатобумажные„стекдянные нити и др. В тех случаях, когда оснаст кв предназначена ддя длительной эксплуатации с интенсивным абразивным износом, наиболее предпочтительным является применение металлической круглой проволоки, в первую очередь стальной легированной и нагартованной, обеспечивающей наибольшую. долговечность; при единичном применении могут быть использованы нити из недолговеч-. ных материалов, например синтетических веществ.

Йля изготовления отверстий 4-9 используют переносные сверлильные устройства. иди настольно-сверлильные станки. Йля звкренления фиксирующих звеньев 10-16 в отверстиях 4-9 куски металлической проволоки пропускают в отверстия 4-9 с внутренней стороны корпуса 1, а с внешней стороны концы проволоки скрепляют, например, сваркой или путем окручиввния, как это показано нв фиг, 2 для звена 15, Сборку литейной формы осуществляют путем последовательного монтажа-закрепления, облицованного слоем 24 керамики песчаного стержня 26 в нижнем посадочном знаке 2 корпуса 1 и песчаного стержня 26 в верхнем посадочном знаке 3, после чего в полость формы заливают жидкий металл (см, фиг, 5 и 6). При установке песчаных

611710

5 стержней 25 и 26 в посадочные знаки корпуса 1 направляюше-фиксирующие ветви металлической провопоки врезаются (внедряются) в тело конических знаков песчаных стержней На глубину 5, при этом меж- 5 ду боковыми фиксирующими коническими поверхностями посадочных знаков 2 и 3 корпуса 1 и боковыми коническими поверхностями посадочных знаков стержней 25 и 26 образуются пустотные зазоры величиной Ь 10 (см. ф ц, 5 и 6). Пустотные зазоры между знаками 2 и 3 корпуса 1 формы и знаками стержней 25 и 26 уменьшают усилие при установке стержней в посадочные знаки, так как при атом уменьшается площадь контак 15 та поверхности стержней с поверхностью корпуса формы, в результате уменьшается усилие сцепления иэ-за наличия трения в сочленяющихся парах, Кроме того, пустотные зазоры являются ловушками для осыпающей- 20 ся песчаной смеси, рг частичном разрушении стержней и служат вентиляционной системой литейной формы, по которой Осушест.. вляется отвод газов, Образующихся в результате взаимодействия залитого металла с материалом формы.

Формула изобретения

Литейная форма, содержащая корпус с фиксирующими ребрами на знаковых частях и стержни, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности фиксации стержней и упрощения технопогии изготовления и ремонта формы, фиксирующие ребра корпуса выполнены в виде ориентированных вдопь его образующих нитевидных элементов, пропущенных в выполненные попарно в корпусе отверстии.

Источники информации, принятые во вни.мание при экспертизе:

1, Заявка N 2020360/02, кл, B 22 Q 15/00, 1974, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельс тва.

2. Авторское свидетельство hb 363548, кл, В 22 Я 15/00, 1971, 3, Заявка % 2315716/02, кл. В 22:П 15/00, по котррой принято решение о выдаче авторского свидетельства,

Литейная форма Литейная форма Литейная форма Литейная форма 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к литейному производству, в частности к производству прокатных валков

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении больших свитков с отверстиями, преимущественно, из цветных металлов

Изобретение относится к строительству подземных сооружений в обводненных грунтах и позволяет повысить несущую способность и водонепроницаемость обделки

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при изготовлении кольцевых отливок, например стальных бандажей трамвайных или железнодорожных колес

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к непрерывному литью металлов и может быть использовано для отливки протекторов и других аналогичных изделий, например, чушек для раскисления стали

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при штамповке из жидкого металла отливок стержней с развитым фланцем из алюминиевых сплавов

Изобретение относится к литью в металлические формы
Наверх