Опора скольжения
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (") 615282 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.02.76 (21) 2320274/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.07.78Бюллетень N26 (45) Дата опубликования описания 26.06 lо. (51) М. Кл.
Р 16 С 33/10
Государственный комитет
Совета Министров CKP
00 делам ивооретений и открыткой (53) УДК 621.822..5 (088.8) (72) Автор изобретения
И. П. Андрианов -- 1
-1
1 с
Таджикский сельскохозяйственный институт (71) Заявитель (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, и может быть использовано в подшипниках скольжения с жидкой смазкой.
Известна опора скольжения, содержащая вал и охватывающую его втулку, установленную в корпусе, имеющем полость для смазки, сообщенную посредством отверстия во втулке с зоной трения и посредством другого отверстия, выполненного в корпусе (обычно в заливной пробке), с атмосферой (1) .
Недостатком известной опоры скольжения является то, что в нерабочем состоянии смазка продолжает поступать в зону трения, так как доступ воздуха в полость со смазкой не прекращается. Это приводит
15 к потерям смазки и снижению срока службы.
11елью изобретения является повышение срока службы и предотвращение потерь смазки.
Это обеспечивается тем, что предлагаемая опора снабжена клапаном, имеющим направляющий и уплотнительный стержни, а также взаимодействующим с ним вкладышем, при этом во втулке выполнено дополнительное отверстие, в котором установлен направляющий стержень клапана, уплотнительный стержень клапана установлен в отверстии, сообщающем корпус с атмосферой, а на рабочей поверхности вала выполнен паз, в котором установлен вкладыш с возможностью радиального перемещения.
На фиг. 1 изображена предлагаемая опора скольжения, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку.
В корпусе опоры 1 выполнено коническое отверстие 2, а во втулке 3 — цилиндрическое отверстие 4. Оба отверстия имеют общую вертикальную радиальную ось. В отверстия 2, 4 устанавливается клапан 5, имеющий направляющий 6 и уплотнительный 7 стержни, закрывающие отверстия 4 и 2.
Между клапаном 5 и валом 8 имеется зазор.
На валу 8 выполняется по крайней мере один продольный паз 9, в котором свободно устанавливается вкладыш в виде ролика 10, диаметр которого равен глубине паза 9. На внутренней поверхности втулки 3 выполняется эксцентричная направляющая канавка 11, наибольшая глубина которой находится в зоне отверстия 4. В нижней части втулки 3 выполняется отверстие 12, сообщаюшее полость 13 для смазки с зоной трения. Опора снабжена глухой заливной пробкой 14.
615282
Фиг. 1
Фиг. 2
Составитель И, Крылова
Редактор Л. Василькова Техред О. Луговая Корректор С. Патрушева
Заказ 3869 27- Тираж 1198 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
При вращении вала 8 центробежная сила прижимает ролик 10 к внутренней поверхности втулки 3 и эксцентричной направляющей канавке 11. Совершая эксцентрично. вращательное движение, ролик 10 периодически частично выходит из паза 9, взаимодействует с клапаном 5, приподнимает его над коническим отверстием 2, открывая тем самым доступ воздуха в полость 13 и доступ смазки, через отверстие 12 к валу 8
В момент остановки вращения вала 8 клапан 5 опускается под действием силы собственного веса по цилиндрическому отверстию 4 и закрывает доступ воздуха через коническое отверстие 2 в полость 13.
Изобретение предотвращает потери при остановке вращения вала, создает экономию смазки и повышает срок службы опоры.
Форму.га изобретения
Опора скольжсния, содержащая вал и охватывающую его втулку, установленную в корпусе, имеющем полость для смазки, сообщенную посредством отверстий с атмосферой и зоной трения, отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы и предотвращения потерь смазки, опора снаб5 жена клапаном, имеющим направляющий и уплотнительный стержни, а также взаимодействующим с ним вкладышем, при этом во втулке выполнено дополнительное отверстие, в котором установлен направляющий стержень клапана, уплотнительный стержень клапана установлен в отверстии, сообщающем корпус с атмосферой, а на рабочей поверхности вала выполнен паз, в котором установлеч вкладыш с возможностью радиального перемещения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
М 200353, кл. F 16 С 33/10, 1967.