Система смазки паровой турбины

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП И

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 21.02.77 (21) 2454031/24 — 06 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25,07 78.Бюллетень № 27 (45) Дата опубликования описания 10.1)ЧЛЬ 2 (51) М. Кл, F 01 з! 25/18

Государственный комитет

Соввта Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.165:

:621.896 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Н. Казанский и P. Г. Арсланов

Уральский филиал Всесоюзного дважды ордена Трудового Красного

Знамени теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. Э. Дзержинского (71) Заявитель (54) СИСТЕМА СМАЗКИ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в системах смазки паровых. турбин.

Известны системы смазки паровых турбин, содержащие подшипники и картеры, подключенные сливными безнапорными трубопроводами к маслобаку (1J. При работе турбомашины в картер практически всегда поступает водяной пар от граничащих с картером концевых уплотнений. Проникновению влаги в картер способствует разрежение, создающееся открытыми вращающимися участками вала, эжектирующим действием сливающегося масла, работающим вентилятором системы смазки. Водяной пар в свободном виде и в диспергированном состоянии (пузырьки пара в объеме масла) транспортируется по сливным трубопроводам в маслобак, где и конденсируется, образуя масловодяную эмульсию. Обводненное масло коррозионно-агрессивно, оно способствует быстрому старению масла, снижает надежность работы системы смазки и ее элементов.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является система смазки паровой турбины, содержащая подшипники с картерами и теплообменники для конденсации водяных и lt, Ф. фффеоеол%! -," е х H и .. о ..; и тф1т!е .1 !. =.:; ":,.

Н И Е» в1в422 масляных паров с установленными под ними поддонами, подключенными к устройству для расслоения масловодяной эмульсии, причем, теплообменники устанавливаются в маслобаке (2) .

5 Однако в такой системе также происходит конденсация пара на крышке бака, на потолочных поверхностях сливных трубопроводов; бугорчатая .ржавчина осыпается, засоряет фильтры, проникает в подшипники, катализирует окисление масла.

Цель изобретения — повысить надежность системы и увеличить срок службы масла.

Это достигается тем, что теплообменники размещены на внутренних боковых и/или по-!

5 толочных стенках картеров.

На чертеже схематично изображен один подшипник предлагаемой системы смазки.

Подшипник состоит из верхнего 1 и нижнего 2 полувкладышей, на которые овира ется вал 3. Картер подшипника образован днищем 4, боковыми 5 и потолочными 6 стенками. На внутренней стороне боковой стенки 5 картера смонтирован теплообменник 7 например, змеевикового типа, для конденсации водяных и масляных паров, с патзs рубками для подвода 8 и отвода 9 охлаждаю616423

ЦНИИПИ Заказ 4037/33 Тираж 673 Подписное

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 щей среды (воды) . Под теплообменником размещен поддон 10, который дренажными трубками 11 подключен к устройству 12 для расслоения масловодяной эмульсии, например отстойнику или центрифуге.

Для слива масла из устройства 12 служит трубопровод 13, для слива воды — трубопровод 14. Масляный бак 15 сливным коллектором 16 подключен к картеру, трубопроводом 13 — к устройству 12. Насос 17 подключен к баку 15 и полувкладышам 1 и 2 подшипника.

На чертеже показан теплообменник 7, размещенный только на одной стенке картера. Однако теплообменники могут быть размещены на всех боковых 5 и/или потолочных

6 стенках картера.

Система смазки работает следующим образом.

Масло из бака 15 насосом 17 подается к полувкладышам 1 и 2, на которые опирается вал 3. Отработанное масло собирается на днище 4 картера и сливается по сливному коллектору 16 обратно в бак 15. В картере подшипника создается разрежение, обусловленное вентиляционным эффектом открытых частей вращающегося вала 3 и эжектированием воздуха струями отработанного масла.

Вследствие этого в картер попадает водяной пар со стороны концевых уплотнений турбины. Однако этот пар, а также частично масляные пары,.конденсируются на стенках теплообменника 7 и стекают в поддон 10. При помощи вентилей на патрубках 8 и 9 устанавливается необходимый режим конденсации. Масловодяная эмульсия по дренажной трубке 11 отводится в устройство 12, где происходит ее разделение. Вода через трубопровод 14 отводится из цикла, а масло по трубопроводу 13 возвращается в бак 15 или

>к«направляется на регенерацию. Поскольку вода улавливается теплообменником 7 сразу же в картере, сливные коллекторы 16 и пов«рхности бака 15 не будут подвергаться агрессивному воздействию воды и BojlHIIol 0 пара, масло не будет пополняться продуктамп коррозии, вода не будет катализировать процесс окисления масла. Небольшая доля масла, контактирующая с водой в поддонах 10 и устройстве 12, может быть легко отрегенерирована.

Размещение теплообменников на боковых и потолочных стенках картера подшипника

15 повышает надежность системы смазки, а срок службы масла в предлагаемой системе удваивается.

Формула изобретения

Система смазки паровой турбины, содержащая подшипники с картерами и теплообменники для конденсации водяных и масляных паров с установленными под ними поддонами, подключенными к устройству для расслоения масловодяной эмульсии, отличаюи!аяся тем, что, с целью повышения надежности системы и увеличения срока службы масла, теплообменники размещены на внутренних боковых и/или потолочных стенках картеров.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

l. Капелович Б. Э. Эксплуатация паротурбинных установок. М., «Энергия», 1971, с. 32, рис. 5 — 1.

2. Патент ГДР М 25418, 14 с 9/02, !

963

Система смазки паровой турбины Система смазки паровой турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройству для отвода жидкого смазочного материала из опорного устройства для вращающегося вокруг оси вала, в частности, для паровой турбины

Изобретение относится к области энергетики

Изобретение относится к области турбостроения, например к системам регулирования уплотнений и маслоснабжения турбодетандеров

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано в турбоустановках теплоэлектроцентралей, тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к электрическим машинам

Изобретение относится к подшипнику качения, снабженному смазывающей пленкой, находящейся под давлением, действующей по типу «выдавливаемой пленки», который предназначен для использования преимущественно в авиации

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано на тепловых электростанциях, а также для очистки любых трубопроводных систем: нефтепроводов - для удаления осадка тяжелой нефти; поливочных трубопроводов - для очистки их от ила; в тепловых сетях - для удаления продуктов коррозии

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано на тепловых электростанциях с турбомашинами большой единичной мощности, имеющими разветвленные маслосистемы регулирования, смазки подшипников турбоагрегата и уплотнений вала генератора с большим диаметром сливных коллекторов
Наверх