Способ аттестации приборов для измерения радиального зазора шариподшипников

 

Союз Соватских

Социалистических

Республик

Q Il И С А Н И Е и627эов

ИЗОБРЕТЕНИЯ

{Sl) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 03.05.76.(21) 2360275/18-28 с присоединением заявки №вЂ”

{23) Приоритет—

{43) Опубликовано05.10.78.бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 18. 08.78

1 и (51) М. Кл

Q O1 В 5/14

Гасударственнь1й кеметет

Сааета Менестреа СМр ае делам изоеретеаей н етхрмтий (53) УДК 531.717 (088.8) Ю. Г. Городецкий В. И. Филиппов, Р, Х. Еотнер

Е. Я. Гитнев, Ф. В. Зарецкий, Д. П. Юлин и В. А. Пилипчук (72) Авторы изобретения

Всесоюзный научно-исследовательский конструкторско-технологический институт подшипниковой и смышленности (71) Заявитель (54) СПОСОБ АТТЕСТАБИИ ПРИБОРОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ШАРИКОПОДШИПНИКОВ

Изобретение относится к линейным измерениям в машиностроении.

Известен способ аттестации приборов для измерения радиального зазора шарикоподшипников, заключающийся в том, что проЪодят измерение зазора образцового подшипника с известной действительной разницей сопрягаемь.х диаметров вставленных одно в другое цилиндрических колец. Оба кольца в сборе устанавливают на измерительную позицию прибора и измеряют величину зазора между ними путем измерения перемешения наружного кольца относительно неподвижного внутреннего кольца. Разность между измеренной и действительной величинами зазора принимается за систематическую погрешность прибора (1)

Известный способ имеет ряд сушественных недостатков: во-первых, форма поверхностей дорожек качения колец подшипников не повторяется формой поверхностей колец аттестационного устройства; во-вторых, в аттестации не участвуют тела качения.

Таким образом, известный способ аттестации не моделирует процесс измерения реального подшипника, а следователь но, и не может выявить действительные значения погрешности прибора.

Белью изобретения является повышение точности аттестации приборов.

Эта цель достигается тем, что использукт два комплекта шариков с аттестованной разностью средних диаметров, размешают их поочередно в один и тот . же комплект колец подшипника, измеряют радиальный зазор и по разности между измеренными значениями радиального зазора и действительной удвоенной. разностью средних диаметров двух комплектов шариков судят о систематической погрешности прибора.

Аттестация приборов по предложенному

2о способу производится в следуюшей последовательности.

При аттестации шарики первого комплекта устанавливают между внутренним и наружным кольцами, измеряют радиаль« ный зазор, затем первый комплект шари627306

Составитель 3. Уреааев

Редактор А. Мурадян ТехредН. Яабу пщ Корректор Л, Небола

Заказ 5602/37 Тираж 872 Подписное

0НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ков заменяют на второй и снова измеряют радиальный зазор. Разность показаний прибора при измерении радиального зазора с первым и вторым комплектами шариков при отсутствии систематической погрешности должна быть равна удвоенной разности средних диаметров. шариков из ука» занных двух комплектов.

Любое отклонение от указанной величинь1 есть систематическая погрешность прибора.

При применении предлагаемого способа аттестации полностью моделируется процесс измерений радиального зазора реального подшипника, так как наружные и внутренние кольца и шарики представ ляют предмет производства подшипниковых заводов, что дает экономический эффект, необходимость аттестации диаметров дорожек качения колец отпадает, а аттестация комплектов шариков по диаме.:ру не представляет трудности.

Формула изобретения

Способ аттестации приборов для измерения радиального зазора шарикоподшипников, заключаюшийся в том, что проводят двукратное измерение зазора образцового подшипника, о т л и ч е ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности аттестации, используют два комплекта шариков с аттестованной разностью средних диаметров, размешают их поочередно в один и тот же комплект колец подшипника, измеряют радиальный зазор и по разности между измеренными значениями радиального зазора и действительной удвоенной разностью средних диаметров двух комплектов шариков судят о систематической погрешности прибора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Приборы Р-123, P-124. Методы и средства поверки. Инструкция

И37.006.052-74. ВНИ ПП - 1974.

Способ аттестации приборов для измерения радиального зазора шариподшипников Способ аттестации приборов для измерения радиального зазора шариподшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия, например, в исполнительных гидроцилиндрах при проведении их диагностирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояния между перекрещивающимися и пересекающимися осями отверстия и цилиндрической шейки в деталях типа вала и кронштейна

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а также к устройствам для измерения межосевого расстояния отверстий деталей и узлов, а также к средствам обеспечения взаимозаменяемости крупных агрегатов машин
Наверх