Цилиндрическая зубчатая передача

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ii i! 644986

Соаэ бвветсиик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.04.75 (21) 2128386/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.79. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 30.01.79 (51) М. Кл з

F 16Н 1/06

Государственный комитет (53) УДК 621.831 (088.8) по делом изобретений и открытий (54) ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗЮЧАтАЯ ИЕЮДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в цилиндрических зубчатых передачах.

Известна цилиндрическая зубчатая передача с параллельным расположением осей (11.

Однако эта передача недостаточно долговечна.

Цель изобретения — повышение долговечности передачи путем создания условий для равномерного износа активных поверхностей зубьев.

Это обеспечивается тем, что торцовые профили зубьев выполнены по взаимоогибаемым кривым, определяемым зависимостями х = + г, cos ут+ r sin (a Q y<) у, = — r < sin y> — r cos(a. рд), где i=1, 2 (верхние знаки для i=1, нижние — i=2); х;, у; — координаты точек торцовых профилей зубьев в системах координат, жестко связанных с колесами; „ — радиус начального цилиндра колеса;

<р, †уг поворота колеса;

r — расстояние от полюса зацепления до точки контакта; а †уг зацепления.

На чертеже представлены профили зубьев колес предлагаемой передачи.

Профили 1 и 2 зубьев колес вращаются относительно центров 01 и Оз. Линия зацепления 3 профилей зубьев очерчена по дуге окружности радиуса р с центром в точке С и проходит через полюс зацепления P и полюс давления, расположенные на линии центров 4. Рабочая часть линии зацепления — РМА.

Положение центра С окружности линии зацепления 3 и радиус кривизны р выбираются в зависимости от угла трения р, и коэффициента полезного действия q. Величи15 на r представляет собой расстояние от точки контакта профилей зубьев М до полюса зацепления, измеренное по нормали, проходящей под углом зацепления а. Координаты точки контакта в системах координат, жестко связанных с колесами, обозначены через хь у и хз, ув и представляют собой в этих же системах координаты точек профилей зубьев колес.

Согласно изобретению торцовый профиль

1 представляет собой вогнутую кривую, а торцовый профиль 2 - — выпуклую кривую, взаимоогибаемую с кривой профиля 1.

Для выполнения указанных условий взаимоогибаемые кривые торцовых профилей 1 и 2 зубьев колес выполнены по следующим зависимостям: х, = r, ños р, + r $1п (а — у,), у„= — r, sin q — r. cos (а — р,), х,= — r, cosq2+r.sin(а+ р,), — г„„. Sin f2 — г cos (a + 2), где

r (cosa ctgp+sina); 21+ Ч р, = (a+ С1др 1nCOSа — 22г); 21 + "j

Р2= Р 2,; г„ь re — радиусы начальных цилиндров колес;

qi, р2 — углы поворота колес;

U2< — передаточное отношение.

Вводя подвижные системы координат хь у и х2, у жестко связанные с колесами, получим после перехода от полярных координат r(q><) и a (q;) точки контакта М в неподвижной системе отсчета к прямоугольным координатам, уравнения торцовых профилей зубьев

Х1 — + Г1 COS y,,+ r Sin(a + У1) у1 — — г 1 sin р, — r cos (а:1: <р1).

При работе передачи линия действия силы в точке контакта М взаимоогибаемых профилей 1 и 2 отклонена от общей нормали, проходящей через точку контакта М и полюс зацепления Р, на угол трения р, и пересекает в любой момент времени межосе вую линию 4 в одной и той же точке P, являющейСя полюсом давления, что и обесйечйвает постоянство коэффициента полез644986

4 ного действия передачи за время зацепления одной парь1 зубьев. Вследствие этого создаются благоприятные условия для равномерного износа активных поверхностей зу5 бьев и увеличивается их долговечность, Предлагаемая прямозубая цилиндрическая передача может быть изготовлена на существующем зуборезном оборудовании любым из применяемых в настоящее время

10 методов.

Формула изобретения

Цилиндрическая зубчатая передача с па15 раллельным расположением осей, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности передачи путем создания условий для равнойерйого износа активных поверхностей зубьев, торцовые профили зу20 бьев выполнены по взаимоогибаемым кривым, определяемым зависимостями

Х1 — + Г 1 С0$ <Р1+ r $1Ï (a + ф1)

У, = — r 1 Sin Р— r COS (a:): Р2), 25 где i=1, 2 (верхние знаки для i=1, а нижние — i=2); х;, у; — координаты точек торцовых профилей зубьев в системах координат, жестко связанных с колесами; г„; — радиус начального цилиндра колеса;

r — расстояние от полюса зацепления до точки контакта;

35 а — угол зацепления, Источники информации, принятые во внимание при экспертиз:

1. Гавриленко В. А, Цилиндрическая эвольвентная зубчатая передача, М., Ма1п40 гиз, 1956, с. 46, фиг. 42.

644986

Редактор О. Юркова

Заказ 2718/1 Изд, № 169 Тираж 1156 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д, 4(5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель А. Веховский

Техред А. Камышникова

Корректоры: Л. Орлова и А. Галахова

Цилиндрическая зубчатая передача Цилиндрическая зубчатая передача Цилиндрическая зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх