Устройство для оценки ответов учащихся

 

(«j 64И93

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДПЕДЬСТВУ

Союз Савстских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 516091 (22) Заявлено 09.02.77 (21) 2450679/18-24 с присоединением заявки М (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.79. Бюллетень Ме 4 (51) М. Кл.

G 09В 7J02

Госудерствеииый комитет (53) УДК 681.3.071 (088.8) ло делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 30.01.79 (72) Автор изобретения

В. П. Медведев

Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного

Знамени государственный университет им. A. А. Жданова (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности, к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения в различных учебных заведениях.

По основному авт. св. Ме 516091 известно устройство для оценки ответов учащихся, используемое в устройствах для оценки знаний учащихся при контроле знаний по вопросам различной сложности и содержащее блок анализа, соединенный с дешифраторами кодов задания и вопросов, формирователь коэффициентов сложности вопросов, соединенный с дешифратором кодов сложности вопросов, блоком анализа и счетчиком, а также блок адаптивного формирования оценки, соединенный с дешифратором кодов задания, счетчиком и индикатором оценки.

Однако известное устройство обеспечивает учет сложности вопроса только при полном правильном ответе и не позволяет проводить дифференциальную оценку самого ответа, т. е. оценку ответа по его полноте, как это осуществляет педагог, например при правильном, но неполном ответе. Реализация дифференциальной оценки ответа позволила бы в значительной степени повысить объективность и, как следствие, точность оценки знаний учащихся и особенно при выборочно-конструируемом методе ввода ответов, когда ответ составляется учащимся из отдельных компонент, каждая из которых может быть представлена в виде отдельного простого суждения. Например, при составлении заданий и наборов компонент для выборочно-конструируемого метода ввода по курсу физики первая компонента ответа может быть представлена в виде формулировки закона, вторая — математической записи закона, третья — области практического применения и т. д.

В этом случае каждой из компонент ответа

15 может быть присвоен свой коэффициент значимости («вес») в общем ответе, т. е. общий коэффициент сложности вопроса можно представить в виде суммы «весов» компонент ответа. При таком подходе дифференциальная оценка ответа будет равна сумме «весов» правильно выбранных компонент ответа.

Целью изобретения является повышение точности оценки знаний учащихся за счет реализации дифференциальной оценки каждого ответа.

Поставленная цель достигается тем, что оно содержит два распределителя, второй счетчик и формирователь коэффициентов

ЗО полноты ответов, подключенный непосред645193

3 ственно к выходам блока анализа и формирователя коэффициентов сложности ответов и через второй счетчик — ко входу блока адаптивного формирования оценки, входы распределителей соединены со входами устройства, а выходы — со входами дешифраторов кодов задания и вопросов соответственно.

При этом один распределитель (компонент ответа) обеспечивает последовательную подачу компонент ответа в блок анализа — для покомпонентного анализа ответа, а другой распределитель (весов компонент) обеспечивает последовательную подачу кодов «весов» компонент. Формирователь коэффициентов полноты ответов, выполненный в виде схем сдвпадения, и второй счетчик обеспечивают формирование сигнала, соответствующего дифференциальной оценке ответов.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, на котором представлена структурная схема устройства.

Устройство для оценки знаний учащихся содержит блок 1 анализа, соединенный с дешифраторами 2 кодов задания и 3 вопросов, формирователем 4 коэффициентов сложности вопросов и формирователем коэффициентов 5. полноты ответов. Формирователь коэффициентов 4 сложности вопросов соединен с дешифратором 6 кодов вопросов, счетчиком 7 и формирователем 5 коэффициентов полноты ответов, который подключен ко второму счетчику 8. Блок 9 адаптивного формирования оценки соединен со счетчиком 7, вторым счетчиком 8, индикатором 10 оценки и дешифратором 2 кодов задания, вход которого соединен с распределителем 11 компонент ответа.

Вход дешифратора 6 кодов вопросов соединен с распределителем 12 весов компонент.

Работает устройство следующим образом.

При работе учащегося с обучающе-контролирующей машиной, в состав которой входит предлагаемое устройство, на входы устройства поступают коды ответа на вопрос, содержащие код номера вопроса, покомпонентный код содержания вопроса, а также код «веса» каждой компоненты ответа. (Код ответа на вопрос синтезируется учащимся при выборочно-конструируемом методе ввода ответов). С выхода распределителя 11 компонент ответа сигнал поступает на дешифратор 2 кодов задания, а затем в блок 1 анализа, куда поступает также сигнал с дешифратора 3 кодов вопросов и где происходит анализ качества первой компоненты ответа. В случае верного выбора первой компоненты ответа в блоке 1 анализа происходит совпадение сигналов и с выхода этого блока сигнал подается на первые входы формирователей 4 коэффициентов сложности вопросов и 5 полноты от5

С5 ветов. На второй вход формирователя 4 коэффициентов сложности вопросов сигнал кода «веса» первой компоненты поступает через распределитель 12 весов компонент и дешифратор 6 кодов сложности вопросов.

На осногапии сигналов, поступивших на формирователь 4 коэффициентов сложности вопросов, состоящий как и в известном устройстве, из схем совпадения, на выходе последнего появляется сигнал, соответствующий «г,"су» первой компоненты ответа.

Этот сигнал поступает в счетчик 7 и на второй вход формирователя 5 коэффициентов полноты ответов. Учитывая, что первая компонента была выбрана верно, т. е. иместся сигнал и на первом входе формирователя 5 коэффициентов полноты ответов, сигнал о «весе» первой компоненты пройдет через формирователь 5 коэффициентов полноты ответов и поступит во второй счетчик 8.

При анализе последующих компонент ответа цикл работы устройства повторяется, Однако, если одна из компонент ответа выбрана учащимся неверно, то в блоке 1 анализа совпадения сигналов не происходит, и сигнал с выхода этого блока поступает только на первый вход формирователя 4 коэффициентов сложности вопросов и не поступает на первый вход формирователя 5 коэффициентов полноты ответов. В результате этого сигнал о «весе» неверно выбранной компоненты ответа будет записан только в счетчик 7 и не будет записан во второй счетчик 8. Таким образом, по завершению покомпонентного анализа ответа в счетчик 7 будет записано число, соответствующее сумме «весов» всех компонент ответа, т, е. коэффициент сложности вопроса, а во второй счетчик 8 — число, равное сумме «весов» правильно выбранных компонент ответа, т. е. коэффициент полноты отвста. При ответе учащегося на последующие вопросы весь ранее описанный цикл работы устройства полностью повторяется и в счетчике 7 и втором счетчике 8 накапливается информация в виде суммы условных единиц, которая поступает на входы блока 9 адаптивного формирования оценки.

При ответе учащегося на последний вопрос билета в дешифраторе 2 кодов задания на основании кода ответа на последний вопрос (в коде ответа на последний вопрос есть информация о том, что это последний вопрос билета) вырабатывается сигнал номера последнего вопроса. Этот сигнал поступает в блок 9 адаптивного формирования оценки, обеспечивающий формирование оценки на основании: суммы коэффициентов сложности вопросов, записанной в счетчике 7, суммы коэффициентов полноты ответов, записанной во втором счетчике 8, номера последнего вопроса билета из дешифратора 2 кодов задания и соотношения, заданного для выставления оценок в самом блоке 9 адаптивного формирования оценки„

645193

Формула изобретения

IЫ отбеп7а .на 8опроо

Составитель А. Карлов

Техред А. Камышникова

Корректор 3. Тарасова

Редактор Б. Герцен

Заказ 2640/3 Изд. Ме 155 Тираж 476 Подписное

11ПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 с выхода которого сигнал поступает на индикатор 10 оценки. Для предотвращения повторных ответов на вопросы в дешифраторе 2 кодов задания предусмотрено запоминание номеров отвеченных вопросов.

Использование предлагаемого устройства в обучающе-контролирующих машинах позволит проводить машинный контроль знаний и обучение по билетам, содержащим произвольное число вопросов с различными коэффициентами сложности. Каждый ответ при этом может быть оценен дифференцированно, с учетом его полноты, и оценка за серию ответов будет выставлена автоматически. B свою очередь применение в учебном процессе обучающе-контролирующих машин, содержащих предлагаемое устройство для оценки ответов учащихся, обеспечит повышение объективности и точности оценки знаний и, в конечном итоге, улучшит качество подготовки специалистов.

Устройство для оценки ответов учащихся по авт. св, № 516091, отличающееся тем, что, с целью повышения точности оценки, оно содержит два распределителя, 10 второй счетчик и формирователь коэффициентов полноты ответов, подключенный непосредственно к выходам блока анализа и формирователя коэффициентов сложности ответов и через второй счетчик — ко входу

15 блока адаптивного формирования оценки, входы распределителей соединены со входами устройства, а выходы — со входами дешифраторов кодов задания и вопросов соответственно,

Устройство для оценки ответов учащихся Устройство для оценки ответов учащихся Устройство для оценки ответов учащихся 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх