Швартовный кнехт

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 652029 Союз Советских ... Социалистинеских республик вптБ ф,!;| .,!(. *),"t Ó \1 ( (61) Дополнительное к авт. свид-ву

/ (51) М. Кл.

В 63 В 21/06 (22) Заявлено 23.01.76(2l) 2318339/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет—

Опубликовано15.03.79.Бюллетень №10

Дата опубликования описания 16.03.79

Государстееинв|й комитет

СССР по делам хзобретений и аткрытий (53) УДК 629.12. .0l 4.24(088.8) (72) Авторы изобретения

Б. И. Сорокин и В. А. Любаров (71) Заявитель (54) ШВАРТОВНЫЙ КНЕХТ

Изобретение относится к области судостроения и, в частности, к швартовным кнехтам.

Известен швартовный кнехт, включающий тумбы с крышками, установленные с возможностью вращения на цапфах, а также тормозной механизм, смонтированный в каж- дой из тумб и содержащий две фрикционные полумуфты предельного момента с механизмом их привода 11). Однако в известной конструкции имеет место неточность сра6атывания тормоза, что приводит к ненадежности его работы.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности в работе кнехта путем повышения точности срабатывания тормозного механизма.

Указанная цель достигается тем, что механизм привода фрикционных полумуфт содержит вал, выполненный с буртом и упором, гайку и пружину, при этом первая из полумуфт выполнена с винтовой нарезкой и установлена с возможностью осевого перемещения относительно цапфы, вал неподвижно связан верхней частью с крышкой тумбы и установлен с возможностью осевого перемещения относительно цапфы, а вторая полумуфта установлена с возможностью осевого перемещения относительно цапфы и сопряжена с буртом вала, причем пружина смонтирована между буртом вала и крышкой

5 и сопряжена с ними, а гайка установлена с возможностью осевого перемещения на нижней части вала перед упором и связана с винтовой нарезкой первой полумуфты.

При этом полумуфта, выполненная с винтовой нарезкой, снабжена тормозным шкивом, выполненным с буртом, сопряженным с цапфой, а цапфа снабжена колодкой, закрепленной на ней и сопряженной с тормозным шкивом.

Сущность изобретения поясняется чер15 тежами. На фиг, 1 изображен поперечный разрез швартовного кнехта; на фиг. 2— сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — график зависимости внешнего крутящего момента от осевой силы пружины.

Швартовный кнехт включает две тумбы 1 (на фиг. 1 вторая тумба не показана) с крышками 2, установленные с возможностью вращения на цапфах 3 посредством подшипников 4, а также тормозной механизм, смон652029

3

THp0BBHHbIH в каждой из тумб 1 и содержащий фрикционные полумуфты 5 и 6 предельного момента с механизмом их привода.

Механизм привода фрикционных полумуфт 5 и 6 содержит вал 7, выполненный с буртом 8 5 и упором 9, гайку 10 и пружину 1. Первая из полумуфт (5) выполнена с винтовой нарезкой (несамотормозящейся) и. установлена с возможностью осевого перемещения по Средством подшипников 12 относительно цапфы 3, вал 7 неподвижно связан верхней частью посредством шлицев 13 и гайки 14 с крышкой 2 тумбы 1 и установлен с возможностью осевого перемещения относительно цапфы 3 посредством подшипниковых опор 15 и 16, выполненных в крышке 17 15 и донышке 18, прикрепленных к цапфе 3.

Вторая полумуфта 6 установлена со шпонкой 19 с радиальным зазором между полумуфтой 6 и расточкой цапфы 3 с возможностью осевого перемещения относительно цапфы 3 и сопряжена с буртом 8 вала 7 посредством упорного подшипника 20, установленного в ней. Вторая полумуфта 6 при этом опирается на подшипник !2, смонтированный на верхнем бурте 21 цапфы 3.

Ввиду технологичности полумуфта 6 выпол- 25 нена из двух частей. Пружина 11 смонтирована между буртом 8 вала 7 и крышкой 2 и сопряжена с ними посредством кольца 22 и упорного подшипника 23. Гайка IO установлена с возможностью осевого перемещения на нижней части вала перед упором 9 и связана с винтовой нарезкой первой полумуфты 5. Нижняя часть гайки !0 выполнена в виде диска 24, опирающегося на упорный подшипник 25, установленный в донышке !8.

Полумуфта 5, выполненная с винтовой на- з5 резкой, снабжена тормозным шкивом 26, выполненным с буртом 27, сопряженным с цапфой 3. Цапфа 3 снабжена пружинной колодкой 28, закрепленной на ней и сопряженной с тормозным шкивом 26, имеющим насечку на своей поверхности

Каждая тумба кнехта работает следующим образом. При протравливании каната (на фиг. не показан) через швартовный кнехт тумба 1 вместе с соединенным с ней валом 7 вращается таким образом, что осе- 45 вая сила винтовой пары гайка 10 — первая полумуфта 5 действует на вторую полумуфту 6, прижимая ее вниз к диску 24 гайки 10. При этом полумуфта 5 вращается в подшипниках 12 совместно с гайкой 10 и валом 7. 50

Стопорение каната осуществляется следующим образом. При повороте тумбы 1 в противоположном направлении на малый угол меняется также направление осевой силы винтовой пары гайка 10 — первая полумуфта 5, которая прижимает полумуфту 5, удерживаемую от вращения пружинной колодкой 28, к полумуфте 6, замыкая фрикцион.

При изменении крутящего момента на тумбе 1 от 0 до М осевая сила винтовой пары не превышает усилия предварительной затяжки пружины 11, поэтому в, этом диапазоне изменения крутягцего момента полумуфты 5 и 6 остаются неподвижными.

Дальнейшее увеличение внешнего мбмента вызывает увеличение осевой силы винтовой пары, которая становится больше усилия предварительной затяжки пружины I, пружина 1 начинает сжиматься, а полумуфты 5 и 6 совместно перемещаются вверх, причем сила при>катия их друг к другу увеличивается пропорционально внешнему моменту.

Это происходит до тех пор, пока полумуфта 5, перемещаясь вверх совместно с полумуфтой 6, не выберет весь зазор d u не сядет своим буртом 27 на торцовую сторону подшипника 12 цапфы 3. С этого временй увеличение внешнего момента приводит не и увеличению силы прижатия полумуфт 5 и 6 друг к другу, а, напротив, к уменьшению ее.

Это происходит потому, что осевая сила винтовой пары, которая продолжает увеличиваться пропорционально внешнему моменту, продолжает сжимать пружину 11, так как гайка 10, вывинчиваясь относительно неподвижной полумуфты 5, упирается в упор 9 вала и толкает вал 7 вверх, который своим буртом 8 воздействует на пружину 11.

Дальнейшая деформация пружины 11 вызывает уменьшение силы прижатия бурта

8 ко второй полумуфте 6, поэтому характеристика тормоза претерпевает в точке «К» излом, а ее ветвь имеет вид зеркального отражения относительно линии продолжения характеристики до точки «К».

Линия «KL», которая характеризует изменение силы прижатия полумуфт фрикциойного тормоза друг к другу при значениях внешнего момента, близких к предельному, пересекает область возможных характеристик тормоза под углом, что обуславливает существенное уменьшение диапазона срабатывания фрикционногб тормоза, т. е. повышает точность его работы на значение и М.

При уменьшении внешней нагрузки до нуля полумуфта 6 под действием пружины 11 садится на бурт 21 цапфы 3, а вторая полумуфта 5, поскольку винтовая пара несамотормозящаяся, под действием силы тяжести опускается до упора в диск 24 гайки IO, при этом пружинная колодка 28 проскальзывает по тормозному шкиву 26 полумуфты 5 и вследствие этого тормоз размыкается.

Следовательно, растормаживание тумб кнехта при увеличении внешнего крутящего момента происходит с уменьшением осевой силы сжатия полумуфт тормоза, т. е. происходит как бы их размыкание.

Вследствие этого влияние состояния поверхностей полумуфт тормоза становится незначительным.

Формула изобретения

Швартовный кнехт, включающий тумбы с крышками, установленные с возможностью вращения на цапфах, а также тормозной механизм, смонтированный в каждой из тумб и содержащий две фрикционные полумуфты предельного момента с механизмом их привода, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности в работе, путем повышения точности срабатывания тормозного механизма, механизм привода фрикционных полумуфт содержит вал, выполненный с буртом и упором, гайку и пружину, при этоМ первая из полумуфт выполнена с винтовой нарезкой и установлена с возможностью осевого перемещения относительно цапфы, 652029 ! вал неподвижно связан верхней частью с крышкой тумбы и установлен с возможностью осевого перемещения относительно цапфы, а вторая полумуфта установлена с возможностью осевого перемещения относительно цапфы и сопряжена с буртом вала, причем пружина смонтирована между буртом вала и крышкой и сопряжена с ними, а гайка установлена с возможностью осевого

10 перемещения на нижней части вала перед упором и связана с винтовой нарезкой первой полумуфты, при этом полумуфта, выполненная с винтовой нарезкой, снабжена тормозным шкивом, выполненным с буртом, сопряженным с цапфой, а цапфа снабжена

is колодкой, закрепленной на ней и сопряженной с тормозным шкивом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3507477, кл. 254-150, 1965.

652029

28

P п>с

npymun sr

nuponue rjonyмуфлоны Ю бурю

Фиг..у

Составитель Л. Гришенко

Редактор С. Лрачевский Техрел О. Луговая Корректор Л. Кравченко

Заказ 946/17 Тираж 513 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I I 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Швартовный кнехт Швартовный кнехт Швартовный кнехт Швартовный кнехт 

 

Похожие патенты:

Кнехт // 622711

Кнехт // 583949

Изобретение относится к гидроакустической измерительной технике и касается создания буксируемых гидроакустических средств кораблевождения и изучения мирового океана

Кнехт // 2053919

Кнехт // 707845

Кнехт // 1011445

Кнехт // 1230918
Наверх