Муфта-тормоз

 

«О

Союз Советских

Социалистических

Республик («««653452

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено04.10,76 (21) 2409155/25-08 с присоединением заявки № (23) Приоритет

? (51) М., Кл.

F 16 33 67/02

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений н открытий

Опубликовано25.03.79.Бюллетень ¹ 11

Дата опубликования описания 28,03,79 (53) УДК621.825. . 7:62=592. 82 (088. 8) (72) Авторы изобретения

В. H. Гущин и И. В. Грачева (71) Заявитель (54) МУФТА-ТОРМОЗ

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, например, в судовых механизмах с одним или несколькими заторможенными ведущими валами, где необходимо произвести автоматическое растормаживание одного из ведущих валов в случае приведения его во вращение и осуществить при этом блокировку, исключающую запуск другого механизма при работе данного механизма и т. д.

Известны конструкции муфт-тормозов с механическим размыканием, позволяющие осуществить автоматическое растормаживание заторможенного ведущего вала механизма в случае приведения его во вращение при включении связанного с ним приводного двигателя (1).

Наиболее близкой к изобретения является муфта-тормоз, содержащая неподвижный корпус с фрикционными накладками, жестко закрепленную на ведущем валу ведущую полумуфту, посаженную подвижно в осевом направлении, подпружиненную относительно ведомого вала ведомую полумуфту, которая соединена с ведущей полумуфтой посредством элементов сцепления, расположенных с угловыми зазорами один относительно другого, и имеет фланец с фрикционными накладками, находящимися во взаимодействии с фрикционными накладками корпуса, и шарико-клиновый размыкающий механизм с кинематически связанной с ведущей полумуфтой отжимной шайбой (2 .

Все известные конструкции муфт-тормозов указанного типа, однако,не позволяют в момент размыкания осуществить реально блокировку муфты-тормоза с другим механизмом, так как необходимая для размыкания тормоза величина осевого перемещения тормозного диска относительно мала (до 1 — 2 мм) и меняется в процессе работы механизма в зависимости от передаваемого валом вращающего момента. В случае !

5 использования для привода блокирующего устройства непосредственно осевого перемещения тормозного диска с применением какого-либо передаточного механизма величина этого перемещения будет соизмерима с величиной мертвого хода передаточного механизма, обусловленного наличием зазоров в его кинематических парах. Перемещение соединенного с тормозным диском вход653452 ного звена передаточного механизма не при ведет к перемещению воздействующего на блокирующее устройство выходного звена.

Кроме того, в случае относительно малой величины перемещения диска может оказаться недостаточной для срабатывания блокирующего устройства.

Целью изобретения является обеспечение надежной блокировки муфты-тормоза с-другими механизмами.

Для этого муфта-тормоз снабжена смонтированным вне корпуса блокирующим устройством и установленным в осевом отверстии ведомого вала штоком, одним концом жестко закрепленным в отжимной шайбе, а другим — связанным с блокирующим устройством, при этом отжимная шайба установлена с осевым зазором и подпружинена относительно ведущей полумуфты.

На фиг. 1 изображена муфта-тормоз, диаметральное сечение; на фиг. 2 — сечение

А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 2.

Ведущая полумуфта 1 установлена во втулке 2 на опорном подшипнике 3 и упорном подшипнике 4. Втулка 2 запрессована в корпус 5 муфты-тормоза. В шлицевом отверстии корпуса 5 установлен с возможностью осевого перемещения промежуточный тормозной диск 6 с фрикционными накладками. Другой промежуточный тормозной диск 7 с такими же накладками установлен с возможностью осевого перемещения на шлицах ведомой полумуфты 8, служащей в ,1 качестве прижимного тормозного диска.

Полумуфта 8 и диски 6 и 7 поджаты к корпусу 5 пакетом силовых тарельчатых пружин 9, опирающихся на торец ведомого вала 10 и воздействующих на торец ведомой полумуфты 8, установленной в шлицевом отверстии вала 10 с возможностью осевого перемещения.

Ведомый вал 10 на упорном подшипнике 11 и опорном подшипнике 12 установлен в гайке 13.

4 надежного, безотказного срабатывания блокирующего устройства.

На обращенных друг к другу торцах отжимной шайбы 18 и полумуфты 8 имеются по три симметрично расположенных двухсторонних скоса. Во впадинах, образованных скосами, помещены шарики 20, установленные в сепараторе 21 и образующие в совокупности шарико-клиновый размыкающий механизм.

На обращенных друг к другу торцах ведущей полумуфты 1 и ведомой полумуфты 8 выполнены равно расположенные торцовые кулачки «в» и.«с», взаимодействующие один с другим при передаче вращения от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 8. Угловая ширина впадин между кулачками на одной полумуфте больше угловой ширины находящихся в этих впадинах соответствующих кулачков другой полумуфты, что обеспечивает возможность относительного поворота полумуфт в любом из двух направлений на определенный одинаковый угол.

Работает муфта-тормоз следующим образом.

При вращении ведущей полумуфты 1 от двигателя или вручную она и связаннная с ней шлицами отжимная шайба 18 поворачиваются относительно заторможенной ведомой полумуфты 8 на угол, величина которого определяется соотношением угловых размеров кулачков и впадин кулачковой муфты.

Шарики 20, находящиеся в радиальных каналах, поджаты к боковым скосам канавок пружиной 19, поэтому в контакте шариков со скосами возникают силы трения.

Благодаря этому в случае относительного поворота отжимной шайбы 18 и полумуфты

8 шарики 20 перекатываются по скосам канавок и, преодолев сопротивление пружины

19, смещают в осевом направлении отжимную шайбу 18 с осевым штоком 16, который воздействует на блокирующее устройство 17.

На шейке ведомого вала 10 жестко закреплена шестерня 14. В направляющей втулке 15, запрессованной в ведомый вал 10, установлен осевой шток 16, воздействующий на блокирующее устройство 17. Другой конец осевого штока 16 жестко связан с отжимной шайбой 18 шарико-клинового размыкающего механизма, установленной с воз можностью осевого перемещения в шлицевом отверстии ведущей полумуфты 1. Вспомогательной пружиной сжатия 19 отжимная шайба 18 поджата до упора в шарики 20 размыкающего механизма. Между торцом отжимной шайбы 18 и донышком шлицевого отверстия полумуфты 1 предусмотрен зазор «а», обеспечивающий возможность осевого перемещения отжимной шайбы 18 со штоком 16 на величину, достаточную для

Отжимная шайба 18 смещается на величину зазора «а» до упора в донышко шлицевого отверстия полумуфты 1, после чего при дальнейшем относительном повороте полумуфт до вхождения в контакт взаимодействующих поверхностей кулачков происходит противоположное осевое смещение ведомой полумуфты 8 и отжатие тормозных дисков от поверхностей трения, т. е. размыкание муфты-тормоза; при этом преодолевается сопротивление пружин 9, кулачки

«в» и «с» входят в контакт и начинается передача вращения от полумуфты 1 к полумуфте 8.

Когда прекращается действие вращаЬщего момента, полумуфта 8 под действием пружин 9 смещается в обратном направле653452

Формула изобретения!

Л-A

Т гп

4виг. У

4ьг. Я

Составитель Л. Житомирская

Редактор Д. Пинчук Техред О. Луговая Корректор М. Ряшко

Заказ 1273/27 Тираж 1ЗВ Подписное 11НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная. 4

5 нии и прижимает тормозные диски 6 и 7 к корпусу 5.

Под действием осевого усилия пружины

19 шарики 20 перекатываются в канавках в первоначальное равновесное йоложение, проис;1одит обратный относительный поворот полумуфт 1 и 8 до размыкания кулачков «в» и «с», отжимная шайба 18 с осевым штоком 16 смещается в обратном направлении, переставая воздействовать на блокирующее устройство.

Муфта-тормоз, содержащая неподвиж- 15 ный корпус с фрикционными накладками, жестко закрепленную на ведущем валу ведущую полумуфту, посаженную подвижно в осевом направлении, подпружиненную относительно ведомого вала ведомую полумуфту, которая соединена с ведущей полумуфтой носредством элементов сцепления, расположенных с угловым зазором и один

6 относительно другого, и имеет фланец с фрикционными накладками корпуса, и шарикоклиновый размыкающий механизм с кинематически связанной с ведущей полумуфтой отжимной шайбой, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности надежной блокировки муфты-тормоза с другими механизмами, она снабжена смонтированным вне корпуса блокирующим устройством и установленным в осевом отверствии ведомого вала штоком, одним концом жестко закрепленным в отжимной шайбе, а другим — связанным с блокирующим устройством, при этом отжимная шайба установлена с осевым зазором и подпружинена относительно ведущей полумуфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 422885, кл. F 16 D 67/02, 1972.

2. Александров М. П. Тормозные устройства в машиностроении. М., «Машиностроение», с. 284, рис. 187.

Муфта-тормоз Муфта-тормоз Муфта-тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к косилочному устройству

Изобретение относится к автоматическим нормально замкнутым тормозам, размыкаемым энергией двигателя, используемым, например, в транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям тормозов кривошипных прессов, предназначенных для поглощения энергии движущихся элементов конструкции исполнительного механизма пресса и ведомой части муфты

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозам кривошипных прессов, предназначенных для поглощения энергии движущихся элементов конструкции исполнительного механизма пресса и ведомой части муфты

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции тормозов кривошипных прессов, предназначенных для поглощения энергии ведомой части муфты пресса после ее выключения и удерживания исполнительного механизма вместе с частью привода в положении, соответствующем верхнему положению ползуна

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции тормозов кривошипных прессов, предназначенных для поглощения энергии ведомой части муфты пресса после ее выключения и удерживания исполнительного механизма вместе с частью привода в положении, соответствующем верхнему положению ползуна

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям тормозов кривошипных прессов, предназначенных для поглощения энергии движущихся элементов конструкции исполнительного механизма пресса

Привод // 2083888
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве тормозного устройства, например, для железнодорожного вагона

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в областях техники, где требуется периодическое сцепление и торможение кинематических линий по заранее составленной программе или вручную с пульта управления
Наверх