Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины

 

-"ТБ (6)) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 02.08.76 {21) 2394009/24-07 с присоединением звявкн % (23) ПриорнтетОпубликовано05.04.79.бюллетень № 13

Дата опублнкования описания 10.04.79

Х (51) М. Кл, Н 02 К 3/50

Геаудератвенннй наптет

СССР в делам наабретеннй и аткрмтнй ф3) УД1(621.313. .045.8 (088.8 ) (72) Автор изобретения

H. Шур (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ

CTATOPA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области алек» тромашиностроения, а именно к устройстBBM крепления лобовых частей обмотки статора электрических машин, преимушественно большой мошности.

Извес но устройство для крепления ло» 5 бовых час ей обмотки статора в зоне головок, содержашее клиновые изоляционные распорки fl).

Недостатком этого устройства является ослабление крепления в процессе эксплуатации.

Известно и другое устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержашее раэмешенные между стержнями обмотки сос» тавные изоляционные распорки по крайней мере, одна из частей которых выполнена клиновой (2).

Последнее устройство является наиболее близким к описываемому изобретению.

Недостатком этого устройства также является ослабление крепления обмотки с во время эксплуатации электрической машины и, как следствие, снижение ее надеж« ности. Ослабление крепления возникает из-за деформации KBK собственно обмотки, TBK и распорных элементов, износа точек взаимного соприкосновения изоляции обмотки и распорных элементов под воздействием вибрации от электродинамических усилий, действуюших на обмотку, и старения изоляционных материалов.

Ьелью настоящего изобретения является повышение надежности путем устранения ослабления крепления лобовых частей обмотки в процессе эксплуатации.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для крепления лобовых час-. тей обмотки статора электрической машины, содержашем размешенные между стержнями обмотки составные изоляционные распорки, по крайней мере,,одна из частей которых выполнена клиновой и подпружинена вдоль своей продольной оси.

Клиновая часть распорки может иметь гнездо, в котором размешается пружина.

В56156

Пружина также может быть установлена на шпильке.

На фиг. 1 изображена лобовая часть

Обмотки craropa; на фиг. 2 - разрез

А А на фиг. 1 (устройство для крепления обмоткй В зоне выхода из паза статара); на фиг. 3 - разрез ь-Б на фиг. 1 (устройство для крепления обмотки в зоне головокру на фиг. 4 разрез В-В на фиг. 3; на фиг. 5 и фиг. 6 варианты

Выполнения устройства для крепления об мотки В зоне Выхода яз паза craropaq HB на фиг. 7 вариант выполнения устройcraB для крепления Обмотки в зоне

ГОЛОВОК.

Устройство 1 для крепления лобовых частей 2 установлено на стержнях верх« него ряда 3 и стержнях нижнего ряда

4 двухслойной обмотки в зоне 5 Выхода стержней из паза craropa 6.

Устройство 7 для крепления лобовых частей 2 установлено В зоне головок 8, изолированных колпачками 9.

Устройство 1 для крепления лобовых частей обмотки статора содержит составную изоляционную распорку 10> состоящую из двух планок 11 и клиновой части

12.

Планки 11 имеют эаплечики 13 и пазы 14.

Клиновая часть 12 изоляционной распорки 10 расположена между планками

11 и имеет гнездо 15, В котором размещена цилиндрическая пружина 16, уста35 новленная на шпильке 17 с упором 18

Вдоль продольной Оси клиновой части рас порки. Пружина 16 зажата гайкой 19.

Заплечики 13 фиксируют устройство 1 на стержнях 4 обмотки (или на стержнях3), B пазы 1 4 преДОТВращают Выпадание кли новой части 12 распорки 10 в процессе сборки. Пружина 16 обеспечивает постоянное поджатие клиновой части 12.

Размещение пружины 16 в гнезде 15 уменьшает габариты устройства 1, дозирует ее сжатие и, тем самым, исключают, смыкание витков пружины, предотвращая образование электрически замкнутых контуров, пронизываемых потоками рассеяния.

Размещение пружины 16 в гнезде 1Е позволяет также в процессе сборки устройства 1, при необходимости, форсировать исходное усилие заклинивания клиновой части 12 путем передачи усилия гайки 19 непосредственно на ее торец.

Устройство 7 для крепления лобовых частей обмотки статора в зоне головок

8 содержит составную изоляционную распорку, состоящую из . клиновой части

20, имеющей паз 21 и упора 22 со сферической поверхностью 23, обеспечивающей его самоустанавливаемость между колпачками 9. Упор 22 снабжен выступом 24, входящим в паз 21 клиновой части 20 распорки. Упор 22 и клиновая часть 20 соединены между собой посредством шпильки 25, на которую надета пружина 26, заклинивающая;клиновую часть 20.

Уклон клиновых частей 12 и 20 изояционных распорок и жесткость пружин

16, 26 выбраны таким образом, чтобы обеспечивать необходимое распорное усилие устройства на обмотку.

Б процессе эксплуатации электрической машины, когда под воздействием электродинамических усилий, вибрации и других факторов появляются зазоры между распорными элементами устройств

1,7 и Возникает ослабление крепления лобовых частей обмотки, сжатые пружины 16, 26 немедленно продвигают клиновые части 12, 20,. устраняя зазоры и восстанавливая крепление обмотки.

В Осстановление расклинивающего дей« ствия протекает весьма эффективно во

Время работы электрической машины, так как под воздействием вибрации снижает ся коэффициент трения в деталях и клиновые части распорок, преодолевая умень шение силы трения, более свободно осуществляют расклиновку.

Таким образом, предложенное устройство позволяет исключить воэможность ослабления крепления лобовых, частей обмотки в процессе эксплуатации и повысить надежность.

Формула изобретения

l. Устройство для крепления лобовых частей обмотки craropa электрической машины, содержащее размещенные между стержнями обмотки составные изоляционные распорки, по крайней мере, одна из частей которых выполнена клиновой, о тл и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью

aosaaueBHs надежности, клиновая часть распорки подпружинена Вдоль своей продольной оси.

2. Устройство по п. 1, î r л и ч а ющ е е с s тем, что клиновая часть ðac656156

Риг. 1 б-Б порки имеет гнездо, в котором размещена пружина.

3. Устройство по пп. 1, 2, о т л и» ч а ю m е е с и тем, что пружина установлена на шпильке.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

2. Авторское свидетельство СССР

No 370695, кл. H 02 К 3/50, 1973.

2. Патент ЧССР М 117901, кл. 21 (3 54, 1966.

656156

Составитель Ф. Подольская

Редактор Ц. Лукин Техред О. Андрейко Корректор А. Гринеико

Заказ 1542/44 Тираж 856 Подписное

ННИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

13,3035, Москва, Ж-35, Раусшкаа наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектнаи, 4

Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"
Наверх