Мембранная муфта
йо мтнс-техннчэсн од би4яиспФИВ К5рь (i ц 676 775
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.03.78 (21) 2595320/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.79. Бюллетень ¹ 28 (45) Дата опубликования описания 30,07.79 (f>j) Я Кл 2
F 16D 3/74
Государственный комитет (53) УДК 621 825 7 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Автор изобретения
Ю. И. Бубнов (71) Заявитель (54) МЕМБРАННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через торооб- 5 разный упругий элемент (1). Недостатком ее является большие габариты.
Известна мембранная муфта, содержащая наружную и внутреннюю полумуфты и соединяющую их мембрану (2), полость ме- 1п жду полумуфтами соединена с источником давления. Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатком его является низкая надеж- 15 ность работы.
Целью изобретения является повышение надежности работы муфты. Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена размещенной в полости и закрепленной на наружной полумуфте кольцевой диафрагмой с антифрикционным кольцом, смонтированным на внутренней части последней, а полумуфты выполнены с зубчатыми венцами, зубцы которых расположены друг относительно друга с боковым зазором.
На фиг. 1 показана муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1.
Наружная полумуфта 1 и внутренняя полумуфта 2 вместе с мембраной 3 образуют полость, в которой установлена диафрагма
4 из эластичного материала, на полумуфтах выполнено зубчатое зацепление 5.
На диафрагме 4 установлено антифрикционное кольцо б с зазором относительно внутреннего бурта полумуфты 2. Давление наполняющей среды на мембрану 3 создается внешним источником давления 7.
Описанное устройство работает следующим образом.
Давление наполняющей среды от внешнего источника 7 подается через сверление в валу во внутренний объем муфты и воздействует на эластичную мембрану 3, вызывая в материале мембраны растягивающие усилия и препятствуя гофрообразованиям при передаче крутящего момента. Так как давление наполняющей среды при отсутствии утечек через мембрану 3 по обе стороны диафрагмы 4 остается постоянным, то и зазор между буртом полумуфты 2 и кольцом
6 во время работы сохраняется постоянным. Крутящий момент от полумуфты 1 к полумуфте 2 передается через растянутое полотно мембраны 3 и зубья зубчатого зацепления 5 находятся в разомкнутом состоянии.
676775
При разрыве полотна мембраны 3 и изменения разности давления по обе стороны диафрагмы 4 антифрикционное кольцо 6 прижимается к уплотнительному бурту полумуфты 2, препятствуя утечке наполняющей среды. Зубья зубчатого зацепления 5 входят в соприкосновение и обеспечивают дальнейшую передачу крутящего момента.
Зубчатое зацепление препятствует перегрузке полотна мембраны при пиковых скачках крутящего момента.
В связи с питанием муфты наполняющей средой от внсшнего источника демпфирующая способность и жесткость могут плавно регулироваться в зависимости от режима работы механизма. Это создает благоприятные условия для работы механизмов в условиях переменных нагрузок, повышает их надежность.
Затворное устройство, установленное внутри муфты, предотвращает загрязнение механизма наполняющей средой в случае разрыва мембраны, а также предотвращает нарушение работы внешнего источника давления в случае питания нескольких потребителей.
Испытания предложенной мембранной муфты показали, что при работе с повышенными перекосами (до 12 ) и со смеще4 нием валов (до 2,5 мм) путем изменения давления масла от 0 до 0,16 Мн/м крутильная жесткость менялась в пределах
25 /о (в качестве мембраны использовалась
5 техническая резина).
Формула изобретения
Мембранная муфта, содержащая наружную и внутреннюю полумуфты, а также
1р соединительную мембрану, при этом полость между полумуфтами соединена с источником давления, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, она снабжена размещенной в по)я лости и закрепленной на наружной полумуфте кольцевой диафрагмой со смонтированным на ее внутренней части антифрикционным кольцом, а полумуфты выполнены с зубчатыми венцами, зубцы которых расположены относительно друг друга с боковым зазором.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 283739, кл. F 16D 3/74, 1969.
2. Антонов А. А. Пневматические фрикционные муфты нефтяной промышленности. М., «Машиностроение», 1973, с. 112, рис. 55, 56.
676775
Риз. 8
Составитель И. Яцунов
Техред Н. Строганова
Редактор В. Девятов
Корректор P. Беркович
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1539/4 Изд. № 428 Тираж 1139 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5