Машина для исследования пар трения

 

ОПИСА Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик о»678390 (61) Дополиительиое к авт. сеид-ву (22) Зеввлеио 021277 (21) 2568511/25-28 с присоедииеиием -заявки М (23} Приоритет (51) и. Кл.2

G 01 N 3/56

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий

Опубликоееио 050879.Бюллетень НУ 29 (53) УДК 620.178 (088.8)

Лете опуоликовеиив описания 0 508,79 (72) Авторы изобретений

С.В. Венцель, A.Ï. Катаров и К.К. Иониди (71) Заявитель

Харьковский инженерно-строительный институт (54) КАШИНА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАР ТРЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано. для экспериментальных исследований процессов, происходящих в парах трения машин, в частности в зубчатых передачах.

Известна машина для исследования пар трения, содержащая станину, устройство для крепления нижних испытуемых образцов, выполненных в виде вала, размещенного на станине, устройства для крепления верхних испытуемых образцов, выполненных в виде кареток, подвижно установленных на валу, устройство нагружения и привод вращения валов (13 .

Недостатком этой машины является то, что она не позволяет установить закономерности распределения нагруз- ки в контакте пар трения.

Целью изобретения является повышение инФормативности исследований путей обеспечения возможности исследования закономерности. распределения нагрузки в контакте пар трения.

Поставленная цель достигается тем, чтo машина для исследования йар трения снабжена механизмом распределе.ния нагрузки, выполненным в виде тарированной плоской пружины, связанной с каретками.

На чертеже схематично изображена машина для исследования пар трения.

Машина состоит из станины 1, нижнего вала 2, укрепленного в опорах 3 с нижними испытуемыми образцами 4 -6, жестко закрепленной оси 7 в опорах

8 и 9, на которой в подшипниках 1012 установлены соответственно каретки 13 -15. Верхние испытуемые образцы 16-18 укреплены соответственно на валах 19-21, которые соединены между собой муфтами 22 и 23.

Привод 24, расположенный на станине 1, посредством ременной передачи 25 связан с валом 2 и через установленные на нем шестерни 26 и 27 передает вращение валам 19-21.

В кронштейне 28, закрепленном на станине 1, установлено нагружающее устройство, содержащее регулирующий винт 29,. который через стакан 30 соединен с тарированной пружиной 31.

Пружина 31. опирается на центральную часть плоской тарированной пружины 32, жестко связанной с центральной кареткой 14. На взаимно противоположных плечах плоской пружины 32

678390 установлены механизмы предварительного распределения нагрузки, выполненные в вице винтов 33 и 34, соединенных с боковыми каретками 13 и 15, На пружине 31 наклеены тенэометрические датчики 35 и 36, связанные с тенэометрической станиной (на чертеже не показана) °

На станине 1 под каждым нижним роликом установлены ванночки 37.

Машина работает следующим образом.

Винтом 29 сжимается пружина 31, усилие от которой через плоскую пружину 32 передается на центральную каретку 14. Вращением винтов 33 и 34 произвольно деформируются плечи плоской пружины 32, в результате чего нагрузка, создаваемая пружиной 31, распределяется между каретками 13-15 пропорционально величине деформации.

Вращение от привода 24 через ременную передачу 25 передается на вал

2 и далее через шестерни 26 и 27— валам 19-21.

Каретки 13-15 передвигаются одна относительно другой в плоскостях вращения испытуемых образцов. Конструктивные и технологические параметры испытуемых образцов подобраны так, что каждая пара роликов моделирует различные точки поверхности контакта исследуемой пары трения. Это приводит к тому, что каждая иэ кареток

13-1 5 проходит неодинаковое расстояние в направлении валов 19-21, в результате чего изменяется деформация плоской тарированной пружины 32, и нарушается предварительно заданное распределение нагрузки между парами образцов. Перераспределение нагрузки происходит до тех пор, пока суммарное изменение скорости износа каждой пары трения не станет одинаковым для всех пар. Окончательное же распределение нагрузки не зависит от предварительно заданного значения и устанавливается в зависимости от условий изнашивания каждой пары трения.

Величина установившейся нагрузки на боковые каретки 13 и 15 регистрируется контрольно-измерительной аппаратурой с помощью тензометрических датчиков 35 и 36 . Нагрузка на центральную каретку 14 определяется как алгебраическая разность между общей нагрузкой, создаваемой пружиной 31, и нагрузками на боковые каретки 13 и

15, фиксируемые тенэодатчиками 35 и 36 °

Моделирование смазочной среды осуществляется с помощью ванночек 37 °

Формула изобретения

Машина для исследования пар трения, содержащая станину, устройства для крепления нижних испытуемых образцов, выполненных в виде вала, размещенного на станине устройства для крепления верхних испытуемых образцов, выполненных в виде кареток, подвижно установленных на валу, устройство нагружения и привод вращения валов, ЗО отличающаяся тем, что, с целью повышения информативности при исследовании, она снабжена механизмом распределения нагрузки, выполненным в виде тарированной

З5 плоской пружины, связанной с каретками.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Рещиков В.Ф. Трение и износ тяжелонагруженных передач, М., Машгиз, 1975, с. 60-61

Составитель М. Семенов

Редактор A. Мурадян Техред М.Петко Корректор Е, Папп.

Заказ 4548/33 Тираж 1090 Подписное

11НИИПИ Государственного комитета СССР пз делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. Проектная, 4

Машина для исследования пар трения Машина для исследования пар трения Машина для исследования пар трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх