Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства

 

к" 4.) .- т.:!.: !:1,,,--1,з

ОЛИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ рц682397

Союз Советских

Социалистических. Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.12.76 (21) 2426808/27-11 с присоединением заявки № (51) М. К .

В 60К 41/00 (43) Опубликовано 30.08.79. Бюллетень № 32 (53) УДК 629.113-585.2 ! (088.8) (45) Дата опубликования описания 30.08.79 ло делам изооретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

А. Д. Левитанус, Л. М. Зеликовский, И. А. Скрыпник и Е. М. Шапиро (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Гооуааротвеииый комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым коробкам передач, обеспечивающим разгон и переключение на ходу при помощи гидравлически управляемых фрикционных элементов.

Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через дроссель с клапаном избирателя, клапан подпитки, гидравлически связанный гидролиниями с нагнетательной гидролинией до и после дросселя, переключающее устройство, выполненное в виде 15 клапанов с плавающими поршнями и баком 1(1).

Эта гидравлическая система удовлетворяет требованиям безразрывного переключения передач, однако не обеспечивает плав- 20 ного трогания и разгона машин на двух передачах.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей гидросистемы. 25

Указанная цель достигается тем, что гпдросистема снабжена клапаном изменения давления с педалью управления, установленным в нагнетательной гидролинии между гидронасосом и дросселем, при этом по- 30 следний установлен в гпдролпнпи, соединяющей упомянутый клапан подпитки с нагнетательной гидролпнпей до дросселя.

Такое решение дает возможность управлять давлением в канале подпитки не только в момент заполнения гидроцилиндра фрикционного элемента включаемой передачи, но и после < замыкания» элемента и прекращения расхода через делитель потока. При этом плавно наращивается давление одновременно в гидроцилипдрах двух передач на первом этапе разгона, затем гидроцилпндр высшей передачи отключается клапаном подпитки, и на втором этапе разгона давление наращивается только в гпдроцплпндре низшей передачи.

На фпг. 1 дана схема гпдросистемы в установившемся режиме первой передачи; на фиг 2 — схема гидроспстемы в момент трогания на первой и второй передачах.

Гидравлическая система содержит гидронасос 1, перепускной клапан 2, устройство

3 для кратковременной подпитки выключаемой передачи, клапан 4 избирателя передач с ручным управлением, каналы 5 — 8 подвода масла к гидроцилиндрам фрпкцпонных элементов, выполненные в валу 9, переключающее устройство 10, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями 11 — 13. Устройство 3 для кратковре3 менной подпитки выключаемой передачи состоит из дросселя 14 и клапана 15 подпитки с шариковым клапаном 16. Торцевая полость клапана 15 подпитки связана с задроссельным участком нагнетательной магистрали 17 каналом 18. Устройство 3 связано каналом 19 с переключающим устройством, а каналом 20 с нагнетательной магистралью через дроссель 21. Устройство 10 посредством каналов 22 — 25 сообш,ается с каналами 5 — 8 подвода масла к гидроцилиндрам фрикционных элементов передач.

В нагнетательной магистрали установлен клапан 26 изменения давления, управляем ый п едал ью 27.

В установившемся режиме включеннои, например, первой передачи (фиг. 1) гидронасосом 1 в каналах 22 и 5 и магистрали 17 создается давление, определяемое регулировкой клапана 2. Под действием этого давления поршни 11 и 13 смещены в крайнее левое положение и соединяют канал 5 первой передачи с каналом 19. Золотник клапана 15 подпитки смещен вправо и разобщает каналы 19 и 20.

При переключении передач клапан избирателя передач переводится в положение подачи масла во включаемую передачу, например вторую. В начале заполнения гпдроцилиндра включаемой передачи давление за дросселем 14.резко падает, вследствие чего золотник клапана 15 подпитки перемещается влево и сообщает каналы 19 и 20, соединив тем самым устройство 10 с нагнетательной магистралью. С этого момента масло, подаваемое насосом, делится иа два потока в соответствии с сечениями дросселей 14 и 21. Один поток, проходящий через дроссель 14, направляется к клапану

4 и далее по каналу б во включаемый гидроцилиндр второй передачи, а другой поток, проходящий через дроссель 21, поступает в каналы 20 и 19. Последний благодаря поршням 13 и 11 попрежнему соединен с каналом 5 выключаемого гидроцилиидра, например, первой передачи. Таким образом, гидроиасос 1 одновременно заполняет гидроцилиндр включаемой второй передачи и подпитывает гидроцилиндр выключаемой первой передачи. Величина давления подпитки определяется регулировкой клапана 16. Описанный процесс происходит до тех пор, пока не заполнится гидроцилиндр включаемой второй передачи, после чего давление в канале 6 и магистрали 17 резко возрастет, вследствие чего золотник клапана 15 подпитки перемещается вправо, разобщая каналы 20 и 19. Одновременно возросшее давление в канале 6 второй передачи по каналу 23 передается устройству 10, вызывая перемещение поршня 12 влево, а поршня 13 — вправо (в положение, показанное пунктиром), в результате чего происходит окончательное отключение

682397

4 гидроцилиндра первой передачи от канала 19.

Для трогания и разгона машины на низшей передаче, например первой, с временным подключением одной из высших передач, например второй, водитель на остановленной машине (включена механическая нейтраль в коробке передач) переводит рычаг управления клапаном избирателя передач в положение второй передачи. При этом плавающие поршни устройства 10 займут положение, изображенное на фиг. 2, и соединят гидроцилиндр второй передачи с каналом 19. Затем водитель нажимает педаль 27 клапана изменения давления 26, сбрасывая давление в магистрали 17, и рычагом клапана 4 включает первую передачу. При этом золотник клапана 15 перемещается влево и сообщает каналы 19 и 20, 20 благодаря чему устройство 10 и канал 23 второй передачи соединяются с иагнетательной магистралью.

Таким образом, нагнетательная магистраль одновременно соединена с гидроци25 линдрами первой передачи через клапан 4, и второй передачи — через каналы 20 и 19.

Для трогания водитель (после включения механической части коробки передач) плавно отпускает педаль 27 клапана 26. При

ЗО этом давление в нагнетательной магистрали

17 постепенно наращивается. Масло поступает в гидроцилиндры первой и второй передач пропорционально сечениям дросселей

14 и 21. В тот момент, когда давление за

35 дросселем 14, в канале 18, достигнет значения, определяемого пружиной клапана 15, последний переместится право, отсекая канал 19 от нагиетательной магистрали. После этого рост давления в гидроцилиндре !

0 второй передачи (в каналах 23 и 6) прекращается, и она отключается.

Давление в канале 5 и гидроцилиндре первой передачи продолжает нарастать в соответствии с темпом воздействия водите45 ля иа клапан изменения давления.

При желании одитель может разгонять машину только на гидроподжимной муфте первой передачи, например, при малой тяговой нагрузке. Для этого он должен вклю50 чать первую передачу, нажать на педаль клапана изменения давления, включить механическую часть коробки передач и плавно отпустить педаль 27 клапана. При этом давление будет изменяться (нарастать)

55 только в гидроцилиндре первой передачи, поскольку плавающие поршни устройства

10 и клапан 4 сообщают с нагнетательной магистралью только канал 5.

Таким образом, предлагаемая гидравли60 ческая система обеспечивает безразрывное переключение передач, а также трогание и разгон машины по желанию на одной или на двух пер дачах, в зависимости от загрузки машины.

55 В то же время гидросистема очень прос682397 и та и легко компонуется в малых габаритах.

Наличие двух постоянных дросселей позволяет управлять давлением в гидроцилиндрах, включенных при трогании передач, и после того, как поток масла через дроссель

14 прекратится, чего нет в известной гидросистеме.

Формула изобретения

Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через дроссель с клапаном избирателя, клапан подпитки, гидравлическп связанный гидролиниями с нагнетательной гидролинией до и после дросселя, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями и баком, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей гидросистемы, она снабжена клапаном изменения давления с педалью управления, установленным в нагнетательной гидролинии между гидронасосом и дросселем, при этом последний установлен в гпдролинии, соединяющей упомянутый клапан подпитки с нагнетательной гидролинией до дросселя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 526535, кл. В 60К 41/00, 1972.

682397

У а. 2

Составитель В. Калмыков

Корректор Т. Добровольская

Редактор Ж. Рожкова

Заказ 2110/4 Изд. № 518 Тираж 822 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета 1ССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 71(-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх