Уплотнение ходового винта редуктора

 

К. Гускин и Н. М. Крутова (72) Авторы иэобретеиия (71) Заявнтель (54) УПЛОТНЕНИЕ ХОДОВОГО ВИНТА РЕДУКТОРА

Изобретение относится к области машиностроения и может бить использовано во всех отраслях народного хозяйства, где требуется ликвиднровать утечку жидкоств во внешнюю среду.

Известно уплотнение врашаюшегося

S вала с резьбовой поверхностью, обспечиваюшее уцлотнение по наружному диаметру врашаюшегося и одновременно движушегося вдоль своей оси вала(1). Однако .1О оно надежно в результате утечки жидкости по профилю резьбы при выходе вала во внешнюю среду.

Известно также уплотнение ходового винта передаточного механизма, выпол15 пенное в виде гайки иэ износостойкого эластичного материала, установленной в ступице кинематическн связанного с ходовым винтом зубчатого колеса, имеюшей на внутренней поверхности соответ ствуюшие винтовым канавкам вала винтовые выступы и образуюшей полость между ее торцом и торцом зубчатого колеса(2).

Недостатком этого уплотнения являет» ся его ненадежность и плохая герметн.зацня из-за отсутствия радиального под жатия по профилю резьбы н соскабливания эаходной частью резьбы.

С целью повышения герметичности и надежности в предлагаемом уплотнении заходная часть винтовых выступов гайки полностью срезана на всю длину захода до начала полного П1юфиля плоскостьюу примерно перпендикулярной к средней линии выступа, на образованной от среза поверхности выполнены майжетообраэные углубления, соответствуюшне црофилю выступа, на внутренней резьбовой поверхности гайки, во всех витках резьбы, кроме последнего по ходу утечки, выполнен продольный паз глубиной меньше высоты выступа, а образованные этим пазом полости между винтовыми выступами гайки и винтовыми канавками винта гндравлическн соединены через полость между торцами зубчатого колеса н гайки с по- лостью картера редуктора 68586

На фиг. 1 изображено уплотнение, продольный разрез; на фиг, 2 - гайка, разрез (тонкими линиями обозначена эаходная часть); на фиг. 3 - вид А на фиг. 2; на фиг. 4 - вид Б на фиг 2; на фиг. 5 — разрез В-В на фиг. 2.

Зубчатое колесо 1 кинематически связано с ходовым винтом 2 и размешено в корпусе 3 редуктора на подшипниках 4 с возможностью свободного 1О вращения. В ступице зубчатого колеса 1 установлена гайка 5, поджатие которой к винту 2 осушествляется через втулку

6. кольцо 7 и зажимную втулку 8. Гайка 5 выполнена из известного эластич- 13 ного материала и имеет на внутренней поверхности винтовые выступы 9, входяшие в соответствуюшие канавки 10 винта 2 и полностью их заполняюшие.

Заходная часть 11 винтовых высту- 20 пов 9 гайки 5 полностью срезана на

BcIo длину захода до полного профиля 12 плос костью, примерно перпендикулярной средней линии выступов 9. На поверхности 13, образованной от среза, вы25 полнены манжетообразные углубления 14, соответствуюшие профилю выступов 9 и обеспечиваюшие плотное прилегание выступа 9 по канавке винта 2 за счет давления жидкости. Наружная поверхность

30 гайки 5 выполнена конической с целью равномерного поджатия к выступам и канавкам винта 2. Кроме этого, в гайке 5 выполнен продольный паэ 15, глубина которого меньше высоты выступа 9, а

33 длина ограничена по ходу утечки одним витком резьбы. Паэ 15 образует дополнительные поверхности 16 для соскабливания жидкости с винта 2 и полости 17

40 между винтовыми канавками 10 винта 2 и винтовыми выступами 9 гайки 5. Полости 17 через отверстия 18 сообшаются с полостью 19, образованной между торцами зубчатого колеса 2 и гайки 5, 45 далее через отверстия 20 с картером 21 редуктора.

Уплотнение ходового винта работает следуюшим образом.

При вращении зубчатого колеса 1

50 совместно с ним врашается гайка 5, зафиксированная с колесом 1 так, что соответствуюшая точка профиля резьбы колеса 1 и гайки 5 должна быть кратной шагу резьбы .винта 2. Такое соединение позволяет совершать винту 2 возвратнопоступательное движение. При перемешенни.

9 4 винта 2 врашаюшаяся гайка начальным выступом 9, имевшим полный профиль, соскабливает жидкость с винта. При дальнейшем перемешении винта последуюшие выступы 9, а также дополнительные поверхности 16 соскабливают жидкость с винта 2, которая попадает в полости 17 и через отверстия 18 поступает в полость 19, далее через отверстия 20, выполненные в ступице колеса 1, в картер 21 редуктора, Таким образом, предлагаемое уплотнение позволяет повысить герметичность и надежность, ликвидируя утечку жидкости во внешнюю среду.

Фо рмула изобретения

Уплотнение ходового винта редуктора, выполненное в виде гайки из иэносостойкого эластичного материала, установленной в ступице кинематически связанного с ходовым винтом зубчатого колеса, имвюшей на внутренней поверхности соответствующие винтовым канавкам вала винтовые выступы и образуюшей полость. между ее торцом и торцом зубчатого колеса, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с цепью повышения герметичности и надежности, заходная часть винтовых выступов гайки полностью срезана на всЬ длину захода до начала полного профиля плоскостью, примерно перпендикулярной к средней линии выступа, на образованной от среза поверхности выполнены манжетообразные углубления, соответствуюшие профилю выступа, на внутренней реэьбовой поверхности гайки, во всех витках резьбы, кроме последнего по ходу утечки, выполнен продольный паз глубиной меньше высоты выступа, а образованные этим пазом полости между винтовыми выступами гайки и винтовыми канавками винта гидравлически соединены через упомянутую полость между торцами зубчатого колеса и гайки с полостью картера редуктора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство

М 382868, кл. 7 16 Т 15/00, 1973, 2, Патент Франции N 2028458, кл. Р 16 У 15/00, опублик. 1970.

685869

Вид б

Составитель Е. Мясковский

Редактор Н. Аристова Техред С. Мигай Корректор E. Лукач

Заказ 5437/39 Тираж 1139 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Уплотнение ходового винта редуктора Уплотнение ходового винта редуктора Уплотнение ходового винта редуктора Уплотнение ходового винта редуктора 

 

Похожие патенты:

Манжета // 679755

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в задвижках, гидроцилиндрах

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в задвижках, гидроцилиндрах

Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано для уплотнения конических и цилиндрических поверхностей соединений, работающих при изменяющихся температуре и давлении

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения разъемных фланцевых соединений, работающих в условиях повышенного давления, быстросменяемых тепловых потоков, агрессивных сред и радиационного облучения

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения устройств в машино- и арматуростроении

Изобретение относится к конструкции уплотнительных узлов вращающихся валов преимущественно центробежных насосов, используемых в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для перекачивания жидких водных и эмульсионных составов, нефтепродуктов, слабых щелочей и кислот, молока и жидких молочных продуктов

Изобретение относится к области машиностроения, например турбомашиностроению, и касается герметизации газовых полостей в местах выхода валов при помощи плавающих колец
Наверх