Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства

 

Союз Советскнк

Соцналнстнческнн респубпнк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.02.76 (21) 2327044/11 с йрисоединением заявки ¹ (23) П риоритет (51)M. Кл.

В 60 К 41/00

Гасударственный квинтет

СССР ее делам нзебретеннй н етнрытнй

Опубликовано 15.11.79. Бюллетень № 42

Дата опубликования описания. 25.11.79 (53) У К 628.113— — 585 — 52 (088.8) А. С. Солонский, И. П. Ксеневич, E. Н. Козлов, М. Г. Мелешко и В. M. Семенов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

Известно гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач, содержащее золотниковые клапаны, обеспечивающие подачу рабочей жидкости от одного из двух гидронасосов в зависимости от скорости движения транспортного средства и нагрузки на его трансмиссию (1).

Большое количество клапанов управления и применение двух гидронасосов усложняет конструкцию устройства и затрудняет обеспечение

его надежной работы.

Известно также гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами. пе реключения передач трансмиссии транспортного средства, содержащее селекторный механизм с ручным управлением, снабженный золотником поворотного типа, исполнительные цилиндры, гидроаккумулятор, имеющий поршни и упругий элемент и связанный каналами с селекторным механизмом и с исполнительными цилиндрами, и переключающее устройство, соединенное с гидроаккумулятором и исполнительными цилиндрами (2) .

В этом устройстве количество клапанов переключающего устройства зависит от числа переключаемых передач и равно n — 1, где n — число переключаемых передач. С увеличением числа переключаемых передач не только усложняется конструкция устройства, но и снижается надежность его работы, так как увеличивается число клапанов, работающих одновременно.

Например, при двух переключаемых передачах работает один клапан, при четырех переключаемых передачах работают одновременно два клапана, при шести переключаемых передачах четыре из них обеспечиваются одновременной работой трех клапанов и т, д.. Цель изобретения — повышение надежности работы устройства, упрощение его конструкции.

Для достижения этой цели переключающее устройство в предлагаемом гидравлическом устройстве снабжено золотником поворотного типа, расположенным соосно золотнику селекторного механизма, соединенным с ним с возможностью относительного перемещения на ве697361 личину поворота между смежными включениями и имеющим кольцевые проточки и пазы, выполненные по дуге на его наружной поверхности, равной повороту между смежными вклк чениями, при этом упругий элемент гидроаккумулятора расположен между поршнями, а кольцевые проточки через пазы связаны с каналами, соединяющими золотник селекторного механизма с исполнительными цилиндрами смеж1ных передач, и постоянно соединены с гидроаккумулятором.

Такая конструкция устройства, выполненная беэ клапанов с плавающими поршнями, обеспечивает механическое надежное соединение рабочих объемов гидроаккумулятора с выключенным и включенным силовыми цилиндрами фрик ционных муфт, переключение передач без разрыва силового потока.

На фиг. 1 изображен селекторный механизм в сборе; на фиг, 2 — схема предлагаемого уст20 ройства в сборе с разрезами А — А, Б — Б и  — В фиг. 1 при второй передаче, включенной после первой; на фиг. 3 — то же, при третьей передаче, включенной после второй; на фиг. 4 — то

25 же при второй передаче, включенной посл» треть- ей.

Устройство содержит селекторный механизм

1 с основным поворотным золотником 7 с ручным управлением и дополнительным повоЗо ротным золотником 3, которые соосно расположены во втулку 4 и соединены между собой с помощью выступа и паза, допускающих относительное перемещение на величину поворота между смежными включениями. Каналы 5 — 8

35 (фиг. 2) соединяют исполнительные цилиндры фрикционных элементов 9 — 12 с основным 2 и дополнительным 3 золотниками селекторного механизма 1. При этом каналы, соединяющие исполнительные цилиндры с основным за:отии40 ком 2, выполнены в корпусе селекторного механизма 1, и соединение их с дополнительным золотником 3 происходит через пазы 13, выполненные на внешней стороне втулки 4 вдоль ее оси от сечения А — А до сечения  — В. г1с45 новной золотник 2 имеет кольцевую проточку

14, постоянно соединенную с подводом масла от насоса (не показан), и диаметралыю расположенные осевые пазы 15 для подвода масла к каналам, соединяющим основной золотник 2

50 с исполнительными цилиндрами фрикционных элементов 9 — 12, а также сливные отверстия, из которых соседние с пазами 15 выполнены меньшего диаметра. Дополнительный золотник

3 имеет две кольцевые проточки 16 и 17, два паза 18 и 19, диаметрально расположенные и занимающие каждый по окружности золотника

3 дугу, равную расстоянию между смежными включениями, соединяющих кольцевые проточки 16 и !7 с каналами, сообщающими основной золотник 2 с исполнительными цилиндрал4и фрикциониых элементов 9-)2 смежных передач. Кольцевые проточки 16 постоянно соединены каналами 20 и 21 с рабочими полостями гидроаккумулятора 22, выполненного с одним упругим элементом 23 и двумя поршнями

24 и 25.

Устройство работает следующим образом.

При включенной, например, второй передаче, если передачи последовательно возрастали, масло от насоса поступает в кольцевую проточку 14 основного золотника 2, откуда через паз 15 и канал 6 — в исполнительный цилиндр фрикционного элемента 10 (фиг. 2), диски которого сжимаются поршнем. При этом передается движение с ведущих частей на ведомые. Цилиндры остальных трех. фрикционных: элементов 9„

11 и 1 2 соединены со сливом. Кроме того, масло через паз 18, кольцевую проточку !6 дополнительного золотника 3 и через канал 20 заполняет верхнюю рабочую полость гидроаккумулятора 22, поднимая давление до максимального в течение некоторого времени, обеспечивая тем самым плавность включения фрикционного элемента 10. Нижняя рабочая полость гидроаккумулятора 22 через канал 2!. кольцевую проточку 17 и паз 19 дополнительного золотника 3 соединена с каналом 5, соединяющим исполнительный цилиндр фрикционного элемента 9 первой передачи со сливом.

Чтобы включить третью передачу, водитель с помощью ручного привода селекторного механизма 1 поворачивает основной золотник 2 против часовой стрелки (фиг. 3), прекращая подачу масла в канал 6 и соединяя его со сливом, а в канал 7, соединяющий золотники 2 и 3 с цилиндром фрикционного элемента 11 третьей передачи, подается масло от насоса. В течение некоторого промежутка времени, пока заполняется исполнительный цилиндр фрикционного элемента 11 третьей передачи. в исполнительном цилиндре фрикционного элемента

10 второй передачи поддерживается с помощью верхнего рабочего объема гидроаккумулятора

22 давление масла, меньшее максимального, но достаточное для нормальной работы фрикционного элемента 10 без пробуксовки. Диаметр дроссельного отверстия, через которое сливается масло из рабочего объема гидроаккумулятора 22, меньше других, обеспечивающих свободных слив.

Переключение с 1ретьей на четвертую передачу происходит аналогично изложенному, лишь меняются местами заполненный и освобожденный рабочие объемы гидроаккумулятора 22.

Если изменить направление переключения с повышения передач на их понижение, например, 697361 30 с третьей передачи на вторую, то основной золотник 2 поворачивают по часовой стрелке (фиг. 4) так, чтобы подать масло под давлением в канал 6 исполнительного цилиндра фрикционного элемента 10 второй передачи, а канал

7 исполнительного цилиндра фрикционного элемента 11 третьей передачи соединить со сливом через дроссельное отверстие в основном золотнике 2. При этом дополнительный золотник 3 остается неподвижным, В исполиительном ци- 10 линдре фрикционного элемента 11 выключаемой третьей передачи некоторое время поддерживается давление за счет разрядки нижнего рабочего объема гидроаккумулятора 22. После заполнения исполнительного цилиндра фрикционноге 15 элемента 10 включаемой второй передачи заполняется верхний рабочий объем гидроаккумулятора 22, обеспечивая плавность включения фрикционного элемента 10.

Таким образом, относительная свобода coemпения основного и дополнительного золотников

2 и Э обеспечивает при смене направления переключения передач соединение заполненного рабочего объема гидроаккумулятора 22 с каналом выключаемой передачи, т. е. со сливом, а незаполненного рабочего объема гидроаккумулятора 22 — с каналом включаемой передачи, т. е, с нагнетанием.

Замена, переключающего устройства с несколькими клапанами, часть которых работает одновременно, на механическое переключающее устройство с дополнительным золотником повышает надежность работы устройства. 35

Формула изобретения

Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства, содержащее селекторный механизм, с ручным управлением, снабженный золотником поворотного типа, исполнительные цилиндры, гидроаккумулятор, имеющий поршни и упругий элемент и связанный каналами с селекторным механизмом и исполнительными цилиндрами, и переключающее устройство, соединенное с гидроаккумулятором и исполнительными цилиндрами, отлича юще еся тем, что, с целью повышения надежности работы, переключающее устройство снабжено золотником поворотного типа, расположенным соосно золотнику селекторного механизма, соединенным с ним с возможностью относительного перемещения на величину поворота между смежными включениями и имеющим кольцевые проточки и пазы, выполненные по дуге на его наружной поверхности, равной повороту между смежными включениями, при этом упругий элемент гидроаккумулятора расположен между поршнями, а кольцевые проточки через пазы связаны с каналами, соединяющими золотник селекторного механизма с исполнительными цилиндрами смежных передач, и постоянно соединены с гидроаккумулятором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лапидус В. И. Гидромеханические передачи автомобилей, М., Машгиз, 1961, с. 318 — 327, фиг. 200.

2. Авторское свидетельство СССР Р 225713, кл. В 60 K 41/00, 1969 (прототип).

697361

I г д-б

s p @

ЦНИИПИ Заказ 6858/14 Тираж 804 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх