Система циркуляционной смазки машин

 

Класс 47е, 29

82b, 7

СССР № 70828

ОПИСАН ИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ii i(O 119

1 г-„ ..; .

Чб У, <. 4 - 1 Ч.бэ

М. Н. Френкель

Ф °

Система циркуляционной смазки машин

Заявлено 1б июня 1945 года в Народный комиссариат минометного вооружения СССР за № 50365 (347841) Опубликовано 30 июня 1948 года

Обязательным условием, обеспечивающим нормальную работу систем циркуляционной смазки, является постоянная очистка масла от загрязняющих его примесей.

Применяемые для этой цели фильтры в виде пористого фильтрующего слоя не дают одинаковую степень очистки масла на весь период своей работы, так как загрязняются примесями, и их сопротивление значительно возрастает. Поэтому начали применять металлические фильтры, выполненные в виде набора большого количества тонких дисков. Эти фильтры значительно лучше пористых, но они задерживают только те частицы, размер которых больше расстояния между дисками.

При жидкостном трении между подшипником и валом находится масляная пленка, толщина которой в зоне максимального давления доходит до размера много меньшего, чем величина проходящих через фильтр частиц. Вот эти частицы и проникают в корпус подшипника, вызывая износ трущихся поверхностей.

Известны магнитные фильтры, 25* применяемые для очистки масла в системе смазки редукторов и улавливающие мелкие частицы стали и железа; но эти фильтры пригодны лишь для «холодных» машин и не могут быть применены, например, для тепловых двигателей, в которых происходит быстрое окисление попавших в масло частиц, и последние перестают притягиваться к магнитам.

Известна также система циркуляционной смазки машин, заключающая в себе центрифугу и нагнетательный насос, смонтированный на валу центрифуги. Предлагаемое изобретение касается такого рода системы и отличается расположением центрифуги над поверхностью отработанного масла в маслосборнике, а насоса — на выходе масла из центрифуги.

На фиг. 1 схематически изображена предлагаемая система циркуляционной смазки машин с двухзаходным барабаном центрифуги, а на фиг. 2— центрифуга с пятизаходным барабаном.

Над поверхностью отработанного

387 № 70828

388 масла, находящегося в маслосборнике 7, расположена центрифуга 2, на валу 3 которой смонтирован на выходе масла из центрифуги насос 4, выполненный в виде диска 5 со сверлениями б (фиг. 2). Вал 3 приводится в движение от вала машины через червячную шестерню 7 и червяк 8, Нагнетаемое насосом масло проходит через холодильник 9 и-направляется по нагнетательной линии 10 к трущимся поверхностям деталей 17, откуда отводится по сливной линии 12 в маслосборник 1.

Для больших и ответственных машин может быть предусмотрен ручной насос 13, позволяющий создавать давление в масляной системе и подводить масло к трущимся поверхностям до запуска машин. Центрифуга может быть снабжена фрикционной муфтой, которая предохранит вал от перенапряжений при запуске и остановке машины.

Устройство центрифуги упрощается, если разместить ее внутри корпуса машины, так как в этом случае нет необходимости во внешнем корпусе, в подводе смазки к подшипникам центрифуги и в предохранении масла от разбрызгивания.

Из маслосборника 1 масло засасывается под влиянием подсоса, возникающего при вращении центрифуги.

Поступившее масло увлекается вращающимся барабаном центрифуги, и дальнейший подъем масла вдоль образующей барабана происходит под действием центробежной силы.

Барабан центрифуги может быть устроен однозаходным или многозаходным. Увеличение числа заходов позволяет при сохранении тщательности очистки уменьшить высоту барабана и понизить его число оборотов.

Накапливающийся в центрифуге осадок не должен вытекать обратно при остановках машины и не должен взмучиваться при запуске машины.

Для этого служат кольцевые ребра, образующие многочисленные конусообразные карманы 14, в которых накапливается осадок. В случае многозаходных центрифуг можно устраивать несколько концентрических ребристых насадок 15, причем масло по пути от центра к периферии будет последовательно омывать каждую из них.

Применение предлагаемой системы циркуляционной смазки для судовых машин или авиамоторов может встретить некоторые трудности, связанные с жироскопическим влиянием барабана центрифуги. Возможно, что для них и для других машин нестационарного назначения удачным решением задачи будет устройство барабана на шаровой подвеске 1б.

Эта шаровая подвеска может служить одновременно фрикционом между барабаном и приводом.

Предмет изобретения

Система циркуляционн ой смазки машин, заключающая в себе центрифугу 2 и нагнетательный насос 4, смонтированный на валу центрифуги, отличающаяся тем, что центрифуга расположена над поверхностью отработанного масла в маслосборнике 7, а нагнетательный насос смонтирован на выходе масла из центрифуги.

Система циркуляционной смазки машин Система циркуляционной смазки машин Система циркуляционной смазки машин 

 

Наверх