Устройство для тепловой защиты электродвигателя

 

В, Л. Савченко, В. И. Студеников, Н. Б. Mopes и Ф. М. Галиев (72) Авторы изобретения

Карагандинский филиал особого конструкторского бюро Всесоюзного научно-исследовательского института автоматизации черной металлургии и Карагандинский металлургический комбинат (71) 3навители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области защиты

:электрических двигателей и может быть использовано в металлургической промышленности, например прокатном производстве, s позиционных следящих системах с управляю- щими воздействиями случайного характера, исполнительные органы и электродвигатели которых имеют такие величины моментов инерции, по сравнению с которыми их статические моменты несоизмеримо малы.

Известно устройство для тепловой защитгя

f0 электродвигателя, содержащее аналоговую схему, выполненную из резистора и конденсатора. Устройство также содержит цепь нагрузки, заряжающей конденсатор со скоростью, 15 зависящей от тока, потребляемого электромашиной, термистор, размещенный в обмотке электромашины, схему для измерения температуры, детектор уровня, отключающий электромашину,когда напряжение на выходе

20 схемы для измерения температуры превышает заданную величину, в котором моделируется тепловая цепь защищаемой электрической машины и сравнивается напряжение на вы2 ходе модели с заданной величиной. При превышении напряжения на выходе моделирующего устройства над заданным устройство защиты отключает электродвигатель f11.

Недостатком указанного устройства для технологических процессов является неизбежность прерывания процесса для отключения . электродвигателя с цепко его охлаждения.

Известно устройство для тепловой защиты электродвигателя, содержащее рассеивающие тепловые средства, соединенные с нагрузкой и тнристор. Два главных электрода тиристора соединяются последовательно с нагрузкой.

Последовательное соединение резистора и конденсатора образует цепь, включенную параллельно главным .электродам тиристора, параллельно цепи включен термнстор с отрицательным температурным коэффициентом. Точка между резистором и конденсатором соединена с управляющим электродом тиристора. Тнристор устанавливают в непосредственной близости от рассеивающей тепло среды (2}.

Недостатком этого устройства также, как и первого, является то, по зашита от лерез грузки двигателя основана на отключении дви. гателя с целью охлаждения, что, в свою очередь, прерывает технологический процесс, в котором действует этот двигатель.

Наиболее близким по технической сущности устройством к изобретению является устрой ство для защиты ротора электрической машины от перегрева (3) с имитатором ротора, снабженным измерителем тока, перемножателем, интегратором, блоком сравнения и ограничителем тока.

Недостатком этого устройства является то, что для уменьшения нагрева двигателя умень

- шается уставка максимального тока, что неприемлемо, например, для электродвигателеййозй1йонных" Следящих систем в -прокатном производстве, так как неизбежно прерывается технологический процесс, например процесс прокатки, для отключения двигателя с целью его охлаждения, а для некоторых следящих систем снижается быстродействие и увеличивается ошибка слежения (41 .

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства, т.е. возможности использования для работы электродвигателя в повторно-кратковременном режиме, путем изменения среднеквадратичного тока электродвигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для тепловой защиты электродвигателя, содержащее датчик тока якоря двигателя, квадратичный преобразователь, интегратор, соединенные последовательно, эадатчик максимально допустимого нагрева и исполнительный орган, введены блок извлечения

Ывадратного корня, задатчик начальной зоны нечувствительности исполнительньго механизма и сумматор, при этом задатчик максимально допустимого нагрева выполнен в виде задатчика сигнала, пропорционального номинальному току двигателя, выход этого задатчика соединен с входом сумматора, к двум другим

"входам которого подключены выходы задатчика начальной зоны нечувствительности и блока извлечения квадратного корня, вход которого подключен: к выходу интегратора, а: выход сумматора соединен с входом исполнительного органа, который выполнен в вйде регулятора положения исполнйтельного" механизма.

Устройство для тепловой защиты, электро=двигателя пбказано на чертеже, оно состоит

-из датчика тока 1 якоря" двигателя; квадратичного преобразователя 2, вход которого соединен с выходом датчика тока 1, интегратора

3, вхб11 которого соедйнен -с выходом квадратичного преобразователя, а выход со входом блока 4 извлечения квадратного корня. Выход блока 4 соединен с первым входом сум. с

4566

4 матора 5, второй вход которого соединен с задатчиком 6 максимально допустимого нагрева, выполненного в виде задатчика сигнала, пропорционального номинальному току ,"1н электродвигателя, тогда при обеспечении

5 величины среднеквадратичного тока иск не более величины номинального тока, т.е.

Эск (0н, будет обеспечиваться тепловая защита двигателя. Третий вход сумматора 5 о соединен с выходом задатчика 7 начальной зоны нечувствительности, причем выход сумматора 5 подключен к исполнительному органу 8.

Устройство работает следующим образом.

С датчика тока 1 сигнал, пропорциональ 5 ный фактическому току контролируемого двигателя, повтупает на вход квадратичного преобразователя 2, на выходе которого образуется сигнал, пропорциональный квадрату фактического тока Р, который поступает на вход интегратора 3 и преобразуется в сигнал, пропорциональный интегралу от квадрата тока 1 кат2 r1 dt-k2 о ge, sac,î (1)

25 где К вЂ” коэффициент пропорциональности;

Т вЂ” время интегрирования;

1 „— квадрат среднеквадратичного тока. эх„

Сигнал с интегратора 3 поступает на вход блока 4 извлечения квадратного корня, а с выхода последнего на первый вход сумматора 5 поступает сигнал, пропорциональный среднеквадратичному току двигателя К 3 .

На два других входа сумматора 5 поступают сигналы с задатчика 6 К„Л„и задатчика хо

7Жо, а с выхода сумматора 5 на вход регулятора 8 положения поступает сигнал, пропорциональный необходимой величине зоны нечувствительности н "ж(эжо н1 о <

Величину необходимой зоны нечувствитель ности получают из следующих соображений.

Электродвигатели в металлургической про4 мышпенности, например в прокатном произ водстве, в позиционных следящих системах с управляющими воздействиями случайного1 характера, раоотают в случаиных режимах, ввиду многообразия факторов, определяу ющих их нагрузку, Процессы изменения тока нагрузки электродвигателя в таком режиме являются стационарными случайными процессами.

Дисперсия первой производной стационарного случайного процесса X(t) может быль выражена через дисперсию процесса X(t)

> TX l = k F DpxЭ (3) где К вЂ” коэффициент пропорциональности

714566

3Ьсперсия второй производной стационарного случайного процесса X(t) может быть аналогично выражена через дисперсию процесса X(t) Э ФЗ=К 5а3 (4) В то же время дисперсия второй производ- 10 ной стационарного случайного процесса пропорциональна дисперсии ускорения (или дисперсии динамической составляющей тока) исполнительного электродвигателя следящей системы откуда!

% 2

9 1 э 31=3 =к.l)Q"1 (5) Чтобы среднеквадратичный ток двигателя был равен номинальному, необходимо изме20 нить зону нечувствительности, тогда (13) 25

Подставляя значение бХ из (12) в (13) после несложных преобразований, получим (6) хо- й

Жи кккв 1 а (14) 30 или (15) 4

1 К; <тэ где

Устройство для тепловой защиты электро40 двигателя, содержащее датчик тока якоря двигателя, квадратичный преобразователь, интегратор, соединенные последовательно, задатчик максимально допустимого нагрева и исполнительный орган, о т л и ч а ю щ е е с я

45 тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, т.е, возможности использования для работы электродвигателя в повторно кратновременном режиме, путем изменения среднеквадратичного тока двигателя, в него

50 введены блок извлечения квадратного корня, задатчик начальной зоны нечувствительности исполнительного механизма и сумматор, при этом задатчик максимально допустимого нагрева выполнен в виде задатчика сигнала, 55 пропорционального номинальному току двигателя, выход этого задатчика соединен с вхо,дом сумматора, к двум другим входам которого подключены выходы задатчика начальили

=К„ К (©, -кЖ) где К вЂ” коэффициент пропорциональности; ! где ц С33 — дисперсия динамической составляющей тока электродвигателя;

3 — среднеквадратичный (зквивалентэ ный ток) электродвигателя;

ʄ— коэффициент пропорциональности.

Учитывая формулы (4) и (5), получим

При наличии в регуляторе зоны нечувстl вительности величина дисперсии на выходе регулятора с коэффициентом усиления линейной части Кр=1(4) будет

;Э ЕХ =Е+-2 Ф()3 РЕХ () где ?) Х - дисперсия процесса на выходе регулятора с зоной нечувствительности + +

,=(х1 — функция Крампа; Сх . - - Я )- среднеквадратичное отклонение случайной величины управляющего воздействия на входе регулятора.

При — (1, что практически вьшолняЗЕ

С ется в большинстве следящих систем, функция Крампа может быть заменена величиной, пропорциональной ее аргументу, т.е.

Ъ t:v,3= 1-К вЂ” ) ЭCХl (8)

Х х

Учитывая, что =1, 1> ГХ" 1 и зависимости (4) и (8), получим эх 1 ) )

ЭХ Р х (9) б где 3> — среднеквадратичный ток электро. двигателя при управляющем воздействии в виде стационарного случайного процесса, прошедшего через регулятор с зоной нечувствительности + X.

При установленной начальной зоне нечувствительности +«Ж 1ewc " 1 ХРх-<1

Х К„ Y. о (12) Хи=1 м(эаеo и1+ о

Формула изобретения

714566

f ,с

Корректор А. Гриценко

Составитель А. Обязуев

Техред Э.Чужик

Редактор Ю. Чапоканов

Заказ 9307/55

Тираж 783 Подписное

ЦНИЙПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

7 иой зоны нечувствительности и блока извлечения квадратного корня, вход которого подключен к выходу интегратора, а выход сумматора соединен с входом исполнительйого органа, который выполнен в виде регулятора положения исполнительного механизма.

Источники информации, принятые во внимание при. экспертизе

1, Патент Франции И 2214186,кл. Н 02 Н 7/00 . опублик, 13.09.74, 2. Патент США и 3846674, кл. 317 — 18, опублик, 05.11.74.

3. Патент ФРГ W 2431540, кл. Н 02 Н 7/08, опублик. 22.01.76.

4. Наумов Н. Б. Теория нелинейных автоматических систем. М., "Наука" 1972.

Устройство для тепловой защиты электродвигателя Устройство для тепловой защиты электродвигателя Устройство для тепловой защиты электродвигателя Устройство для тепловой защиты электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх