Устройство для управления воздухозаборником самолетного двигателя

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКОМ САМОЛЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее блок формирования приведенного числа оборотов двигателя, соединенный через формирователь программы с приводом перемещения панели воздухозаборника, выход которого через блок обратной связи подключен к формирователю программы, а также датчик угла скольжения самолета и блок преобразования числа M, входы которого соединены с датчиком числа M и задающим устройством, а выход - с первым входом первого сумматора, второй вход которого связан с датчиком текущего угла атаки, отличающееся тем, что, с целью улучшения степени согласования работы двигателя с воздухозаборником при его подкрыльевой компановке на самолете с треугольным крылом с наплывом при изменении углов атаки и скольжения, в него дополнительно введены второй сумматор, усилительное звено с насыщением и звено, реализующее операцию "модуль входного сигнала" с зоной нечувствительности и насыщением, выходы которых подключены к входам второго сумматора, при этом выход второго сумматора соединен с входом привода перемещения панели воздухозаборника, вход усилительного звена с насыщением - с выходом первого сумматора, а вход звена, реализующего операцию "модуль входного сигнала" с зоной нечувствительности и насыщением - с датчиком угла скольжения самолета.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании устройств управления воздухозаборником самолетного двигателя. Известно устройство для управления воздухозаборником самолетного двигателя, содержащее блок формирования приведенного числа оборотов двигателя, формирователь программы, привод положения панели воздухозаборника и корректирующее звено. Недостатком известного устройства является слабая степень согласования работы двигателя с воздухозаборником при изменении углов атаки и скольжения. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для управления воздухозаборником самолетного двигателя, содержащее блок формирования приведенного числа оборотов двигателя, соединенный через формирователь программы с приводом перемещения панели воздухозаборника, выход которого через блок обратной связи подключен к формирователю программы, а также датчик угла скольжения самолета и блок преобразования числа М полета, входы которого соединены с датчиком числа М и задающим устройством, а выход с первым входом первого сумматора, второй вход которого связан с датчиком текущего угла атаки. Недостатком этого устройства является слабая степень согласования работы двигателя с воздухозаборником, особенно при его подкрыльевой компановке на самолете с треугольным крылом с наплавом при изменении углов атаки и скольжения. Цель изобретения улучшение степени согласования работы двигателя с воздухозаборником при его подкрыльевой компановке на самолете с треугольным крылом с наплывом при изменении углов атаки и скольжения. Цель достигается тем, что в известное устройство управления дополнительно введены второй сумматор, усилительное звено с насыщением и звено, реализующее операцию "модуль входного сигнала" с зоной нечувствительности и насыщением, выходы которых подключены к входам второго сумматора, при этом выход второго сумматора соединен с входом привода перемещения панели воздухозаборника, вход усилительного звена с насыщением с выходом первого сумматора, а вход звена, реализующего операцию "модуль входного сигнала" с зоной нечувствительности и насыщением с датчиком угла скольжения самолета. На фиг. 1 представлена схема устройства управления; на фиг. 2а, 3а зависимости коэффициента восстановления полного давления V от коэффициента расхода воздуха f в воздухозаборнике при его подкрыльевой компановке на самолете с треугольным крылом с наплывом при изменении углов атаки и скольжения и различных положениях панели h; на фиг. 2б, 3б ломаные, аппроксимирующие зависимости: 2 h1 f1 ( ) h2 f2 ( ) кр 2 где кр критический угол атаки, обеспечивающие согласованную работу двигателя и воздухозаборника. В состав устройства управления входят блок 1 формирования приведенного числа оборотов двигателя, формирователь 2 программы, привод 3 перемещения панели воздухозаборника, блок 4 обратной связи по положению панели, корректирующее звено 5, в состав которого входят блок 6 преобразования М, задающее устройство 7, первый сумматор 8, усилительное звено 9 с насыщением, звено 10, реализующее операцию "модуль входного сигнала" с зоной нечувствительности и насыщением, и второй сумматор 11. Входы блока 1 формирования приведенного числа оборотов двигателя, соединены с датчиком числа оборотов двигателя (h) и температуры наружного воздуха (Тo), выход которого через формирователь 2 программы подключен к приводу 3 перемещения панели воздухозаборника, связанному через блок 4 обратной связи по положению с формирователем 2. Входы блока 6 преобразования соединены с датчиком числа М и задающим устройством 7, а выход с первым входом первого сумматора, второй вход которого соединен с датчиком текущего угла атаки, а выход со входом звена 9. Вход звена 10 соединен с датчиком угла скольжения самолета, а его выход через второй сумматор 11 соединен с приводом 3 перемещения панели. Устройство работает следующим образом. В процессе полета на вход блока 1 подаются сигналы от датчика числа оборотов двигателя и температуры наружного воздуха, по которым в нем формируется сигнал по приведенному числу оборотов двигателя, поступающий на вход формирователя 2, выдающего сигнал управления на привод 3 перемещения панели. При изменении угла атаки c и скольжения корректирующее устройство 5 посредством элементов 6-11 формирует дополнительные сигналы на перемещение панели h1 f1 ( ) h2 f2 ( ) вид которых повторяет форму нелинейных звеньев 9 и 10 (фиг. 2б, 3б), которые, суммируясь на втором сумматоре 11, поступают на вход привода 3, обеспечивая согласованную работу двигателя с воздухозаборником при его подкрыльевой компановке на самолете с треугольным крылом с наплывом при изменении углов атаки и скольжения.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКОМ САМОЛЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее блок формирования приведенного числа оборотов двигателя, соединенный через формирователь программы с приводом перемещения панели воздухозаборника, выход которого через блок обратной связи подключен к формирователю программы, а также датчик угла скольжения самолета и блок преобразования числа M, входы которого соединены с датчиком числа M и задающим устройством, а выход - с первым входом первого сумматора, второй вход которого связан с датчиком текущего угла атаки, отличающееся тем, что, с целью улучшения степени согласования работы двигателя с воздухозаборником при его подкрыльевой компановке на самолете с треугольным крылом с наплывом при изменении углов атаки и скольжения, в него дополнительно введены второй сумматор, усилительное звено с насыщением и звено, реализующее операцию "модуль входного сигнала" с зоной нечувствительности и насыщением, выходы которых подключены к входам второго сумматора, при этом выход второго сумматора соединен с входом привода перемещения панели воздухозаборника, вход усилительного звена с насыщением - с выходом первого сумматора, а вход звена, реализующего операцию "модуль входного сигнала" с зоной нечувствительности и насыщением - с датчиком угла скольжения самолета.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, в частности к воздухозаборным устройствам, предотвращающим попадание посторонних предметов со взлетно-посадочной полосы на вход в двигатель

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты воздухозаборников от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к воздухозаборникам, используемым для вентиляции отсеков транспортного средства, либо для охлаждения тепловыделяющего оборудования, установленного на транспортном средстве

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов
Наверх