Устройство для измерения крутящего момента полого вала

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ

4 rV„L» всю еУ >@ËÈ0TÅN

Союз Советских

Социалистических

Республик

<щ 717574 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (51)м, к„.

1 а Ol r, 3/1O (22) Заявлено 1803 78 (21) 2571688/18-10 с присоединением заявки Нов (23) Приоритет—

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 2 50280. Бюллетень М 7

Дата опубликования описания 250280

{53) УДК 531. 781 (088.8)

Ю,.M.Äóíàåâ, A.A.Ðåøåòíèêîâ, В.И.Разуваев и Б.В.шахошкин (72) Авторы изобретения

Грозненское научно-производственное объединение Промавтоматика . (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО

МОМЕНТА ПОЛОГО ВАЛА

Изобретение касается силоизмери"тельной техники.

Известно устройство для измерения крутящего момента, содержащее тензометрические датчики, расположенные на участке вала с уменьшенньм диа" метром, который закрыт обоймой, жестко закрепленной на одном конце вала и связанной с другим концом вала шлйце-10 вым соединением с зазором (1) .

Однако это устройство не обеспечивает требуемой точности и надежности. .Наиболее близким по технической сущности к предложенному является устройство для измерения крутящего 15 момента полого вала, содержащее штангу, размещенную внутри вала и соединенную одним концсм с валом шпицевьм соединением, а вторым концом - с Элементом привода, установленньм в под" 20 шипниках на валу, и датчик угла itoворота штанги относительно вала (2), Недостатком этого устройства является низкая надежность и точност 25 иэ-за влияния изгибающего момента.

Цель изобретения — повышение надежности и точности измерений за счет уменьшения влияния изгибающего момента.

Это достигается тем, что предложенное устройство снабжено торцовой кулачковой полумуфтой, жестко связанной с элементом привода и шлицевыи соединением с вторьм концом штанги, а торцовая йоверхность вала снабжена кулачками, размещенными с зазором в соответствующих кулачках торцовой полумуфты.

На фиг.l изображено предложенное устройство с элементом привода вала в виде звездочкиу на фиг.2 - то же, сечение по А-А на фиг.l; на фиг.3 элемент привода в виде карданного вала.

Устройство для измерения крутящего момента полого вала содержит штангу

1, сочлененную одним концом через разъемное шпицевое соединение 2 с концом полого вала 3. Противоположный конец вала снабжен элементом привода в виде стакана 4 со звездочкой при цепном приводе или i виде стакана 5 и в случае привода от карданного вала б, которые разъемно соединены с полумуфтами 7 или 8, снабженными кулачками 9 и взаимодействующими с кулачками 10 выполненными в торце полого вала ° Полумуфты

717 57 4,разъемно соединены с упорньм диском

11, а через разъемное шлицевое сое- " динение 12 - с вторым концом штанги.

В стакане элемента привода размещены подшипники 13 и 14 свободно установленные на конце полого вала и

5 замкнутые пружинным кольцом 15, распорными втулками lб-19 и крышкой 20, разъемно соединенной со стаканом, на котором крепится модулированный диск 21 с зубцами 22. В стакане и крышке имеются уплотнительные кольца 23. Второй модулированный диск

24 с зубцами 25 жестко соединен с полым валом, например, с помощью шпонки 26. Зубцы обоих дисков взаимодействуют е датчиком угла 27, установленным на крышке корпуса ротора

28 буровой установки.

Устройство работает следующим .образом.

Изгибающий момент, возникающий щ на элементе привода в виде стакана

4 или 5, воспринимается полым валом

3, а крутящий момент передается от элемента привода через полумуфту 7 или 8 и шлицевое соединение 12 штанге 1. Деформация кручения штанги 1 линейно зависит от величины приложенного момента. При этом поворот конца штанги 1 происходит совместно со стаканом 4 или 5 элемента привода, крышкой 20 и модулирующим диском 21 с зубцами 22 относительно модули-, рующего диска 24 с зубцами 25. Данйый поворот вызывает линейное рассогласование угла, то есть фазовый сдвиг между двумя импульсными после- З5 довательностями, формируемыми при взаимодействии зубцов модулирующих . дисков 21 и 24 с датчиком угла 27. Величина фазового сдвига строго пропорциональна величине крутящего мо- щ мента, передаваемого на ротор буровой установки. В переходных режимах мгновенные значения крутящего момента резко превышают рабочий динамический диапазон изменения крутящего момента на роторе и искажают реальную картину режимов бурения, При превышении крутящего момента границы верхнего предела измерения поворота конца штанги 1 совместно с полумуфтой 7 или 8 вызывает силовое замыкание кулачков 9 с кулачками 10 полого вала 3. В этом случае крутящий момент, передаваемый íà ро ор буровой установки, воспринимается штангой 1 и IloJIHM валом 3. Это позволяет за счет оптимального значения предельного угла поворота э штанги как в прямом, так и в обратном направлениях вращения исключить вредные последствия от перегрузки упругого. чувствительного элемента — штанги 1 и получить требуемые метрологические характеристики устройства.

Формула изобретения

Устройство для измерения крутящего момента полого вала, содержащее штангу, размещенную внутри вала, и соединенную с одним концом с валом шлицевым соединением, а вторым концом с элементом привода, установленным в подшипниках на валу, и датчик угла поворота штанги относительно вала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и точности измерения за счет уменьшения влияния изгибающего момента, оно снабжено торцовой кулачковой полумуфтой, .жестко связанной с элементом привода и шлицевым соединением вторым концом штанги, а торцовая поверхность вала снабжена кулачками, размещенными с зазором в соответствующих кулачках торцовой полумуфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании 91309892, кл. ° G 01 Ь 3/10, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

9498520, кл. G 01 Ь 3/10, 1974 (прототип) .

717574

Составитель Г.Целибеев

Редактор A. Шмел кин Техред A.Ùåïàíñêàÿ Корректор,A.Гриценко

Заказ 9826/57 Тираж $019 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Х-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал IIIIII Патент, r ° Ужгород, ул. Прбектная, 4

Устройство для измерения крутящего момента полого вала Устройство для измерения крутящего момента полого вала Устройство для измерения крутящего момента полого вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх