Стенд для испытания элементов цепных передач на износ

 

(i ц 7249 79

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

С (1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.02.76 (21) 2320069(25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.80, Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 30.03.80 (51) М. Кл.з

G 01N 3/56

Гоеудаестаенний комитет

СССР по делам наобретеннй н отнрмтий (53) УДК 620,178.167:

:621,855 (088.8) (72) Автор изобретений

Т. В, Шебанова (71) Заявитель

Херсонский сельскохозяйственный институт им. А. Д. Цюрупы

1 (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ HA ИЗНОС

Изобретение относится к области машиностроения и касается исследования сопротивления изнашиванию зубьев звездочек цепных передач.

Известны стенды для йспытания матери- 5 алов на износ при действии переменных ударных нагрузок (1).

Испытуемые образцы имеют, плоскую поверхность, взаимодействующую в процессе испытаний с плоскостью вращающегося IO диска. Однако конструкция этих стендов не предусматривает возможности испытаний пар трения с линейным контактом в режиме скольжения с возможным качением, в . частности звездочек цепных передач в паре 15 с роликами цепей.

Наиболее близким к изобретению из известных решений является стенд для испытания элементов цепных передач на износ, содержащий основание с валом для установки звездочки, механизм нагружения зубьев звездочки при взаимодействии их с элементом цепной передачи и привод вращения звездочки (2).

При этом механизм нагружения выполнен в виде муфты с пружинами, создающей реактивный крутящий момент на звездочке.

Недостаток этого стенда состоит в том, что время испытания на нем довольно значительно, так как каждый из зубьев звездочки подвергается износу лишь на участке зацепленйя ее с цейБю, остальную долй оборота звездочки зубья практически йе йзнашиваются, i. е. не йаходятся в зацеплений. Кроме того, характер нагруженйя зубьев звездочки flpH" éñïÈòàíèÿõ на этом стенде — статический, в то время как кон турные цепные передачи подвержены и дйнамическим нагрузкам случайного характера, особенно при входе в контакт сопрягаемых элементов, что вызвано йер авномерностью шага цепи, биением звездочки и т.д.

Цель изобретения — ускорение испытаний при воздействии динамических нагрузок.

Для этого предлагаемый стенд для испытания элементов цепных передач на износ. снабжен установленным на валу с возможностью вращения и подпружиненным в окружном направлении инерционным диском для крепления на нем испытуемой звездочки и ограничителем его углового перемещения, а механизм нагружения снабжен роликовым элементом с возможностью его перемещения в радиальном направлении.

На чертеже изображена схема предлагаемого стенда.

На основании 1 жестко закреплен вал 2, на котором с помощью подшипников уста724979

Й I -.i 1 новлен инерционный диск 3 с закрепленным на его периферии сменным грузом 4, что позволяет изменять, инерционность по;. воротной системы.

Диск 3 подпружинен в окружном направ- 5 ленин пружиной 5, натяжение которой регулируется винтом 6. Испытуемая звездочка 7 жестко крепится к торцу диска 3.

Взаимодействующий со звездочкой ролик 8 крепится на подпружиненном в осевом на- 10 правлении штоке 9, соединенном с захватом механизма нагружения 10, который выполнен, в частности, электромагнитным. Он содержит электромагнит с сердечником 11 и прерыватель тока 12 и смонтирован на пли- 15 те 13.

В качестве привода механизма нагружения может быть использован также силовой цилиндр, кулачковый механизм и т. д.

Изменение угла атаки при контакте ролика с поверхностью зуба звездочки обеспечивается ограничителем 14 углового перемещения диска и упором 15.

Испытания на стенде проводятся в следующем порядке. 25

Испытуемая звездочка 7 с предварительно измеренными зубьями жестко крепится на диске 3. Основание 1 крепится на станине (не показана) так, что зуб звездочки занимает исходное положение относительно штока с роликом 8, При включении питания электромагнита сердечник 11, втягиваясь и преодолевая сопротивление пружины 16, поднимает ролик над поверхностью зуба звездочки. Диск з5 со звездочкой 7 отжимается пружиной 5 в исходное положение вплоть до контакта упора 15 с ограничителем 14 углового перемещения диска.

Прерывание тока в цепи питания элек- 4О тромагнита вызывает перемещение штока 9 с роликом 8 под действием пружины 16 и у арное его взаимодействие с зубом звездочки, которая поворачивается вокруг своей,оси, вследствие чего в течение некоторо- 45

ro времени нагрузка на зуб остается постоянной, Таким образом, возвратно-посту4 пательное движение штока в радиальном направлении обусловливает качательное перемещение звездочки и износ контактирующих поверхностей в режиме скольжения с возможным качением.

В процессе испытаний регистрируется угол поворота диска 3 и деформация штока

9, по которой оценивается сила трения.

Диапазон возможных давлений регулируется изменением масс сменных грузов 4 и жесткостью пружин 5 и 16.

Испытания можно проводить при сухом и граничном трении, а также в абразивной среде, для чего рекомендуется абразивная смесь, состоящая из масла, например «Автол-10», и частиц кварцевого песка размером не более 0,1 мм.

Предложенный стенд позволяет примерно в 10 раз сократить время испытаний звездочек на износ по сравнению с аналогичными испытаниями на цепных стендах.

Формула изобретения

Стенд для испытания элементов цепных передач на износ, содержащий основание с валом для установки звездочки, механизм нагружения зубьев звездочки при взаимодействии их с элементом цепной передачи и привод вращения звездочки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью ускорения испытаний при воздействии динамических нагрузок, он снабжен установленным на валу с возможностью вращения и подпружиненным в окружном направлении инерционным диском для крепления на нем испытуемой звездочки и ограничителем его углового перемещения, а механизм нагружения снабжен роликовым элементом с возможностью его перемещения в радиальном направлении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 351134, кл. G 01N 3/56, 1970, 2. Авторское свидетельство СССР № 85109, кл. G 01N 3/56, 1949.

724979

Составитель Б. Сачек

Редактор О. Юркова Техред В. Серякова Корректор В. Петрова

Заказ 353/14 Изд, № 202 Тираж 1033 Подписное

НПО «Поиск» Госудерственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,- Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Стенд для испытания элементов цепных передач на износ Стенд для испытания элементов цепных передач на износ Стенд для испытания элементов цепных передач на износ 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх