Устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка

 

О Л И С А К Й Е („7288О9

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. синд-ву (5i)и. Кл.

А 01 К 79/00 (22) Заявлено 09.12.7 5 (2 I ) 2197399/28-13 с присоединением заявки №

Государственный комитет (23) Приоритет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 25.04.80. Бюллетень № 15 (5З) УД 639.2. .081.7 (088.8) Дата опубликования описания 28.04-,80

B. Е. Ольховский и В, И, Яковлев (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель

Мурманское высшее инженерное морское училише имени Ленинского комсомола (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАВЕц ЕНИЯ РАЗНОГЛУБИННОГО

ТРАЛА НА ГЛУБИНУ ЗАЛЕГАНИЯ КССЯКА

Изобретение относится к промысловому рыболовству, а именно к автоматическим устройствам для наведения трала на глубину залегания косяка рыбы.

Известно устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка, включаюшее датчики глубины трала и косяка> связанные с блоком суммирования, логический переключатель с управляюшим элементом и контуры регулирования глубины трала путем изменения скорости судна и изменения длины ваеров, первый из которых содержит главную силовую установку судна и блок регулирования его скорости, выход последнего связан с входом главной силовой установки, выход которой подключен к одному из входов данного блока, а второй контур содержит блок определения расчетной длины ваеров с датчиком рабочей длины ваеров и привод траловой лебедки, выход которой соединен с одним из входов этого блока, а выход последнего подключен к входу привода; выходы погического переключателя через коммутпруюшие элементы соединены с контурами регулирования глубины хода трала fl) .

Однако это устройство не обеспечивает точного и устойчивого наведения трала на глубину нахождения косяка рыбы и оптимального раскрытия устья.

Цель изобретения - обеспечение точ наго и устойчивого наведения трала на заданную глубину и поддержание оптимального раскрытия его устья.

Поставленная цель достигает я тем, что устройство снабжено датчиком скорости судна, блоки каждого контура peryr.ирования выполнены аналогично и содержат каждый элементы. умножения на постоянный коэффициент, суммирования, сравнения, слежения, памяти, при этом датчик скорости судна связан посредством преоЬразователей с входом каждого элемента умножения на постоянный коэффициент каждого контура, выход элемента умножения через сумматор связан с одним из входов элемента сравнения, другой вход з 72 которого соединен с элементом памяти, а выход - с элементом слежения логический переключатель содержит усилитель, реле времени и поляризованное реле для переключения контуров регулирования, при этом элемент слежения связан с элементом памяти через контакты реле времени.

На фиг. 1 изображена структурная схема устройства; на фиг, 2 «его алек» трическая схема.

Устройство включает датчик 1 глубины трала 2, датчик 3 глубины косяка, блок суммирования 4 показаний датчиков 1 и 3, логический переключатель 5, содержащий коммутирующие элементы р и 7 для подключения контуров регулирования глубины хода трала.

Контур регулирования глубины хода трала путем изменения скорости судна содержит главную силовую установку 8 и блок 9 расчета скорости судна.

Контур регулирования глубины хода трала путем изменения длины ваеров содержит блок 10 расчетной длины ваеров и привод 11 траловой лебедки. Кроме того, каждый из этих контуров содержит преобразователи 12 или 13, элементы

14 и 15 умножения на постоянный коэффициент, сумматор 16 и 17, элемент сравнения 18 и 19, алемент слежения

20 и 21 и элемент памяти 22 и 23.

Управляющий элемент включает усилитель

24, реле времени 25 и поляризованное реле 26. Кроме того, устройство содержит датчик 27 скорости судна, Устройство работает следующим образом.

В исходном положении при отсутствии гидроакустического контакта с косяком рыбы в устройство не поступает информация от датчика 3 глубины косяка, На входе усилителя 24 сигнал отсутствует,. и поляризованное реле 26 находится в нейтральном положении. Коммутирующие алементы 6 и 7 разомкнуты, а контак ты реле времени замкнуты (на чертеже не показаны). На шкальных индикаторах (на чертеже не показаны) элементов 14 и 15 умножения на постоянный коэффициент вручную установлены постоянные коэффициенты О и С „применяемого трала 2. Шкальнйе индикаторы алементов памяти 22 и 23 показывают текущее значение скорости траления Ч и длины ваеров и (шкальные индикаторы на чертежах не показаны). После обнару жения косяка и определения глубины его

8809 4 залегания информация с датчиков 1 и 3 направляется в блок суммирования 4, откуда разность h „- h .„глубины косяка

h и глубины трала поступает на вход усилителя 24 логического переключателя 5. При положительном эначе» нии этой разности срабатывает поляризованное реле 26 на фазочувствительном выходе усилителя 24, и коммутирующий элемент 7 замыкается. Напряжение переменного. тока, пропорциональное разности глубин Ь„-Ь, поступает на вход преобразователя 13 вместе с сигналом Ч от датчика 27 скорости судна. Результирующий сигнал с преобразователя 13 в виде Ч (h -h ð) поступает на вход эле мента 15 умножения на постоянный коэффициент Q< применяемого трала 2, а с его выхода напряжение переменного тока, пропорциональное произведению лЧ (hk h p) суммируется в сумматоре

17 с напряжением переменного тока, пропорциональным текущему значению длины ваеров Е, поступающим от привода траловой лебедки 11. Сигнал с сумматора 17 подается в элемент сравнения 19, с выхода которого сигнал в виде

04Ч {11 - р ) Е подается на элемент сле жения 21 и элемент памяти 23, Следящая система, состоящая из элементов слежения 21 и памяти 23, отрабатывает до тех пор, пока не будет достигнуто равенство

Е =-а„Ч („-h, )- t

Это новое значение длины ваеров Е указывается на шкальном индикаторе элемента памяти 23, а также в виде управ ляющего сигнала поступает на привод

4О траловой лебедки 11 °

Контакты реле времени 25 находятся в замкнутом положении в течение промежутка времени, определяемого регулировкой этого реле и достаточного для о

4 работки следящей системы, после чего реле времени 25 срабатывает, его контакты размыкаются и в дальнейшем изменения разности глубин h -h npu движении трала 2 в переходном режиме и не оказыв ют влияния на величину управ ляющего сигнала Р. на привод траловой лебедки 11.

Как только трал 2 опустится на глубину залегания косяка, сигнал на входе

55 усилителя 24 прекращается, срабатывает поляризованное реле 26, и коммутирующий алемент 7 размыкается. одновременно замыкаются контакты реле времени 25, 5 7288 и устройство возвращается в исходное положение. При этом шкальный индикатор элемента памяти 23 указывает отработанную приводом траловой лебедки 11 длину вытравленных ваеров t „

При отрицательном значении разности глубин Ь„-Ь,,рсрабатывает поляризованное реле 26 на фазочувствительном выходе усилителя 24; коммутирующий элемент 6 контура регулирования глубины хода трала 0 путем изменения скорости судна замыкается. Напряжение переменного тока, пропорциональное этой разности, поступает на вход элемента 14 умножения на постоянный коэффициент 0, а с 15

его Выхода сигнал в виде Q (h QTð)cкла» дывается в сумматоре 16 с напряжением, пропорциональным, поступающим с преобразователя 12. Сигнал с сумматора

16 подается в элемент сравнения 18, с выхода которого сигнал в виде 0, (6„-Ь р)+Ч подается на элемент слежения 20 и эле» мент памяти 22. Следящая система, состоящая из элемента слежения 20 и элемента памяти 22, отрабатывает до тех пор, пока не будет достигнуто равенство ч =a (ь -h, )ч

Это новое значение скорости траления указывается на шкальном индикаторе элемента памяти 22, а также в виде управляющего сигнала поступает на главную силовую установку 8, Контакты реле времени 25 находятся в замкнутом полохсении в течение проме З5 жутка времени, определяемого регулировкой этого реле и достаточного для отра. ботки следящей системы, после чего реле времени 25 срабатывает, его контакты размыкаются, и в дальнейшем

40 разность глубин ll y-pyp при движении трала 2 в переходном режиме не оказывает влияния на величину управляющего сигнала Ч, на главную силовую установ45 ку 8.

Как только трал 2 поднимается на глубину залегания косяка, сигнал на входе усилителя 24 прекращается, срабатывает поляризованное реле 26, и коммутирую50 ший элемент 6 размыкается, одновременно замыкаются контакты реле времени

25, и устройство возвращается в исход ное состояние, При этом шкальный инди . катор элемента памяти 22 укажет отра55 ботанную главной силовой установкой -8 скорость траления U>, Предложенное устройство является малогабаритным и дешевым, простым

09 6 и надежным в эксплуатации, сроме того, оно без каких-либо дополнительных преобразователей легко сопрягается с исполнительными механизмами винта регулируемого шага и траловой лебедки !дат чиком длины ваеров), которые содержат электромеханические элементы перемен ного тока.

Экономический эффект от использования предложенного устройства на среднетоннажных судах проекта 503 за счет до полнительной прибыли от увеличения вы» лова рыб составит 35 тыс. руб. на каждое судно. На крупнотоннажных рыбодобы вающих судах с комплексной автоматизацией производственных процессов устройство может быть использовано в качестве составного элемента комплекса, например в комплексе «А шант". формула изобретения

Устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания ко» сяка, включающее датчики глубины трала и косяка, связанные с блоком суммирования, логический переключатель с управляющим элементом и контуры регулирования глубины трала путем изменения скорости судна и изменения длины ваеров, первый из которых содержит главную силовую установку судна и блок регулирования его скорости, выход последнего связан с входом главной силовой установки, выход которой подключен к одному из входов данного блока, а второй контур содерхсит блок определения расчет ной длины ваеров с датчиком рабочей длины ваеров и привод траловой лебедки, выход которой соединен с одним из входов этого блока, а выход последнего подключен к входу привода; выходы логического переключателя через коммутирующие элементы соединены с контурами регулирования глубины хода трала, о т л и ч а ю щ е е с g тем, что, с целью обеспечения точного и устойчивого наведения трала на заданную глубину и поддержания оптимального раскрытия его устья, устройство снабжено датчиком скорости судна, блоки каждого контура регулирования выполнены аналогично и содерхсат кахсдый элементы: умножения на постоянный козффициент, суммирования, сравнения, слежения, памяти, при этом датчик скорости судна связан посредством преобразователей с входом каждого элемента умножения на постоян7 728809 8 ный коэффициент каждого контура, выход слежения связан с элементом памяти элемента умножения через сумматор через контакты реле времени. связан с одним из входов элемента сравнения, другой вход которого соединен с элемеитом памяти, а выход - с элемен» том слежения, логический переключатель содержит усилитель, реле времени и поляризованное реле для переключения контуров регулирования, при этом элемент

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2161059/28-13, кл. А 01 К 79/00, 29 июля 1975 г

{ прототип).

Фи . 2.

ЦНИИПИ Заказ 1825/4 Тираж 723 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка Устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка Устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка Устройство для наведения разноглубинного трала на глубину залегания косяка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подвесной втулке для сетевых вертлюгов, представляющей собой согнутую в кольцо прямоугольную металлическую пластину для вращения вокруг продольной оси рыболовного троса, причем указанная согнутая в кольцо пластина имеет две противостоящие концевые части

Изобретение относится к озерному рыбоводству и может использоваться как при однолетнем, так и многолетнем выращивании рыбы в заморных озерах

Изобретение относится к озерному рыбоводству и может быть использовано при однолетнем и многолетнем выращивании рыбы в заморных озерах и неспускных прудах

Изобретение относится к рыболовству, а именно к устройствам для направленного перемещения рыбы путем воздействия на нее электрическим полем, и может быть использовано в рыбозащитных системах

Изобретение относится к промышленному рыболовству
Изобретение относится к области рыболовства и может быть использовано для ловли байкальских эндемиков семейства голомянковых для научных и коммерческих целей

Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано при лове рыбы и морских беспозвоночных, положительно реагирующих на электросвет, в том числе сайры, скумбрии, сардины, кальмаров и др

Изобретение относится к области промышленного рыболовства и может быть использовано при лове рыбы и морских беспозвоночных, положительно реагирующих на электросвет, в том числе сайры, скумбрии, сардины, кальмаров и др
Наверх