Тренажер оператора систем управления

 

щ7@и-,ио.;-г о, .;... у, 1

ОП ИСАЙИ Е

Союз Соеетскик

Социалистическик

Республик 732974

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05. 10. 77 (21) 2534330/18-24 с присоединением заявки РЙ (23 } Приоритет

Опубликовано05,05.80. Бюллетень .%17 (51)М. Кл.

G 09 В 9/00

1Ъоударстввииый комитет.СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 681.3. . 07 1 (088.8) Дата опубликования описания 08.05,80 (72) Авторы изобретения

В. К. Курозин, B. С. Рязановский, П. Е, Ливитчук и В. В. Захаров (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Настоящее изобретение относится к техническим средствам обучения, может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки специалистов по эксплуатаций оборудования (средств связи, радиолока. ционной техники, автотракторной техники и т.п.). Кроме того, предлагаемое устройство может быть использовано для проверки профессиональных навыков и контроля установленных нормативов по выполнению профилактических (регламентных) работ.

Известны аналогичные тренажеры Щ, предназначенные для обучения и проверки уровня профессиональной подготовки, состоящие из генератора случайных событий, блока моделирования ожидания, блока моделирования обслуживания, генератора случайных величин, блока ввода ответов учащихся, блока памяти решений, блока вычисления оценки, блока отображения информации, причем вход блока моделирования ожиданий подключен к выхо2 ду генератора случайных событий, один вход блока моделирования обслуживания подключен к выходу генератора случайных величин, а другой вход — к выходу блока моделирования ожиданий; блок памяти ре5 шений соединен параллельно с блоками моделирования ожидания и обслуживания, выходы которых подключены к соответствующим входам блока вычисления опенки.

to

Этот тренажер нельзя использовать для обучения процессу выполнения различных операций, последовательность которых строго регламентирована, а содержение может изМеняться по заданию обучаю щего. Кроме того, он не может обеспечить обучение по нескольким программам.

Наиболее близок к предлагаемому тре нажер (2), содержащий блок ввода ответов, узел сравнения, блок памяти, тактовый генератор, распределитель, коммутатор, табло предъявления и табло оценки. При этом блок ввода ответов соединен с узлом сравнения, подключенным к блоку памяти, блок памяти соединен с такто

732974 4 выл генератором, подключенным к распределителю, второй выход которого подключен к блоку памяти; второй выход тактового генератора подключен к первому входу коммутатора, ко второму входу которого подключен узел сравнения,. а выходы коммутатора соединены со входами табло предъявления и табло оценок.

Указанный тренажер работает следукъшим образом. Информация, подлежащая усвоению обучаемым, представляется в форме вопросов на табло предъявления.

Из.общего числа имеющихся ответов обу .чаемый выбирает правильные и вводит их с помощью блока ввода ответов в узел сравнения. Время, отводимое обучаемому на обдумывание вопроса и выбор ответа, определяется тактовым генератором. В узле сравнения ответы обучаемого анализируются путем сравнения с правильными 20 ответами, хранящимися в блоке памяти, По результатам сравнения на табло оценок выдается оценка обучаемому.

Недостатки прототипа: — работа только по жесткой программе, 25 определяемой распределителем;

- невозможность использования для обучения процессу выполнения различных операций, следующих в регламентированной последовательности друг за другом и из 30 меняющих свое содержание по заданию обу„ чающего; — невозможность оперативного изменения сложности задания в соответствии с квалификацией обучаемого. 35

Цель изобретения — повышение точности тренажа путем повышения точности воспроизведения реальных условий Л зоведения регламентных работ и обеспечения усложения задания по мере повышения 40 профессиональных навыков обучаемого.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство P2) содержащее блок вводе ответов, соединенный с датчиком временных интервалов, и с одним входом 45 блока сравнения, к другим входам которо го, подключен блок памяти, а к выходу блок оценки, соединенный с табло оценок и с датчиком временных интервалов, под ключенным„к блоку памяти и к блоку за- о дания программы обучения, который с(>. единен с блоком памяти, подключенным . к, табло предъявления информации, введены блок моделирования признаков неисправностей систем, блок ввода неисправ- ss ностей систем и блок ввода программ и масштаба времени, подключенный к дат, чику временных интервалов и к блоку задания программы обучения, соединенному с блоком моделирования признаков неисправностей систем, который подключен к табло предъявления информации, датчику временных интервалов и блоку ввода неисправностей систем, соединенному с третьим . входом блока сравнения.

Тренажер оператора систем управления схематически изображен на чертеже.

Схема тренажера содержит блок моделирования признаков неисправностей систем 1, блок ввода неисправностей систем 2, блок задания программы обучения

3, блок ввода программы и масштаба времени 4, датчик временных интервалов

5, блок памяти 6, блок ввода ответов 7, блок сравнения 8, блок оценки 9, табло предъявления информации 10 и табло оценок 11.

Тренажер предназначен для обучения процессу выполнения регламентных (профилактических) работ, составляющих основу планово-предупредительной системы технического обслуживания оборудования (например, средств связи). В соответствии с етой системой на оборудовании могут проводиться следующие регламентные работы (регламенты); — ежедневные (регламент No 1); .— . еженедельные,(регламент N 2); — ежемесячные (регламент N. 3); — ежеквартальные {регламент No 4); — полугодовые (регламент И. 5); — годовые (регламент Мо 6).

Каждый иэ регламентов представляет собой совокупность операций, выполняемых в строгой (регламентированной) по-следовательности. Для проведения каждой операции в зависимости от профессиональной квалификации отводится определенное время, при етом для специалистов более высоких квалификационных групп устанавливаются более жесткие нормы времени. При выполнении каждой из операций используются определенные измерительные приборы, инструмент, материалы, производятся измерения определенных технических характеристик (параметров) обслуживаемых средств.

Процесс проведения регламентных работ моделируется в предлагаемом тренажере с помощью блока ввода неисправностей систем 2, блока моделирования признаков неисправностей систем 1, блока ввода программы и масштаба времени 4, блока задания программы обучения 3, датчика временных интервалов 5, блока памяти 6 и табло предъявления информации 10.

5 7329

Блок ввода неисправностей систем 2 представляет собой наборное устройство, например клавишное, в котором каждому органу управления (клавише) соответствуют определенная неисправность и номер неисправного блока. На наборном поле блока 2 размещаются названия типовых неисправностей, которые могут быть обнаружены в процессе проведения регламентных работ. 0

Блок моделирования признаков неисправностей систем 1 представляет собой решающее устройство, которое каждой типовой неисправности и номеру неисправного блока ставит в однозначное соответст- 15 вие совокупность признаков неисправностей: — отклонение от норм определенных параметров; нарушение температурного режима бпс 20 ков проверяемого оборудования, - состояние сигнализации; — целостность предохранителей; — величины токов и напряжений в опредепенных точках схемы.

Кроме того, блок моделирования признаков неисправностей систем 1 определяет время, предоставляемое обучаемому на установление неисправности, корректирует работу блока 3.

Блок ввода программы и масштаба времени 4 является наборным устройством, устанавливающим номер программы

{номер регламента), по которой будет работать .блок 3, и масштаб времени, 55 обеспечиваемый датчиком временных интервалов 5.

Блок задания программы обучения 3 по выбранному номеру регламента определяет порядок выдачи информации блоком

40 памяти 6 и время, отводимое датчиком временных интервалов 5 на выполнение каждой операции.

В блоке памяти 6 хранится информация по содержанию всех операций pev45 памента: — наименование операций, -перечень технических параметров,, подлежащих контрогпо при данной опера50 ции; — состав измеритепьных приборов; — перечень инструмента; — перечень материалов.

В порядке, определяемом блоком 3, блок памяти 6 выдает на табло 10 наи55 менование операции, а на блок сравнения

8 — перечень технических параметров, состав измерительных приборов, перечень

74 6 инструмента, перечень необходимых материалов, Моменты выдачи указанной информации определяются датчиком временных интервалов 5.

Блок сравнения 8 предназначен для сравнения информации, поступающей от блока памяти. 6 и блока 2, с информацией, поступающей из блока ввода ответов 7.

Блок ввода ответов 7 представляет собой наборное устройство, в котором в монотонном порядке расположены ответы по перечню технических параметров, составу измерительных приборов, перечню инструмента и материалов в полном объеме всех регламентов (например, шести дпя средств связи), дпя обучения которым используется тренажер. Кроме того, в том же монотонном порядке в блоке 7 распо пожены ответы по определению неисправностей (наименование неисправности и номер неисправного блока).

Блок оценки 9 определяет частные (выпопнение каждой операции регламента и отыскание неисправности) и обобщенную (выпопнение всего регламента) оценки в соответствии с заданными весовыми коэффициентами.

Табло ll выдает обучаемому частные и обобщенную оценки.

Работает устройство спедуюшим образом. Преподаватель устанавливает органы управления блока ввода программы и масштаба времени 4 в положения, соответствующие требуемому номеру регламента и масштабу времени. При этом информация о номере регламента поступает в блок

3, а о масштабе времени — в датчик временных интервалов 5. Блок 3, в соответствии с номером регламента, определяет очередность операций, а датчик 5, управs ляемый блоком 3, - моменты выдачи информации по операциям блоком памяти 6.

Блок памяти 6 выдает информацию: — на табло 10 — наименование операции регламента; . — на блок сравнения 8 — перечень тех нических параметров, подлежащих измерению; состав измерительных приборов, необходимых дпя выполнения операции; перечень инструмента и перечень материалов.

Обучаемый, получив на табло 10 наименование операции,- выбирает из числа размещенных в блоке 7 ответов правильные (по его мнению) и вводит их в блок сравнения 8. При этом момент окончания ответа определяется самим обучаемым (например нажатием кнопки). Информация

732974 о времени окончания ответа поступает в датчик 5, где величина времени, затраченного обучаемым на выполнение операции, сравнивается с нормативной, и разница величин поступает в блок опенки 9 °

В блоке сравнения 8 информапия, поступившая иэ блока 7, сравнивается с информацией по содержанию операции, поступившей из блока памяти 6. Результаты сравнения поступают в блок оценки 9, ко- и .торый вычисляет опенку по методу "весовых коэффициентов" с учетом следующих показателей: — правильность ответов;

- время, затраченное обучаемым на 13 выполнение операции.

Результаты вычисления частной оценки за выполнение операции выдаются блоком оценки 9 на табло оценок 11 и хранятся в блоке. 9 до окончания выполне- 2о ния всего регламента. По окончании регламента блок 9 вычисляет обобщенную оценку за выполнение всех операций рет ламента.

° Моменты выдачи информации блоком 2s памяти 6 определяются датчиком временных интервалов 5, работающим следующим образом.

Если величина времени, затраченного 3Q обучаемым, оказалась меньше нормы, командой на выдачу информации по очередной операции служит момент окончания: предыдущей. операции, выдаваемой блоком

7. Если обучаемый не справился с заданием в установленное время, ему предоставляется дополнительное время. Размер дополнительного времени определяется преподавателем (например, 1,5 величины нормативного времени). Если по истечении дополнительного времени от блока 7 не поступило информации о выполнении задания, датчик временных интервалов 5 выдает команду на смену операции, а задание по предыдущей операции считается невыполненным.

Для усложнения задания преподаватель устанавливает органы управления блока ввода неисправностей систем 2 в соответствующие положения. Информация о неисправности поступает на вход блока 1, а о неисправности и номере неисправного блока — на вход блока сравнения 8. Блок.

1 из числа всех записанных в его память признаков; еисправностей выбирает соответствующие введенной информации, привязывает неисправность к определенной ,операции регламента, в процессе выполнения которой должна быть обнаружена ета неисправность, и устанавливает время ее устранения. Совокупность признаков неисправностей поступает из блока 1 на табло предъявления 10. Обучаемый, анализируя эту совокупность признаков типовой неисправности, должен определить саму неисправность и номер неисправного блока путем выбора правильного (по мнению обучаемого) ответа из чиспа всех возможных ответов и номеров блоков оборудования, расположенных в монотонном порядке в блоке ввода ответов 7. Ответы обучаемого сравниваются в блоке сравнения

8 с информацией, поступившей иэ блока

2, а результаты сравнения поступают в блок оценки 9.

Информация о "привязке" введенной неисправности к определенной операции регламента и требуемом времени устранения поступает в блок задания программы обучения 3, который корректирует работу датчика 5, вводя поправку на время выполнения операции с учетом времени устра пения неисправности. Моментокончания определяется обучаемым (например, пажа ткем кнопки). Сигнал об этом поступает из блока 7 в датчик 5 и на вход блока 1.

Под воздействием указанного сигнала происходит смена признаков неисправностей и наименования операции регламента на табло 10. Оценка правильности определения неисправности с учетом времени, затраченного обучаемым на ее устранение, происходит аналогично оценке правильности выполнения операций регламента.

Данное устройство может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки специалистов по техническому обслуживанию оборудования (например, средств связи, радиолокационной техники и т.п.) и дпя контроля уровня профессиональной подготовки технического персонала.

Предлагаемое устройство позволяет сократить время подготовки специалистов и сроки освоения новой техники за счет повышения точности тренировки.

Формула изобретения

Тренажер оператора систем управления, содержащий блок ввода ответов, соединенный с датчиком временных интервалов и с одним входом блока сравнения, к другим входам которого подключен блок памяти, а к выходу - блок оценки, соединенный с табло оценок:и с датчиком временных ин10

2974

Составитепь А. Карлов

Техред Ж. Кастелевич Корректор М. Демчик

Редактор Б. Федотов

Заказ 1743/41 . Тираж 465 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент,г. Ужгород, ул. Проектная, 4

9 73 тервалов, подкпюченным к блоку памяти и к блоку задания программы обучения, который соединен с блоком памяти, подключенным к табпо предъявления информации, о т,л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения точности тренажа, он содержит блок моделирования признаков неисправностей систем, блок ввода неисправностей систем и блок ввода программы и масштаба времени, подключенный к датчику временных интервалов и к блоку задания программы обучения, соединенному с блоком моделирования признаков неисправностей систем который подключен к табпо предъявления информации, датчику временных интервалов и блоку ввода неисправностей систем, соединенному с третьим входом блока сравнения.

Источники информации, принятые во внимание при акспертизе

1, Авторское свидетельство СССР

No 489140, кл. G 09 В 9/00, 1975. о

2. Авторское свидетельство СССР

М 456294, кп. Я 09 В 7/00, 1975 (прототип).

Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх