Устройство для испытания материалов на трение и износ

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Соеетскиз

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 0208 76 (21) 2392572/25-28 (51)М. Кл. с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет

G 01 N 3/56

Государствеииый комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий публиковано 300580. оиэлле ень № 20 (53) УДК 620.178.

Дата опубликованияописания 3005.80 - .162 (088.8) (72) Авторы изобретения

И.М. Федорченко, В.В. Полотай, И.И. Карасик и С.Л. Гафнер

Институт проблем материаловедения AH Украинской ССР (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ HA ТРЕНИЕ

И ИЗНОС

Изобретение относится к области исследования материалов на трение и износ., Из в ес т но ус тройс тв о для испытания материалов на трение и износ, содержащее основание, корпус, установленный в нем приводной вал для размещения цилиндрического контробразца, охватывающую к орпус каретку, установленную на нем с возможностью качания относительно вала, размещенный на каретке с возможностью перемещения перпендикулярно к оси вала суппорт, закрепленный в суппорте образец, датчик линейного износа, узел для созда- 15 ния нагрузки, линия действия которой лежит в плоскости образцов, и узел регистрации силы трения (1).

Недостаком известного техническо- 20 го решения является недостаточная точность и эффективность испытания, что обусловлено влиянием на результаты испытания упругой и тепловой деформации суппорта, зазоров между 25 суппортом и кареткой, тепловой деформации каретки.

Целью изобретения является повышение точности и эффективности испытаний, 30

Это достигается тем, что устройство снабжено закрепленным на каретке в плоскости, проходящей через ось вала и линию действия нагрузки, держателем датчика линейного износа, ось которого совпадает с линией дествия нагрузки; расположенными в той же плоскости стержнем и закрепленным на основании датчиком перемещения каретки, в э аимодейс тв ующим с цилиндрическ ой поверхностью держателя датчика линейного износа, а стержень свободно установлен в суппорте между образцом и датчиком линейного износа и выполнен из материала с к6эффициентом термического, расширенйя не более 5 ° 10.

На чертеже представлено устройство для испытания материалов на трение и износ .

Устройство содержит основание 1, корпус 2, приводной вал 3 с контробраэцом 4, каретку 5, на которой с помощью направляющих, 6 установлен суппорт 7, размещенный в суппорте 7 образец 8, датчик 9 линейного износа, который закреплен в держателе 10, жестко связанном с кареткой 5. Между датчиком 9 и образцом 9 установлен сменный стержень 11. Причем он свободно проходит в отверстии суппорта 7, 73781 0

Формула изобретения чем устраняется влияние зазоров между иим и кареткой 5 и деформации суппорта 7 при приложении нагрузки Р к последнему. С целью исключения вли-, яния тепловой деформации стержень 11 .выполнен из материала с коэффициен тоМ термического расширения не бо5

-7 лее 5 10 . Устройство снабжено датчиком 12 перемещения каретки 5. Датчик 12 установлен на основании l c помощью стойки 13 и служит для исключения влияния тепловой деформации каретки 5. Он взаимодействует с цилиндричеокой поверхностью держателя 10.

Узел 14 регистрации силы трения включает ролик 15, установленный на каретке 5, плоскую пружину 16, зашем- 15 ленную в стойке 17, закрепленной на основании 1, и датчик 18 регистрации силы трения.

Устройство работает следующим обpf зом ° 20

В суппорте 7 закрепляют образец 8, приводят зо вращение вал 3 с контробраэцом 4 и прикладывают к суппорту

7 нагрузку Р. Воэникающая в контакте контробразца 4 и образца 8 сила трения через образец 8, суппорт 7 и направляющие б поворачивает каретку 5 относительно оси вала 3 и регистрируется узлом 14, При этом деформация пружины 16 пропорциональна силе трения. По мере износа образцов суппорт

7 смещается в направляющих б каретки 5 и регистрируется с помощью стержня 11 и датчика 9. Тепловая деформация каретки 5 регистрируется датчиком 12, При этом величина износа образцов определяется как сумма показаний датчиков 9 и 12.

Устройство для испытания материалов на трение и износ, содержащее ос-, нование, корпус, установленный в нем приводной вал для размещения цилиндрического контробраэца, охватывающую корпус каретку, установленную на нем с воэможностью качания относительно вала, размещенный на каретке с возможностью перемещения перпендикулярно к оси вала суппорт, закрепленный в супгорте образец, датчик линейного износа, узел для создания нагрузки, линия действия которой лежит в плоскости образцов, и узел регистрации силы трения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и эффективности испытания, оно снабжено закрепленньи на каретке в плоскости, проходящей через ось вала и линию действия нагрузки, держателем датчика линейного износа, ось которого совпадает с линией действия нагрузки, расположенными в той,же плоскости стержнем и закрепленныч на основании датчиком перемещения каретки, взаимодействующим с цилиндрической поверхностью держателя датчика линейного износа, а стержень свободно установлен в суппорте между образцом и датчиксв4 линейного износа и выполнен из материала с коэффициентом термичес кого расширения не более 5 ° 10.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Порошковая металлургия. Киев, 1970, Ю 3, с. 61-66 (прототип).

ЦНИИПИ Заказ 2653/24

Тираж 1019 Подписное

«Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,4

Устройство для испытания материалов на трение и износ Устройство для испытания материалов на трение и износ 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх