Двойная фрикционная муфта

 

ОП И(:АНИ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Соеетскик

Социал исткчески к

Республкк

iii 740998

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свкл-ву— (22) Заявлено 20.03,78(21) 259 1438/25-27 (5 I ) M. Кл. с присоединением заявки №

F 16 I3 13/40

Гоеудвротвенный комитет

СССР (23) Приоритет о делам изобретений н открытий

Опубликоваид 15.06.80. Бюллетень №22

Дата опубликования описания 15.06.80 (.53) УДК621.825.. 54 (088. 8) Э. П. Выборнов, В. Ф. Бялоцкий, О. И . Гируцкий, В. В. Баранов, В. Н . Паух и В. М. Винокуров (72) Авторы изобретения

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитель (54) ДВОЙНАЯ РИКЦИОННЛЯ МуфТЛ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному машиностроению.

Известна двойная фрикционная муфта, содержащая корпус и размещенные в нем два пакета фрикционных дисков, сжимае5 мые поршнями (1).

Недостаток ее заключается в жесткости включения .

Наиболее близкой к предлагаемой по о технической сущности является двойная фрикционная муфта, каждая из частей которой содержит размещенный в корпусе пакет фрикционных дисков, основной и дополнительный поршни, установленные

15 в заполненной жидкостью полости между корпусом и пакетом фрикционных дискрв (2).

Однако эта муфта имеет большие габариты и недостаточную плавность включения.

11ель изобретения - повышение плавности включения.

Зто достигается тем, что в предлагаемой конструкции в каждом основном поршне выполнена центральная расточка, дополнительный поршень установлен в атой расточке, разделяя ee H e cT ; соединенные друг с другом посредством выполненного в дополнительном поршне дроссельного канала.

На чертеже представлена конструкция двойной фрикционной муфты.

Каждая иэ частей двойной фрикционной муфты содержит опорный диск 1, нао против которого расположен пакет фрикционных дисков 2, сжимаемых подпружиненным поршнем 3. Опорный диск 1, фрикционные диски 2 и поршень 3 обеих частей муфты расположены в общем корпусе 4. На каждой из частей фрикционной муфты смонтированы дополнительные поршни 5, установленные в основных поршнях 3 и подпружиненные друг относительно друга с помощью пружин 6. Пруокины 6 размещены в толкателях 7, Пор- . шень 3 образует с корпусом 4 и дополнй74099 тельным поршнем 5 полость для рабочей жидкости, сливаемой из нее через отвер.стие 8 и кран 9. Этот кран содержит проход 10, соединенный с атмосферой, и выпочнен в виде валика, ча конце которого имеется эксцентрично расположенный шип 11, входящий в кольцевую проточку

12, выполненную на толкателе 7. Дополнительный поршень 5 в каждой из частей муфты разделяет. полость для рабочей жид- 1О кости на внешнюю и внутреннюю камеры

l3 и 14, сообщенные между собой через дроссельное отверстие 15. Внутренняя камера 14 через канал 16> выполненный в корпусе и в валу фрикционной муфты, сообщена с источником рабочей жидкости.

Внешняя и внутренняя камеры 13 и 14 изолированы друг от друга с помощью металлического уплотнительного кольца

17, Кроме того, в канавке, выполненной на торце каждого дополнительного поршня

5, установлено и приклеено резиновое уплотнительное кольцо 18, при смещении дополнительного поршня закрывающее щель

19, сообщающую внешнюю камеру 13 с 25 атмосферой через отверстие 20, выполненной в корпусе муфты.

Муфта работает следующим образом.

При включении фрикционной муфты жидкость под давлением по каналу 16 по- 30 дают во внутреннюю камеру 14. После заполнения этой камеры давление в ней повышается до величины, при которой происходит перемещение поршня 3 в сторону пакета фрикционных дисков. При этом з1 дополнительный поршень 5 остается пока на месте, поскольку суммарное усилие пружин 6 больше усилия возвратных пружин поршня 3. При перемещении поршня

3 увеличивается объем внешней камеры

13, и в нее поступает воздух из атмосферы как через отверстие 8 и проход

10, так и через отверстие 20 и щель 19.

После замыкания пакета фрикционных дисков 2 давление в камере 14 еще боль- ше повышается, и тогда дополнительный поршень 5 смещается.в сторону стенки корпуса, поворачивая с помощью толкате« ля 7 валик крана 9. который перекрывает сливное отверстие 8 в корпусе муфты. При этом дополнительный поршень

5 при помощи уплотнительного кольца

18 закрываеттакже щель 19, изолируя внешнюю камеру 13 от атмосферы. После перемещения дополнительного поршня ss

5 давление в камере 14 поднимается почти до номинальной величины и соответственно возрастает усилие сжатия упло нительного кольца 18 между дополнитель8 ф ным поршнем 5 и кори>..м 4, способствуя надежной герметизации щели 19.

После смещения поршня 3 открь>вается прикрытое его стенкой отверстие 15.

XHtlKocTb из внутренней камеры 14 через это отверстие поступает во внешнюю камеру 13, постепенно ее заполняя. При этом под действием центробежной силы, вызванной вращением муфты, жидкость располагается кольцом на периферии этой камеры, вытесняя внутрь камеры находя щийся в ней воздух. Происходит постепенное возрастание усилия на поршень 3 и далее на пакет дисков фрикционной муфты.

Сжимающийся в камере 13 воздух не может уйти ни в атмосферу, поскольку имеется уплотнительное кольцо 18, ни во внутреннюю камеру 14, так как в последней в это время давление выше, чем во внешней камере. После того, как давление во внешней камере станет близким по величине к номинальному, воздух из этой камеры через дроссельное отверстие

15 перейдет во внутреннюю камеру 14 и затем через стыки в ее металлических уплотнительных кольцах уйдет в атмосферу. Включение фрикционной муфты окончено.

При включении фрикционной муфты внутреннюю камеру 14 через канал 16 сообщают со сливом, давление в ней падает, и тогда дополнительный поршень

5 под действием пружин 6 отходит от стенки корпуса, поворачивая кран 9 в положение, при котором открывается сливное отверстие 8 в корпусе муфты. Через это отверстие и проход 10 происходит полное опорожнение камеры 13, после чего поршень 3 под действием его возвратных пружин отходит в сторону стенки корпуса муфты, размыкая пакет фрикционных дисков 2.

Двойная фрикционная муфта обеспечивает плавное включение ступеней в коробке передач благодаря раздельному заполнению отдельных частей ее рабочей полости и постепенному повышению давления в большей ее камере, где происходит сжатие запертого в ней воздуха. Эта фрикционная муфта имеет надежную и компактную конструкцию, так как благо- . даря расположенному внутри муфты крану происходит четкое выключение муфты с полным опорожнением ее рабочей полости от жидкости и выпадающего из нее осадка, при этом требуются лишь небольшие пружины для возврата поршня муфты в исходное положение.

5 74099 формула изобретения

Двойная фрикциЬнная муфта, каждая из частей которой содержит размешенный в корпусе пакет фрикционных дисков, основной и дополнительный поршни, установленные в заполненной жидкостью полости между корпусом и пакетом фрикционных дисков, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения плавности включения, в каждом основном поршне выполнена центральная расточка, дополнитель8 6 ный поршень установлен в этой расточке разделяя ее на две части, соединенные друг с другом посредством выполненного в дополнительном поршне дроссельного канала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Мв 458671, кл. F 16 D 13/40, 1973.

2. Лвторское свидетельство СССР по заявке М 2395519/25-27, 05.08.76 (прототип).

БНИИПИ Заказ 3180/38 Тираж 1095 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Двойная фрикционная муфта Двойная фрикционная муфта Двойная фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области конструирования механического привода и может найти применение в различных отраслях машиностроения, где используется передача вращающих моментов между валами

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента от ведущего вала к ведомому

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных транспортных средствах для передачи мощности от двигателя к трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению , в частности для передачи вращения в автомобиле с возможностью отключения вращающего момента

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам сцепления, применяемым в автои тракторостроении
Наверх