Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к

Социалистических

Республик

1 743903

1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.04.77 (21) 2477244/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 60 К 41/28

F 04 В 49/08

F 16 Н 33/00

Гооударстаонный комитет

СССР

Опубликовано 30.06.80. Бюллетень № 24

Дата опубликования очисания 05.07.80 ао делам наооретеннй н открытий (53) УДК 629.113-592.9 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Г. Черный, Н. В. Гулиа, В. Г. Мелянцев и А. Д. Старинскнй

Курский политехнический институт (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИМ

РЕКУПЕРАТОРОМ ЭНЕРГИИ ТОРМОЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Р, кгс/см

103

99

86,5

139

123

Уклон дороги, %

8

l0

Чо, км/час

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в системах торможения автобусов, содержащих в силовой установке рекуператоры энергии торможения.

Известна система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства, содержащая гидромашнну с приводом от трансмиссии, газогидравлический аккумулятор, распределительное устройство, элементы регулирования расхода и давления для обеспечения питания гидромашины и органы управления транспортным средством, приводом гидромашины и самой гидромашиной (11.

Торможение автомобиля осуществляется в период зарядки газогидравлического аккумулятора гидромашиной. Известно, что по уклону дороги движение с постоянной скоростью возможно, если давление в гидросистеме

P = — 1о -„— (G(sinn- fcosa) - pv2 g, где gn — полный КПД системы ведущие колеса-гидромашина-аккумулятор;

G — вес автомобиля;

f — коэффициент перекатывания;

a — угол уклона; ф — коэффициент сопротивления воздуха;

Чо — установившаяся скорость при торможении, где g — регулируемый рабочий объем гидромашины;

U — передаточное число передачи ведущие колеса-гидромашина;

Я вЂ” объемный КПД гидромашины;

r — радиус качения колеса.

Для параметров автобуса с рекуперативной системой получены при расчете по вышеприведенным формулам следующие значения давлений Р, если рабочий объем g максимальный:

В то же время аккумуляторы, которые обеспечивают необходимую характеристику

743903 разгона такого автобуса, должны иметь минимальное давление в газовой камере равное 120 кгс/см при прочих равных параметрах. Сравнение последней величины с приведенными данными показывает, что для получения управляемого замедления нужно регулировать в процессе движения предохранительный клапан на сравнительно низкое давление, но тогда не осуществляется зарядка аккумулятора (если используется максимальный рабочий объем g гидромашины); или же необходимо проводить торможение с повышенным давлением в гидросистеме (в рассматриваемом примере максимальное давление равно 200 кгс см ), но при этом уменьшать в процессе торможения рабочий объем g. Последний вариант торможения имеет общий недостаток, присущий работе гидросистемы с очень высокими давлениями,— понижение надежности и долговечности узлов гидросистемы, а также значитель ное повышение температуры масла при весьма высоком перепаде давлений в предохранительном клапане, что имеет место в известной системе, из-за чего требуется более громоздкая система охлаждения масла.

Цель изобретения — повышение надежности гидросистемы путем снижения давления рабочей жидкости после зарядки газогидравлического аккумулятора.

Указанная цель достигается тем, что элементы регулирования давления выполнены в виде клапана управления, поршень которого связан с дросселем, установленным в магистрали высокого давления, и с тормозной педалью, а элементы регулирования расхода выполнены в виде клапана, поршень которого связан тягой с органами управления гидромашиной, причем система управления снабжена ограничительным клапаном, гидравлически связанным с одной стороны с клапаном управления и с другим упомянутым клапаном, а с другой стороны — с жидкостной камерой газогидравлического аккумулятора, с баком рабочей жидкости и с распределительным устройством, и, кроме того, ограничительный клапан и распределительное устройство выполнены с электромагнитным приводом, электрически связанным с переключателем, сблокированным с тормозной педалью.

На фиг. 1 изображена схема системы управления гидротормозом транспортного средства; на фиг. 2 — 4 — распределительное устройство в различных условиях движения.

Стрелки на чертеже указывают направление потока жидкости.

Двигатель 1 транспортного средства посредством коробки передач 2, связанный с ним муфтой 3, и карданного вала 4 соединен с ведущими колесами 5. Коробка передач 2, управляемая рукояткой 6, включает в себя коробку отбора мощностей, управляемую рукояткой 7. С помощью последней осуществляется соединение вала гидромашины

8 с ведущими колесами 5 или с двигателем 1, S

29

2$ зо зз

4$

И а также отключение рекуператора от трансмиссии. Трубопровод 9, который может быть нагнетательным или сливным и в котором установлен обратный клапан 10, соединяет распределительное устройство 11 с гидромашиной 8. Золотник 12 находится под действием двух взаимно уравновешивающихся пружин.

Тяги 13 и 14 связывают золотник 12 соответственно с электромагнитами 15 и 16. Устройство 11 и газогидравлический аккумулятор 17 (его жидкостная камера) соединены трубопроводами 18 и 19. Трубопровод

20 с обратным клапаном 21 соединяет гидромашину 8 и распределительное устройство 11 и может быть нагнетательным или всасывающим. Ответвление трубопровода 9 соединяет последний с дросселем 22. Соединенный с дросселем 22 трубопровод 23 служит для отвода масла. Бак 24 содержит рабочую жидкость гидросистемы. Трубопровод 25 соединяет трубопровод 9 с предохранительным клапаном 26, а последний связан каналом с радиатором 27, который с помощью трубопроводов 28 и 29 соединен с баком 24. Ограничительный клапан 30, золотник которого посредством тяги 31 связан с электромагнитом 32, гидравлически связан с клапаном управления ЗЗ и с клапаном 34 регулирования гидромашины 8 на максимальный рабочий объем. Пружина 35 совместно с электромагнитом 32 управляет золотником клапана 30. Трубопроводы 36 и 37 соединяют соответственно клапаны 34 и 33 с клапаном 30. Трубопровод 38 предназначен для соединения распределительного устройства

11 с клапаном 30 и с трубопроводом 29. Клапан 30 соединен также с трубопроводами

36, 37 посредством трубопровода 39. Поршни клапанов 33 и 34 отжимаются соответственно пружинами 40 и 41. Тяга 42 жестко соединена с иглой дросселя 22 и с поршнем клапана 33. Этот поршень с помощью тяги

43 и шарнирно соединенного с ней шатуна

44, оканчивающегося вилкой, связан с рычагом 45 педали 46 тормоза.

Один конец рычага 45, имеющего возможность поворачиваться вокруг шарнира 47, связан с переключателем 48, а другой конец размещен с возможностью взаимодействия с выступом на тяге 49, управляющей посредством рычага 50 рабочим объемом гидромашины 8. Тяга 49 связана также с поршнем клапана 34. Оттяжная пружина 51 служит для удержания рычага 45 в исходном положении.

Выводы 52 и 53 обмоток электромагнитного привода распределительного устройства 11 и ограничительного клапана 30 подключены к переключателю 48, а выводы 54— к переключателю на педали акселератора (на чертеже не показано).

Трубопровод 55 соединяет клапан 30 (его полость) с трубопроводом 19 и, следовательно, с жидкостной камерой аккумулятора 17.

743903

Рычаг 50 жестко связан с валиком регулирующей наклонной шайбы поршневой гидромашины 8. В результате поворота наклонной шайбы изменяется рабочий объем гидромашины 8 так, что чем больше ход педали тормоза 46, тем больше рабочий объем гидромашины 8 и тем больше замедление. В этом режиме торможения, под действием давления в аккумуляторе 17, жидкость первоначально не может пройти сквозь дроссель 22, так как давление жидкости недостаточно, чтобы преодолеть действие пружины

40. В это время золотник клапана 30 занимает левое крайнее положение, поскольку давление жидкости, подаваемой в этот клапан через трубопроводы 19 и 55, неспособно переместить этот золотник вправо (в силу противодействия пружины 35); пружина

so

Обратный клапан 56 обеспечивает поступление воздуха из атмосферы в бак 24 в случае понижения давления при уменьшении количества жидкости. С помощью клапана

57 избыток воздуха, при повышении давления в баке 24, перетекает в атмосферу.

Устройство работает следующим образом.

В период установившегося движения машины золотник устройства 11 расположен так, чтб каналы 9 и 20 соединены между собой (см. фиг. 2). Следовательно, если рукоятка 7 установлена в положение присоединения гидромашины 8 к ведущим колесам

5, гидромашина 8 работает в холостом режиме: жидкость из трубопровода 20 засасывается в гидромашину 8, затем поступает в трубопровод 9, далее через отверстия в золотнике в трубопровод 20. Рукоятка 7 может быть

15 ус", новлена в такое положение, когда рекуератор полностью отключен от трансмиссии, и в таком случае повышается КПД трансмиссии за счет исключения потерь на холостую циркуляцию жидкости, как описано выше. 2о

В данный период движения машины контактный переключатель 48 замкнут.

В начальный период торможения рекуператор присоединен с помощью рукоятки 7 к трансмиссии. При нажатии на тормозную педаль 46 рычаг 45, поворачиваясь против часовой стрелки, размыкает контакты переключателя 48, тем самым отключается электромагниты 32 и 16 и включается электромагнит 15 (реле включения на схеме не показано), который перемещает золотник устройства 11 влево (фиг. 3). При этом соединяются трубопроводы 9 и 18, а также — 20 и 38. Гидромашина 8, проводимая от колес

5, всасывает жидкость через трубопроводы

29, 38, 20, затем нагнетает жидкость через трубопроводы 9, 18, 19 в жидкостную камеру аккумулятора 17. Транспортная машина тормозится, причем величина замедления определяется не только величиной давления в аккумуляторе. 17, но и величиной рабочего объема гидромашины 8, который регулируется тормозным рычагом 45, тягой 49 и рычагом 50.

41 стремится переместить тягу 49 влево и уменьшить рабочий объем гидромашины 8.

Заполнение жидкостной камеры аккумулятора 17 и повышение давления в нем до максимума приводит к тому, что жидкость, направляясь под действием высокого давления в клапан 30 через трубопроводы 19 и 55, заставляет его золотник перемещаться вправо, обеспечивая соединение клапанов

33 и 34 с жидкостной камерой аккумулятора

17 посредством трубопроводов 36, 37, 39, l 9. Вследствие этого поршни клапанов 33 и 34 перемещаются вправо. Клапан 34 таким образом регулирует рабочий объем гидромашины 8 на максимум независимо от положения рычага 45. Тяга 43 толкает шатун

44 вправо и перемещает его на величину хода, позволяемого вилкой шатуна 44, при этом управление давлением в гидросистеме осуществляется посредством дросселя 22, сопротивление в котором регулируется с помощью рычага 45 (чем больше ход педали тормоза 46, тем больше сопротивление дросселя и тем больше замедление транспортной машины) .

Жидкость направляется из трубопровода

9 в дроссель 22, далее — в трубопровод 23, радиатор 27, трубопровод 28 и бак 24.

Торможение в режиме дросселирования жидкости при максимальном рабочем объеме гидромашины 8, как указывалось выше, приводит к понижению давления в гидросистеме и к повышению ее надежности, а также к уменьшению нагрева жидкости вследствие уменьшения перепада давления. Когда давление в гидросистеме достигает предельно допустимого, открывается предохранительный клапан 26, и жидкость направляется через трубопроводы 9, 25, клапан 26 в радиатор 27, а далее, через трубопровод 28, в бак 24. Торможение при этом осуществляется с наибольшим замедлением, допускаемым гидросистемой.

В период разгона транспортной машины (при том же положении рукоятки 7, что и для торможения) при нажатии на педаль акселератора (на схеме не показана) включается электромагнит 16, который перемещает золотник устройства 11 вправо (фиг. 4).

При этом соединяются трубопроводы 20 и 18, а также — 9, 38. Жидкость нагнетается из аккумулятора 17 через трубопроводы 19, 18. 20 в гидромашину 8, затем сливается из нее через трубопроводы 9, 38, 29 в бак 24.

Естественно, что педаль тормоза 46 в это время не нажата, контакты переключателя

48 замкнуты, при этом электромагнит 15 выключен, а электромагнит 32 включен и обеспечивает фиксацию золотника клапана

30 в левом крайнем положении независимо от величины давления жидкости, поступающей в клапан 30 черезтрубопроводы 19 и 55.

Трубопроводы 37, 38, 29 и 36, 38, 29 соответственно соединяют полости клапанов 33 и 34 с баком 24, поршни этих клапа743903 нов расположены слева (фиг. 1), отжатые соответственно пружинами 40 и 41. В данном положении тяга 49 регулирует рабочий объем гидромашины 8 на минимум. Для увеличения ускорения педаль акселератора (на схеме не показана) перемещает тягу 49 вправо, увеличивая рабочий объем гидромашины 8, чему не препятствует рычаг 45 тормозной педали 46.

Посредством рукоятки 7 можно присоединить рекуператор к двигателю 1. В этом случае заряженный аккумулятор 17 обеспе- 10 чивает заводку двигателя 1, причем положение золотника распределительного устройства 11 и направление потоков жидкости такие же, как для периода разгона машины.

Применение предлагаемой системы обеспечивает автоматический перевод гидросистемы в режим работы на пониженных давлениях жидкости после завершения зарядки аккумулятора, в результате чего при длительном торможении (работы гидросистемы в качестве тормоза-замедлителя) новы- zo шается надежность гидросистемы, уменьшается нагрев жидкости и упрощаются требования к устройствам ее охлаждения.

Система обеспечивает зарядку аккумулятора в любых условиях торможения и тем самым повышает эффективность рекупера2Si тивной системы.

Формула изобретения зе

Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства, содержащая гидрома шину с приводом от трансмиссии, газогидравлический аккумулятор, распределительное устройство, элементы регулирования расхода и давления для обеспечения питания гидромашины, бак рабочей жидкости и органы управления транспортным средством, Приводом 1идромашины и самой гидромашиной, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности гидросистемы путем снижения давления рабочей жидкости после зарядки газогидравлического аккумулятора, элементы регулирования давления выполнены в виде клапана управления, поршень которого связан с дросселем, установленным в магистрали высокого давления, и с тормозной педалью, а элементы регулирования расхода выполнены в виде клапана, поршень которого связан тягой с органом управления гидромашиной, причем система управления снабжена ограничительным клапаном, гидравлически связанным с одной стороны с клапаном управления и с другим упомянутым клапаном, а с другой стороны — с жидкостной камерой газогидравлического аккумулятора, с баком рабочей жидкости и с распределительным устройством, при этом ограничительный клапан и распределительное устройство выполнены с электромагнитным приводом, электрически связанным с переключателем, сблокированным с тормозной педалью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции № 2139569, кл. F 03 G 7/00, 1973 (прототип).

743903

Фиг 0

Составитель В. Чернов

Редактор Л. Веселовская Техред К. Шуфрич Корректор Н. Степ

Заказ 3755/4 Тираж 763 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

<филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства Система управления гидравлическим рекуператором энергии торможения транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Маховик // 721618

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортном машиностроении и станкостроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях транспортных средств

Вариатор // 2117837
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического регулирования чисел оборотов и крутящего момента ведомого звена

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве силовой установки для привода различных машин преимущественно в энергетике, в сельском хозяйстве и на водном транспорте

Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению и может быть использовано на приводах транспортных средств, электрических генераторов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам транспортных средств, машин, механизмов, приводимых в движение двигателем или мускульным приводом

Изобретение относится к гидромеханическим передачам
Наверх