Инерционный трансформатор крутящего момента

 

%5lTQH н4",т> .,,:- .файф о и цщк

ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Советских

Социалистических

Реслублик 729406 (61) Дополнительное к авт. свид-ву —— (22) Заявлено 03.06.75 (21) 2140362)25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Клг

F 16 Н ЗЗ/08

Государственный комитет (53) УДК 621.833..6 (088.8) Опубликовано 25.04.80. Бюллетень № 15

Дата опубликования описания 05.05.80 по делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения

P. Н. Болдырев и Н. М. Ведер ни ков

Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (71) Заявитель (54) ИНЕРЦИОННЫЛ ТРАНСФОРМАТОР КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве автоматического бесступенчатого вариатора скорости в транспортных и других машинах.

Известен автоматический и нерционный трансформатор крутящего момента, содержащий корпус, ведущее водило, неуравновешенные сателлиты, центральное колесо, механизм свободного хода и ведомый маховик (1).

Центральное колесо, являющееся реактором, связано с корпусом через механизм свободного хода и с ведомым маховиком— упругим элементом, выполненным в виде торсионного вала.

Большой осевой размер этого трансформатора обусловлен необходимостью использования длинного торсионного вала, работающего в условиях циклического закручивания.

Наиболее близким по технической сушности и достигаемому результату к изобретению является инерционный трансформатор крутящего момента, содержащий корпус, ведущий вал, ведомый вал с маховиком, планетарный механизм с неуравновешенными сателлитами и тремя основными звеньями (солнечной шестерней, водилом, эпициклом) и механизм свободного хода (2).

В этом трансформаторе эпицикл связан с ведушим валом, солнечная шестерня через механизм свободного хода с корпусом, а водило через упругий элемент в виде торсионного вала с ведомым маховиком.

Однако большой осевой размер известного трансформатора и циклическое скручивание торсионного вала снижают его долго10 вечность.

Целью изобретения является сокращение осевого габарита и увеличение долговечности трансформатора.

Это достигается тем, что предлагаемый трансформатор снабжен двумя центробеж15 ными муфтами и дополнительным планетарным механизмом с уравновешеннь;ми сателлитами и такими же основными звеньями, одноименные основные звенья основного и дополнительного планетарных механизмов в каждой из двух пар связаны между собой центробежными муфтами и одна из них связана с ведущим валом, одно из основных звеньев третьей пары, BbIIIQJIHHIoLUåå функции реактора, связано с корпусом через меха729406

Формула изобретения низм свободного хода, а другое основное звено этой же пары — с ведомым валом.

В результате между реактором и ведомым валом создается инерционная упругая связь на всех режимах работы трансформатора, включая режим заторможенного ведомого вала.

На чертеже схематично изображен предлагаемый инерционный трансформатор.

Инерционный трансформатор содержит корпус 1, ведущий вал 2, ведомый вал 3 с маховиком 4, солнечную шестерню 5, водило

6, эпицикл 7 и неуравновешенные сателлиты

8 основного планетарного механизма, солнечную шестерню 9, водило 10, эпицикл 11 и уравновешенные сателлиты 12 дополнительного планетарного механизма, центробежную муфту 13, связывающую водило 6 и 10, центробежную муфту 14, связывающую эпициклы 7 и 11, механизм 15 свободного хода, связывающий солнечную шестерню 5, являющуюся реактором, с корпусом 1. Солнечная шестерня 9 жестко соединена с ведомым валом 3, а водило 10 — с ведущим валом 2.

Инерционный трансформатор крутящего момента работает следующим образом.

Вращение ведущего вала 2 с постоянной угловой скоростью передается через водило 10 и центробежную муфту 13 на водило 6, где установлены не> равновешенные сателлиты 8. При обкатывании неуравновешенных сателлитов 8 по солнечной шестерне 5 возникает импульсный инерционный крутящий момент, создаваемый центробежными силами неуравновешенных сателлитов 8. Отрицательные импульсы инерционного момента замыкаются через механизм 15 свободного хода на корпус 1.

Положительные импульсы инерционного момента передаются через эпицикл 7, центробежную муфту 14, эпицикл 11 и сателлиты 12 солнечной шестерне 9 и, следовательно — выходному валу 3, приводя его в равномерное одностороннее вращение при неравномерном колебательном движении реактора

При заторможенном ведомом вале 3 ведущий вал 2 является разгруженным. При моменте сопротивления на ведомом валу, рав4 ном моменту,на ведущем валу, устройство работает в режиме динамической муфты, т.е. все звенья его вращаются с одинаковой угловой скоростью. Изменение момента сопротивления на ведомом валу 3 автоматически приводит к изменению скорости обкатывания неуравновешенных сателлитов 8 по солнечной шестерне 5, что изменяет величину инерционного крутящего момента на ведомом валу 3 и, соответственно, скорость его вращения.

В предлагаемом трансформаторе функции упругого торсионного вала выполняют центробежные муфты, связывающие основные звенья планерных механизмов. Такое выполнение позволяет сократить осевой габарит трансформатора и за счет высокой податливости центробежных муфт уменьшить динамическую нагруженность элементов трансформатора, что способствует увеличению его долговечности.

Инерционный трансформатор крутящего момента, содержащий корпус, ведущии вал, ведомый вал с маховиком, планетарный механизм с неуравновешенными сателлитами и тремя основными звеньями и механизм свободного хода, отличающийся тем, что, с целью сокращения осевого габарита и увеличения долговечности, он снабжен двумя центробежными муфтами и дополнительным зо планетарным механизмом с уравновешенными сателлитами и такими же основными звеньями, одноименные основные звенья основного и дополнительного планетарных механизмов в каждой из двух пар связаны между собой центробежными муфтами и одна из них связана с ведущим валом, одно из основных звеньев третьей пары, выполняющее функции реактора, связано с корпусом через механизм свободного хода, а другое основное звено этой же пары — с ведомым

4в валом

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Мальцев В. Ф. Импульсивные вариаторы. М.,«Машгизи,1963, с. 52, фиг. 35.

2. Авторское свидетельство СССР

4> № 305297, кл. F 16 Н 31/00, 1969 (прототип).

729406

Составитель О. Косарев

Редактор Л. Народная Техред К. Шуфрич Корректор Н. Степ

Заказ 1239/33 Тираж 1895 Подписное

ЦН И И Ll И Государственного комитета СССР по делам изобретении н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПП П «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Инерционный трансформатор крутящего момента Инерционный трансформатор крутящего момента Инерционный трансформатор крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Вариатор // 2117837
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического регулирования чисел оборотов и крутящего момента ведомого звена

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводным механизмам с переменным числом оборотов, у которых скорость вращения ведомого элемента может меняться автоматически относительно скорости вращения ведущего элемента при изменении нагрузки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к волновым планетарно-фрикционным вариаторам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходима плавная регулировка скорости вращения валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходима плавная регулировка скорости вращения валов

Изобретение относится к тракторостроению, а именно к минитракторам, и может быть применено в транспортном машиностроения и других областях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве импульсного привода в системах управления механизмами
Наверх