Импульсатор для инерционных трансформаторов крутящего момента

 

ОП ИС

ИЗОБРЕТЕН ИЯ 1, 726387

Союз Советских

Социалистических

Республик ек лвтоРскомь свидетельству (6() Я опол н и тел ьное к а вт. с ви д- ву (22) Заявлено 24.08.77 (21) 25 17587!25-28 с присоединением заявки,% (23) Приоритет

Опубликовано05.04.80. Бюллетень ¹ 13

Дата опубликования описания 08.04.80 (51) М. Кл.

F 1.6 Н 33/08

Гавудврстваииый комитат

СССР ае делам изобретений н открытий (53) УДК621,031. .4(088.8) (72) Автор изобретения

А. И. Врлковой (71) Заявитель (,54) ИМПУЛЬСАТОР ДЛЯ ИНЕРЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ

КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к импульсаторам для инерционных трансформаторов крутящего момента, применяемым преимущественно на различных транспортных и тяговых машинах.

Известен импульсатор для автоматических инерционных передач, содержащий ведущее звено, выполненное в виде обоймы с радиальными пазами, размещен10 ные в них упругие инерционные элементы и ведомое звено, выполненное в виде кулачка (11 .

Недостатком этого импульсатора является ударное взаимодействие инерционных элементов с кулачком, приводящее к значительному износу элементов импульсатора, шумообраэованию и снижению КПД.

Известен также импульсатор для инер-20 ционных трансформаторов крутящего момента, содержащий ведущий и ведомый валы, кулачок, жестко связанный с ведомым валом, установленный на ведущем

2 валу маховик, снабженный шатунами с грузами, взаимодействующими с кулачком (2).

Его недостатком является замыкание .энергии обратных импульсов на корпус трансформатора, что приводит к увеличению массы грузов, .повышает вес, габаратные размеры и внутренние силы, а следовательно, и нагрузки на узлы и звенья передачи, снижает КПД импульс атора.

Целью изобретения является уменьшение габаритов, повышение долговечности и КПД импульсатора.

Поставленная цель достигается тем, что грузы выполнены в виде двуплечих рычагов с толкателями на каждом плече, соединенных шарнирно с концами шатунов, а кулачок — в виде по крайней мере двух жестко связанных между собой идентичных и перекрывающих друг друга кри— .;волинейных элементов с вогнутыми по"верхностями, расположенных в параллельных плоскостях, Общих с плосхосгью и.1

Зо

З0

Грузы 4 выстраиваются по нормали к профилю элементов, а их центр тяжести перемещается к центру ведущего вала 1 ,(первая фаза}. Ролик 5, завершив обка1 1 тывание элемента 8, выходит из зацеп.ления, а груз 4 зависает на ролике 6, взаимодействующем с элементом 9.

Под действием центробежных сил инерции грузы 4, преодолевая сопротивление собственного махового момента, удаляются от центра ведущего вала 1 и при повороте вокруг своей оси акхумулируют энергию обратного импульса (вторая фаза), Тем временем ролик 6, продолжая обкатывать элемент 9, приближается х центру импульса гора, энергия обратного импульса расходуется, цикл повторяется.

При отклонении грузов 4 к центру импульсатора в первой фазе цикла элементы 8 и 9 кулачха 7 воспринш тают

45

3 72 размещения роликов и сдвинутых по фазе относительно друг друга. Для снижения динамических нагрузох профили криволи-нейных элементов имеют форму эвольвент а сами элементы сдвинуты относительно друг друга так, что кратчайшее расстояние между их вогнутыми поверхностями в зонах перекрытия равно длине рыча» гов.

На чертеже изображен предлагаемый импульсатор.

Импульсатор содержит установленный на ведущем валу 1 маховик 2, снабженный расположенными равномерно по окружности шатунами 3 с грузами 4, выполненными в виде двуплечих рычагов с толкателями в виде ролихов 5 и 6 на каждом плече, взаимодействующими с кулачком 7, размещенным на ведомом валу и выполненным в виде двух жестко связанных между собой криволинейных элементов 8 и 9 с вогнутыми поверхностями, очерченными по эвольвенте.

Импульсатор работает следующим об, разом.

При вращении ведущего вала 1, а следовательно, и маховика 2 под действием центробежных сил инерции грузы 4 с роликами 5 и 6 прижимаются к элементам

8 и 9 и, обкатывая их по внутренней вогнутой поверхностй, поворачивают шатуны 3. При этом каждый ролик грузов 4- обхатывает поверхность своего элемента, а сами грузы 4 в зоне перекрытия взаимодействуют с двумя элементами, зависая на обоих роликах. тангенциальное усилие, а ведомый вал— момент, тем больший, чем больше скорость грузов 4 относительно кулачка 5.

Во второй фазе цикла и в последующих чатных фазах грузы 4 удаляются от центра импульсатора и взаимодействуют только с одним элементом, а кулачок 7 воспринимает момент, тем меньший (при таком же соотношении скорости валов), чем меньше собственный маховый момент грузов 4. Если момент сопротивления ведомого вала станет равным моменту двигателя, импульсатор переходит в режим динамической муфты. Для обеспечения наибольшей стабильности величины передаваемого крутящего момента, не вызывая неуравновешенности, число грузов и сумма витков спиралей обоих кулачков должны отличаться на два.

Отсутствие знакопеременных импульсов на ведомом валу и ударного. взаимодействия зубьев импульсатора являются основным его преимуществом, приводящим к увеличению долговечности импульсатора в целом и его КПД.

Формула изобретения

1 ° Импульсатор для инерционных трансформаторов крутящего момента, содержащий ведущий и ведомый валы, кулачок, жестко связанный с ведомым валом, установленный на ведущем валу маховик, снабженный шатунами с грузами, взаимодействующими с кулачком, о т л ич а ю ш и и с я тем, что, с целью уменьшенйя габаритов, повышения долговечности и КПД импульсатора, грузы выполнены в виде двуплечих рычагов с толкателями на каждом плече, соединенных шарнирно с концами шатунов, а кулачок выполнен в виде по крайней мере двух жестко связанных между собой идентичных и перекрывающих друг друга криволинейных элементов с вогнутыми поверхностями, расположенных в параллельных плоскостях, общих с плоскостью перемещения роликов и сдвинутых по фазе относительно друг друга.

2. Импульсатор по, и. 1, о т л и— ч а ю ш и и с я тем, что профили криволинейных элементов имеют форму эвольвент, а сами элементы сдвинуты относительно друг друга так, что кратчайшее расстояние между их вогнутыми

5 726387 6 поверхностями в зонах перекрытия равно 1. Авторское свидетельство СССР длине рычагов. №. 504034, кл. F 16 Н 33/08, 1074, 2. Авторсское свидетельство СССР

Источники информации, № 336456, кл. Г 16 Н 33/08, 1970 принятые во внимание при экспертизе (прототип).

Составитель В. Апархов

Редактор Ж. Рожкова Техред С. Мигай Корректор Н. Степ

Заказ 643/33 Тираж 1095 Подписное

ИНИИПИ Государственюго комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., p. 4/5

Филиал ППП Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Импульсатор для инерционных трансформаторов крутящего момента Импульсатор для инерционных трансформаторов крутящего момента Импульсатор для инерционных трансформаторов крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Вариатор // 2117837
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического регулирования чисел оборотов и крутящего момента ведомого звена

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводным механизмам с переменным числом оборотов, у которых скорость вращения ведомого элемента может меняться автоматически относительно скорости вращения ведущего элемента при изменении нагрузки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к волновым планетарно-фрикционным вариаторам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходима плавная регулировка скорости вращения валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходима плавная регулировка скорости вращения валов

Изобретение относится к тракторостроению, а именно к минитракторам, и может быть применено в транспортном машиностроения и других областях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве импульсного привода в системах управления механизмами
Наверх