Тяговое устройство монорельсовой дороги

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 070478 (21) 2600538/27-11 (51) М. Кл.

В 61 С 13/08 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

Опубликовано 1507.80. Бюллетень 1йо 26

Дата опубликования описания 1507.80

15З) Уд 625.581.88 (088. 8) В.С.Берсенев, С.Б.Альтшулер и Л.Г.Субботин (72) Авторы изобретения

Кировский политехнический институт и Ленинградский комбинат тонких и технических сукон им.3.Тельмана (71) Заявители (54) ТЯГОВОЕ УСТРОЙСТВО МОНОРЕЛЬСОВОЙ

ДОРОГИ

Изобретение относится к области монорельсового транспорта промышленных предпри ятий и может быт ь применено на путях с крутыми участками, включая вертикальные.

Известно тяговое устройство монорельсовых дорог, содержащее тележку, имеющую опорные колеса и ведущий каток, установленный на поворотном рычаге., соединенном с тележкой одним концом шарнирно, а другим посредством кронштейна — с коленчатыми рычагами, а также приспособление для начального прижима ведущего катка к монорельсу, привод и тормоз (lj .

Недостаток такого устройства — высокое давление ведущего катка на рельс, Бель изобретения — повышение на- 20 дежности устройства путем снижения контактных напряжений между монорельсом и ведущим катком.

Для этого поворотный рачаг снабжен парой приводных роликов, установлен- 25 ных на нем в точках, равноудаленных от точки контакта ведущего катка с монорельсом, при этом ведущий каток связан с поворотным рычагом посредством расположенных под углом и после- 30 довательно соединенных между собой шарнирных стержней.

Связь ведущего. катка с поворотным рычагом осуществлена посредством боковых фиксирующих роликов.

На фиг. 1 дана общая схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — свяэ ь катка с поворотным рычагом в виде боковых фиксирующих роликов.

Ведущий каток 1, расположенный между рельсом 2 (показан штрихпунктирной линией) и двумя приводными роликами 3, равноудаленными от точки контакта катка 1 с рельсом 2 и монтируемыми посредством подшипников 4 на поворотном рычаге 5, дополнительно соединен с рычагом двумя расположенными под углом шарнирными стержнями

6 и 7. Поворотный рычаг 5 шарниром 8 соединен с тележкой 9, имеющей опорные колеса 10 и кронштейн 11, на ко тором установлены сдвоенные коленчатые рычаги 12, шарнирами 13 опирающиеся на специальные седла 14. Общий шарнир 15 коротких плеч коленчатых рычагов 12 стержнем 16 соединен с шарниром 17 другого конца поворотного рычага 5. Шарнир 18 концои длинных плеч коленчатых рычагов )2 шар.. o>ii кой 20 ii шарнирной с< штей>> l,ëопо нкт лi>-. другим i

Педущи и l< аа:т QI< 1 ным рь>чагом 5 посредс фиксирующих роликов ?3 ных на нем посредство: <<: ленных осей 24.

Предлагаемое тяговс"работает следующим образс, Если приводные ролики жесткую кинематическую c= ;-. с водом, вращBRTc>i !io то они посредством c -;: гpc - -; а=. вляют врацаться ве» i c тив часовой стрелки, Грн "---<å" —. c-! c сила чеь 1 >гоа Бый -"3 ".. о передана на поворотны-: ры;аг рычага 5 реак <ия рельса ? через нир 8, тележку 9, кронштейн 11„ евое седло 14, коленчатые рычаг.-. стержень 19 и сцепку 20 перецаи» состав прицепленных к тягачу ват.с--;:=- ток и уравновешена их сопротивление-..:.": передвижению.

В процессе передачи си.-;-;: т .: —.:: . .есательной реакции рельсе сдвоенные коленчатые р>гч;-.< поворачиваются против -;.;-,co =;о" <т =-..

Ки относительно левого зарнира

При этом работает левый и-: с-.—: — >ое; —..-:,ы><

Коленчатых рычагов 1? -.c; -<оро<..о" плече I о создB. =: —:оо: но передаваемой c:г..— —..". - ..---:е <:г -=,-лярное к рельсу 2; с.. —;: —. =-. <э=.. уc.--лие на поворотном оы-,аг=-..= -:-е.—:::=-"=-»>с. до необходимой для над=-",::.- .-. -о <--,-э»;<.-,.н ия ведущего к ат ка личины,. Этим усилием при>хат к рельсу ? и Tlp> работы обеспечено надеж. -:о: леНие без пробуксовки, так:<а-< э ..-ic бой момент времени давлен".-.= ве, =.,"= i o катка 1 пропорционально со=,ца. =-i>.,"=!",o-:>." им силе тяги.

Если приводные ролики 3 н а :;,: —:::ают вращаться против часовой стрелки,, тс направление сил изменяется на сбратное, при этом в работу включает ся правый из сдвоенных коленчатых рычагов 12. Следовательно,. тяговое устройство обладает реверсивнnс"тью и одинаково успешно работает :ак = . .я-говом так и в тормозном реж<.:::е.

При взаимодействии приводных ра-ликов 3 с ведущим катком 1 воэника>ст дополнительные сопротивлен яя, преодолеваемые з а счет силы с>те плен ия ведущего катка 1 с приводным роликом

3. Эти силн определяются трением качения ролика 3 по катку 1 и трением качения катка 1 по ролику ".. Поэтому давление приводного ро..яка 3 на

::eäó«jèé каток 1 должно быть больше давления ведущего катка 1 на рельс 2.

При наличии одного центрального приводного ролика 3 давление катка 1 на ре.-".ьс 2 и давление ролика 3 на каток

1 одинаковы.

При наличии двух приводных роликов 3, равноудаленных от точки контакта ведущего катка 1 с рельсом 2, суммарное нормальное давление на них увеличивается по сравнению с давлением ведущего катка 1 на рельс 2 обратно пропорционально косинусу половины центрального угла между ними.

Поскольку необходимо увеличение давления приводногo ролика 3 на каток 1 с учетом специфики дополнительных сопротивлений, то половина центрального угла должна быть не менее сле,цующей расчетной величины:

2к 2к! — — — — <" "> г>к D<> g y, = стасо

Р«<ч.

«> — Х /т.> где <>> — коэффициент сцепления, который можно принимать одинаковым для всех Фрикционных пар; к — коэффициент трения качения, который в первом приближении также принимается одинаковым для

i3сех пар;

D!, и D — соответственно диаметр ведущего катка 1 и диаметр приводного ролика 3.

Центральный угол между приводными роликами 3 дополнительно должен быть проверен по условию равновесия

—,åäóùåãî катка 1 относительно приводных роликов 3 при передаче на них силы тяги, создаваемой при работе тягового устройства. Равновесие ве— дущего катка 1 на приводных роликах

3 обеспечено, если равнодействующая касательная и нормальной реакции ре.<ьса 2 расположена в пределах дуги центрального угла катка 1, находящейся между приводными роликами 3.

> нане половина центрального угла должна быть не менее удвоенного угла трения при взаимодействии ведущего катка 1 с рельсом 2. Это усло«<) вие может быть выражено так:

W) 2ä =2огс1д — =2ojrctg Ф

Р и ! где 5 — сила сцепления ведущего катка 1 с рельсом 2 при нормальных

<> Ц силах их взаимодействия Н, Ч> — коэ ффициент сцепления.

Расположенные под углом шарнирные стержни б и 7 допускают свобо,ду перемецен ия ведуще го к ат ка 1 в его

69 полости вращени я, но исключают смещение ведуцего катка 1 из плоскости рельса 2. Во втором варианте (см. фиг.2) ведуций каток 1 удерживается в плоскости симметрии боковыми фиксирующими роликами 23.

747759

Ведущий каток 1 прижат к рельсу

2 двумя роликами 3, раздвинутыми на необходимый центральный угол ведущего катка 1. Это позволяет не увеличивая давления катка 1 на рельс 2 увеличить за счет клинового эффекта 5 суммарное давление приводных роликов 3 на каток 1 в соответствии с возникающими при работе фрикционных пар дополнительными сопротивлениями. Далее, двухроликовый фрикционный привод позволяет снять нагрузку в виде удвоенной силы тяги с параллельного рельсу шарнирного стержня. Стержни 6 и 7 только фиксируют каток 1 в плоскости рельса 2, так как сила тяги в зависимости:от направления движения передается через соответствующий из приводных роликов 3.

Все это позволило по сравнению с прототипом уменьшить напряжения меж20 ду рельсом и ведущим катком и сиять нагрузку в виде удвоенной силы тяги со стержнем, фиксирующих ведущий каток в плоскости рельса.

Формула изобретения

1. Тяговое устройство монорельсовой дороги, содержащее тележку с опорнымн колесами и ведущим катком, установленным на поворотном рычаге, одним концом шарнирно соединенным с тележкой, а другим посредством стержня — с,коленчатыми рычагами, приспособление для начального прижима ведущего катка к монорельсу, привод и тормоз,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,с целью .повышения надежности путем снижения контактных напряжений между монорельсом и ведущим катком, . поворотный рычаг снабжен парой приводных роликов, установленных на нем в точках,равноудаленных от точки контакта ведущего катка с монорельсом, при этом ведущий каток связан с поворотным рычагом посредством расположенных под углом и последовательно соединенных между собой шарнирных стержней.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что ведущий каток связан с поворотным рычагом посредством боковых фиксирующих роликов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Промышленный транспорт

В 8, 1975, с. 28-30, сх.2 (прототип}.

747759

Заказ 4151/11

Тираж 567 Подписное

I1HHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель A.Åãoðoâ

Редактор И.Харитонова Техред Ж. Кастелевич Корректор M. Демчик

Тяговое устройство монорельсовой дороги Тяговое устройство монорельсовой дороги Тяговое устройство монорельсовой дороги Тяговое устройство монорельсовой дороги 

 

Похожие патенты:

Эзная // 384220

Изобретение относится к области транспорта и касается реализации локомотивов и моторных вагонов

Изобретение относится к надземному пассажирскому транспорту

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается тягачей для монорельсовых дорог

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается тягачей для монорельсовых дорог

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается тягачей для монорельсовых дорог

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта
Наверх