Тяговое устройство монорельсовой дороги
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 070478 (21) 2600538/27-11 (51) М. Кл.
В 61 С 13/08 с присоединением заявки Но (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий
Опубликовано 1507.80. Бюллетень 1йо 26
Дата опубликования описания 1507.80
15З) Уд 625.581.88 (088. 8) В.С.Берсенев, С.Б.Альтшулер и Л.Г.Субботин (72) Авторы изобретения
Кировский политехнический институт и Ленинградский комбинат тонких и технических сукон им.3.Тельмана (71) Заявители (54) ТЯГОВОЕ УСТРОЙСТВО МОНОРЕЛЬСОВОЙ
ДОРОГИ
Изобретение относится к области монорельсового транспорта промышленных предпри ятий и может быт ь применено на путях с крутыми участками, включая вертикальные.
Известно тяговое устройство монорельсовых дорог, содержащее тележку, имеющую опорные колеса и ведущий каток, установленный на поворотном рычаге., соединенном с тележкой одним концом шарнирно, а другим посредством кронштейна — с коленчатыми рычагами, а также приспособление для начального прижима ведущего катка к монорельсу, привод и тормоз (lj .
Недостаток такого устройства — высокое давление ведущего катка на рельс, Бель изобретения — повышение на- 20 дежности устройства путем снижения контактных напряжений между монорельсом и ведущим катком.
Для этого поворотный рачаг снабжен парой приводных роликов, установлен- 25 ных на нем в точках, равноудаленных от точки контакта ведущего катка с монорельсом, при этом ведущий каток связан с поворотным рычагом посредством расположенных под углом и после- 30 довательно соединенных между собой шарнирных стержней.
Связь ведущего. катка с поворотным рычагом осуществлена посредством боковых фиксирующих роликов.
На фиг. 1 дана общая схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — свяэ ь катка с поворотным рычагом в виде боковых фиксирующих роликов.
Ведущий каток 1, расположенный между рельсом 2 (показан штрихпунктирной линией) и двумя приводными роликами 3, равноудаленными от точки контакта катка 1 с рельсом 2 и монтируемыми посредством подшипников 4 на поворотном рычаге 5, дополнительно соединен с рычагом двумя расположенными под углом шарнирными стержнями
6 и 7. Поворотный рычаг 5 шарниром 8 соединен с тележкой 9, имеющей опорные колеса 10 и кронштейн 11, на ко тором установлены сдвоенные коленчатые рычаги 12, шарнирами 13 опирающиеся на специальные седла 14. Общий шарнир 15 коротких плеч коленчатых рычагов 12 стержнем 16 соединен с шарниром 17 другого конца поворотного рычага 5. Шарнир 18 концои длинных плеч коленчатых рычагов )2 шар.. o>ii кой 20 ii шарнирной с< штей>> l,ëопо нкт лi>-. другим i Педущи и l< аа:т QI< 1 ным рь>чагом 5 посредс фиксирующих роликов ?3 ных на нем посредство: <<: ленных осей 24. Предлагаемое тяговс"работает следующим образс, Если приводные ролики жесткую кинематическую c= ;-. с водом, вращBRTc>i !io то они посредством c -;: гpc - -; а=. вляют врацаться ве» i c тив часовой стрелки, Грн "--- В процессе передачи си.-;-;: т .: —.:: . .есательной реакции рельсе сдвоенные коленчатые р>гч;-.< поворачиваются против -;.;-,co =;о" <т =-.. Ки относительно левого зарнира При этом работает левый и-: с-.—: — >ое; —..-:,ы>< Коленчатых рычагов 1? -.c; -<оро<..о" плече I Если приводные ролики 3 н а :;,: —:::ают вращаться против часовой стрелки,, тс направление сил изменяется на сбратное, при этом в работу включает ся правый из сдвоенных коленчатых рычагов 12. Следовательно,. тяговое устройство обладает реверсивнnс"тью и одинаково успешно работает :ак = . .я-говом так и в тормозном реж<.:::е. При взаимодействии приводных ра-ликов 3 с ведущим катком 1 воэника>ст дополнительные сопротивлен яя, преодолеваемые з а счет силы с>те плен ия ведущего катка 1 с приводным роликом 3. Эти силн определяются трением качения ролика 3 по катку 1 и трением качения катка 1 по ролику ".. Поэтому давление приводного ро..яка 3 на ::eäó«jèé каток 1 должно быть больше давления ведущего катка 1 на рельс 2. При наличии одного центрального приводного ролика 3 давление катка 1 на ре.-".ьс 2 и давление ролика 3 на каток 1 одинаковы. При наличии двух приводных роликов 3, равноудаленных от точки контакта ведущего катка 1 с рельсом 2, суммарное нормальное давление на них увеличивается по сравнению с давлением ведущего катка 1 на рельс 2 обратно пропорционально косинусу половины центрального угла между ними. Поскольку необходимо увеличение давления приводногo ролика 3 на каток 1 с учетом специфики дополнительных сопротивлений, то половина центрального угла должна быть не менее сле,цующей расчетной величины: 2к 2к! — — — — <" "> г>к D<> g y, = стасо Р«<ч. «> — Х /т.> где <>> — коэффициент сцепления, который можно принимать одинаковым для всех Фрикционных пар; к — коэффициент трения качения, который в первом приближении также принимается одинаковым для i3сех пар; D!, и D — соответственно диаметр ведущего катка 1 и диаметр приводного ролика 3. Центральный угол между приводными роликами 3 дополнительно должен быть проверен по условию равновесия —,åäóùåãî катка 1 относительно приводных роликов 3 при передаче на них силы тяги, создаваемой при работе тягового устройства. Равновесие ве— дущего катка 1 на приводных роликах 3 обеспечено, если равнодействующая касательная и нормальной реакции ре.<ьса 2 расположена в пределах дуги центрального угла катка 1, находящейся между приводными роликами 3. > нане половина центрального угла должна быть не менее удвоенного угла трения при взаимодействии ведущего катка 1 с рельсом 2. Это усло«<) вие может быть выражено так: W) 2ä =2огс1д — =2ojrctg Ф Р и ! где 5 — сила сцепления ведущего катка 1 с рельсом 2 при нормальных <> Ц силах их взаимодействия Н, Ч> — коэ ффициент сцепления. Расположенные под углом шарнирные стержни б и 7 допускают свобо,ду перемецен ия ведуще го к ат ка 1 в его 69 полости вращени я, но исключают смещение ведуцего катка 1 из плоскости рельса 2. Во втором варианте (см. фиг.2) ведуций каток 1 удерживается в плоскости симметрии боковыми фиксирующими роликами 23. 747759 Ведущий каток 1 прижат к рельсу 2 двумя роликами 3, раздвинутыми на необходимый центральный угол ведущего катка 1. Это позволяет не увеличивая давления катка 1 на рельс 2 увеличить за счет клинового эффекта 5 суммарное давление приводных роликов 3 на каток 1 в соответствии с возникающими при работе фрикционных пар дополнительными сопротивлениями. Далее, двухроликовый фрикционный привод позволяет снять нагрузку в виде удвоенной силы тяги с параллельного рельсу шарнирного стержня. Стержни 6 и 7 только фиксируют каток 1 в плоскости рельса 2, так как сила тяги в зависимости:от направления движения передается через соответствующий из приводных роликов 3. Все это позволило по сравнению с прототипом уменьшить напряжения меж20 ду рельсом и ведущим катком и сиять нагрузку в виде удвоенной силы тяги со стержнем, фиксирующих ведущий каток в плоскости рельса. Формула изобретения 1. Тяговое устройство монорельсовой дороги, содержащее тележку с опорнымн колесами и ведущим катком, установленным на поворотном рычаге, одним концом шарнирно соединенным с тележкой, а другим посредством стержня — с,коленчатыми рычагами, приспособление для начального прижима ведущего катка к монорельсу, привод и тормоз,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,с целью .повышения надежности путем снижения контактных напряжений между монорельсом и ведущим катком, . поворотный рычаг снабжен парой приводных роликов, установленных на нем в точках,равноудаленных от точки контакта ведущего катка с монорельсом, при этом ведущий каток связан с поворотным рычагом посредством расположенных под углом и последовательно соединенных между собой шарнирных стержней. 2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что ведущий каток связан с поворотным рычагом посредством боковых фиксирующих роликов. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Промышленный транспорт В 8, 1975, с. 28-30, сх.2 (прототип}. 747759 Заказ 4151/11 Тираж 567 Подписное I1HHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная,4 Составитель A.Åãoðoâ Редактор И.Харитонова Техред Ж. Кастелевич Корректор M. Демчик