Зубчатое колесо с упругим соединением венца и ступицы

 

Союз Советских

Социалистических

Республин

О Л И C A Н И (11 632867

ИЗОБРЕТЕН ИЯ (61) Дополнительное к авт, свнд-ву—

2 (22) Заявлено23.05.77 (21) 2488527/25 28 (51) М. Кл с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15, 11. 781э оллетень № 42 (45) Дата опубликования описания 15.11.78

F 16 H 55/14

Госудорстеенный комитет

Соввта Министров СССР по делам изооретений н открытий (53) УДК 621.833. . 12(088.8) (72) Авторы изобретения

С. Г. Калинин и В. Н. Марченко (71) Заявитель

Львовский ордена Ленина политехнический институт (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО С УПРУГИМ СОЕДИНЕНИЕМ

BEHUA И СТУПИБЫ

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть применено в зубчатых передачах для сглаживания динамических нагрузок и компенсации неточности изготовления.

Известно зубчатое колесо с упругим S соединением венца и ступицы, содержащее ступицу с выступами на наружной поверхности, зубчатый венец с выступами на внутренней поверхности и расположенные

Между выступами венца и ступицы упру- т0 гие элементы.

Данная конструкция зубчатого колеса обладает демпфирующей способностью, однако имеет ограниченное применение, Зто связано с тем, что жесткость упругих элементов не регулируется, что, с одной стороны, ограничивает диапазон допустимой нагрузки, а с другой стороны, при использовании упругих элементов с малой податливостью снижает упругие демпфирук 2о щие свойства колеса.

Белью изобретения является регулирование жесткости колеса и повышение надежности.

Это достигается тем, что упругие элементы выполнены в виде эластичных камер, заполненных рабочей средой, со средствами регулирования давления в них, а венец и ступица выполнены с буртиками, между которыми расположены камеры.

На фиг. 1 показано зубчатое колесо, продольтплй разрез; на фиг. 2 — разрез

А- A на фиг. 1.

Зубчатое колесо содержит установленную на валу 1 на шпицах ступицу 2 с буртиком 3 и выступами 4 на ее наружной поверхности и зубчатый венец 5 с буртиком 6 и выступами 7 на внутренней поверхности. Венец 5 зафиксирован на ступице 2 в осевом направлении гайкой

8 с шайбами 9 и 10, Между выступами 4 и 7 венца и ступицы и буртиками 3 и G расположены эластичные камеры 11, полости которых, заполненные рабочей средой под давлением, при помощи штуцеров 12 и 13, трубопроводов 14 и 1 5 и канала 16 в валу 1 соединены со средствами для изме632867

4 кения давления рабочей среды в камерах (на фигурах не показано).

Зубчатое колесо работает следующим образом.

Qo включения вращения зубчатого колеса в камеры 11 через штуцеры 12 и

13, трубопроводы 14 и 15 и канал 16 нагнетают рабочую среду под определенным давлением, в результате чего колесо центрируется на валу, Во время передачи крутящего момента камеры 11, деформируясь, контактируют с выступами 4 и 7, а также с поверхностями венца и ступицы, расположенными между ними. При неизменном значении статической нагрузки на камеры 11 изменением давления можно получить разную величину их деформации. Величина площадок контакта между камерами и охватывающими ее поверхностями при атом изменяется, что приводит к изменению упругой характеристики камер, а вместе с тем и к изменению жесткости зубчатого колеса, Регулировка жесткости зубчатого колеса является особенно эффективной при динамическом нагружении зубчатой передачи. Поскольку упругая характеристика нел>шейна, возможность оптимизации режимов работы зубчатой передачи при ее виброизоляции возрастает с расширением диапазона регулирования жесткости зубчатого колеса, Ограничение деформации камер как в направлении вращения, так и в радиальном направлении позволяет

5 изменением давления управлять не только крутильной, но и радиальной жесткостью зубчатого колеса. Все это позволяет расширить область применения зубчатого кс леса.

1Î Поскольку камеры закрыты буртиками венца и ступицы и тем самым защищены от внешнего постороннего воздействия, конструкция зубчатого колеса является надежной в работе.

35 Формула изобретения

Зубчатое колесо с упругим соединением венца и ступицы, содержащее ступицу с выступами на наружной поверхности, зубчатый венец с выступами на внутрен26 ней поверхности и расположенные между выступами венца и ступицы упругие элементы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью регулирования жесткости колеса и повышения надежности, упругие

2$ элементы выполнены в виде эластичных камер, заполненных рабочей средой, со средствами регулирования давления в яих, а венец и ступица выполнены с буртиками, между которыми расположены rcaМ меры.

632867

Составитель Л, Дьякова

Техред 3. Фанта Корректор М. Демчнк

Редактор Г. Мозжечкова

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6533/31 Тираж 1156 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Зубчатое колесо с упругим соединением венца и ступицы Зубчатое колесо с упругим соединением венца и ступицы Зубчатое колесо с упругим соединением венца и ступицы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения
Наверх