Устройство ивлиева для защиты электроагрегата постоянно пульсирующего тока от короткого замыкания на корпус

 

О Л И С А Н И Е < 750634

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски и

Социалистических

Республик (6l) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.02.77 (21) 2450401/24-07 с присоединением зая вки № 2549397/07 (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

Н 02 Н 3/14

Гасударственный комитет

СССР

Опубликовано 23.07.80. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 28.07.80 (53) УДК 621.316..925 (088.8) вв диом изобретений и открытий (72) Автор изобретения

В, A. Ивлиев (71) Заявитель

{54) УСТРОИСТВО,ИВЛИЕВА ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТА

ПОСТОЯННО ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ТОКА

ОТ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ НА КОРПУС

Изобретение относится к устройствам защиты электроагрегатов от короткого замыкания.

Особенно оно перспективно для- защиты электроагрегатов и проводок в электрических системах постоянного пульсирующего тока, в частности для систем постоянного тока с использованием корпуса транспортного средства в качестве минусового провода.

Известно устройство для защиты от короткого замыкания электроагрегата 11) ..

Это устройство содержит предохранитель, включенный в питающую цепь электроагрегата, цепь металлизации, в которую установлен предохранитель, уставка срабатывания которого по крайней мере на порядок меньше уставки срабатывания основного предохранителя.

Известно также устройство для защиты электроагрегата от короткого замыкания 12), являющееся наиболее близким техническим решением к изобретению.

Однако такое устройство, защищая электроагрегат от короткого замыкания (К.З.)

«при горящем контакте» не осуществляет автоматического отключения электроагрегата при возникновении ситуации К.3., -Цель изобретения — повышение надежности путем осуществления автоматического отключения защищаемых электроагрегатов при возникновении явления К.З. «при горящем контакте».

Указанная цель достигается тем, что в устройство для защиты электроагрегата постоянно-пульсирующего тока от короткого замыкания на корпус, содержащее ос1ц новной предохранитель и коммутирующий элемент, включенные в питающую цепь электроагрегата, вспомогательный предохранитель, уставка срабатывания которого по крайней мере .на порядок меньше уставки срабатывания основного предохранителя, развязывающий диод, включенный между корпусом электроагрегата и минусовой шиной, и пусковой выключатель дополнительно введен вспомогательный тиристор с катодным управляющим электродами, при этом

26 коммутирующий элемент выполнен на тиристоре, управляющий электрод которого соединен с катодом вспомогательного тиристора с анодным управляющим электродом, анод которого соединен с положительным

f5.

26

23 зо

46. полюсом источником питания через замыкающий контакт пускового выключателя, а его управля;оц:нй электрод подключен через резистор и другой замыкающий контакт этого же пускового выключателя к точке соединения вспомогательного предохранителя и развязывающего диода. Кроме того,. в устройство дополнительно введен второй вспомогательный тиристор с катодным управ ляющим электродом, подключенный.анодом к. управляющему электроду, а катодом к катоду .коммутирующего тиристора, а управляющим электродом к управляющему электроду первого вспомогательного тиристора е анодным управляющим электродом.

На чертеже представлена структурная схема данного устройства, Устройство содержит защищаемый электроагрегат 1, состоящий из металлизнрованного корпуса 2, электроизоляции 3, изоли- рующей корпус 2 от токоведущей части агрегата 4„электроизоляции 5, изолирующей корпус 2 от массы 6.

Токоведущая часть электроагрегата соединена с плюсовой шиной 7 через основной элемент. защиты, например предохранитель 8.

С массой 6 токоведущая часть агрегата 4 соединена цепью 9, в которую установлен коммутирующий . тирнстор 10 с катодным управляюгцим электродом. Тиристор 10 установлен в цели 9 таким образом, что его анод соединен с токоведущей частью электро агрегата 4, а катод с массой 6.

Цель металлнзацни 11 электроагрегата

4 содержит элемент защиты — вспомогательньш предохранитель 12, уставка срабатыванич которого по крайней мере на порядок меньше уставки срабатывания средства защиты 8, н диод 13, катод которого соединен е предохранителем 12, а анод с металлизированным корпусом 2 электроагрегата 4.

Управляющий электрод тиристора 10 соединен цепью 14 через тиристор 15 с анодным управляющим электродом, сопротивление 16 и пусковой выключатель 17 с токоведущей частью электроагрегата 4. Катод тиристора 15 соединен с управляющим электродом тиристора 10.

Управляющий электрод тиристора 15 соединен цепью 8 через пусковой выключа- 4 тель 17 (сдвоенный) и сопротивление 19 с цепью металлизации l l в точке между катодом диода 13 и средством защиты 12.

Между катодом вспомогательного тиристора 15 с анодным управляющим электродом и катодом основного коммутирующего тиристора 10 включен второй вспомогательный тирнстор 20, катод 21 которого соединен с катодом тнриетора !0 и минусовой шиной, а управляющий электрод 22 — с управляющим электродом тиристора 15. р

При нормальном режиме работы злектроагрегата оператор включает пусковой (сдвоенный) выключатель 17, которым соединен энодный управляющий электрод тиристора

15 через сопротивление 19 н средство защиты 12 с массой 6. В этом случае тиристор

15 будет открыт и положительное напряжение попадет через выключатель 17, сопротивление 15 н тиристор 15 на управляющий катодный электрод тиристора 10.

Тиристор 10 будет открыт и электроагрегат встанет под нагрузку.

В случае возникновения К.3. «при горящем контакте» средство защиты 8, установленное в питающей цепи электроагрегата 1, не сработает, так как ток К.З. составит

1,2 — 1,5 тока номинального.

Такая ситуация К,З. характеризуется замыканием токоведущей части электроагрегата 4 на металлизнрованный корпус 2.

Ток, выйдя через точку К.3. в цепь металлизации 11, пройдя через диод 13 и средство защиты 12, попадает на массу 6, расплавя средство защиты 12, так как уставка его срабатывания не более 0,1 номинального тока электроагрегата.

В данной ситуации тиристор 15 окажется под напряжением управления для запирания; так как его управляющий электрод окажется изолированным от отрицательного напряжения массы 6 и окажется соединенным с шиной 7 (плюсом) через точку

К.3,, диод 13, с цепью 11. Тиристор 15 окажется «запертым» и отсечет управляющий электрод тиристора 10 от плюса на токоведущей части электроагрегата. При этом . дополнительно отпирается второй вспомогательный тиристор 20, шунтируя управляющий переход основного коммутирующего тиристора 10. Тиристор 10 окажется запертым и ток не потечет по цепям электроагрегата.

Наличие в силовых цепях электроагрегата тиристора с управляющим катодным электродом, соединенным цепью с плюсом через сопротивление пусковой выключатель и тиристор.с управляющим анодным электродом, который соединен через сопротивление, пусковой выключатель с цепью металлизации электроагрегата в точке между катодом диода и средством защиты, установленными в ней, позволяет с большой надежностью осуществлять автоматическую защиту такого рода электроагрегатов от последствий К.З. «при горящем контакте».

Формула изобретения

i. Устройство для защиты злектроагрегата постоянно пульсирующего тока от короткого замыкания на корпус, содержащее основной предохранитель н коммутирующий элемент, включенные в питающую цепь электроагрегата и вспомогательный предохранитель, уставка срабатывания которого по крайней мере на порядок меньше уетавки

750634

О;

Составитель В. Зимаков

Редактор Т. Зубкова . Техред К. Шуфрич Корректор М. Демчик

Заказ 4ббб/42 Тираж 783 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушскад наб., д. 4/5

Филиал ППП Патентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 срабатывания основного предохранителя, раз вязывающий диод, включенный между корпусом электроагрегата и вспомогательным предохранителем, соединенным с минусовой шиной, и пусковой выключатель, отли- чающееся тем, что, с Келью повышения надежности путем обеспечения автоматического отключения электроагрегата при корот ком замйкании на корпус, дополнительно введен вспомогательный тиристор с анодным управляющим электродом, при этом коммутирующий элемент выполнен на тиристоре, управляющий электрод которого соединен с катодом вспомогательного тиристора с анодным управляющим электродом, анод которого соединен с положительным полюсом источника питания через замыкающий контакт пускового выключателя, а его управляющий электрод подключен через ре+Ц / зистор н другой замыкающий контакт этого же пускового выключателя.

2; Устройство по и. 4 отличающееся тем, что, с целью повышений надежности запираныя основного тнристора, дополнительно введен второй вспомогательный тиристор с катодным управляющим электродом, подключенным анодом к управляющему электроду и катодом к катоду коммутирующего тиристора, а управляющим электродом к управляющему электроду первого та вспомогательного тиристора с анодным уп- равляющим электродом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 379010, кл. Н 02 Н 3/!4, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 454729, кл. Н 02 Н 3/14, !974.

Устройство ивлиева для защиты электроагрегата постоянно пульсирующего тока от короткого замыкания на корпус Устройство ивлиева для защиты электроагрегата постоянно пульсирующего тока от короткого замыкания на корпус Устройство ивлиева для защиты электроагрегата постоянно пульсирующего тока от короткого замыкания на корпус 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к обслуживанию электрических сетей и электроприборов

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться на электрических подстанциях и станциях

Изобретение относится к электротехнике, в частности к средствам защиты от поражения током при попадании фазового напряжения на корпус прибора, например бытового нагревательного прибора

Изобретение относится к средствам защиты человека и биообъектов от негативных энергетических воздействий и предназначено для снижения биоцидного действия воздушной ЛЭП с изолированной нейтралью

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств различного назначения (тепловозы, дизель-поезда, пассажирские вагоны, автомобильный и водный транспорт) и предназначено для защиты от аварийных режимов и возгорания электрооборудования при снижении сопротивления его изоляции относительно корпуса транспортного средства
Наверх