Транспортное средство

 

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

О П И4 .А E

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 170179 (21) 2705895/27-11 (5t)М. KII.

В 60 К 41/28

В 60 Т 8/18

В 60 Т 8/26 с присоединением заявки М (23) Пркоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открыти й

Опубликовано 15.1030. Бнзллетеиь Ио 38

Дата опубликования бписания 181080 (53) УДК 629.113-597. 5 (088. 8) (72) Авторь изобретения

Н.В. Богдан, В.П.Бойков, A.И. Расолько и Е.A. Романчик (71) Заявитель

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности, к управлению транспортным средством в ведущем н тормозном режимах.

Наиболее близким техническим реше- . нием к изобретению является транспортное средство, содержащее управляемый передний и задний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего1О моста, силовые цилиндры которой гидравлически связаны с источником давления посредством клапанов управления, один иэ которых выполнен в виде следящего механизма, кинематически связанного с тормозной педалью, вариатор с ооганом управления, установленный между фрикционной муфтой и упправляемым передним ведущим мостом, золотниковый распределитель рулевого 20 механизма, гидравлически соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом, гидравлический цилиндр, разделенным ступенчатым поршнем на штоковую, рабочую и бес- 25 штоковую полости, при этом шток поршня .соединен с органом управления вариатора, а рабочая полость сообщена с эолотниковым распределителем, и подаескя переднего и заднего мостов (1).30

Однако при торможении и в тяговом режиме (например, при работе с груженым и порожним полуприцепом) наблюдается перераспределение веса по осям, иэ-эа чего изменяются радиусы качения колес, а значит, появляется кинематическое несоответствие между их окружными скоростями. Следовательно, в этом случае необходимо изменять соотношение между угловыми скоростями колес переднего и заднего мостов. Этого эффекта в известной конструкции достигнуть невозможно, так как упомянутое соотношение устанавливается независимо от перераспределения нагрузки. В результате в трансмиссии появляются значительные по величине динамические нагрузки (между ведущими мостами) и увеличивается износ шин.

Цель изобретения — уменьшение износа шин и снижение динамических нагрузок в трансмиссии путем автоматического регулирования окружных скоростей передних и задних колес в зависимости от распределения на них веса транспортного средства.

Для этого предлагаемое транспортное средство снабжено дополнительным трехпозиционным следящим эолотнико770867 вым распределителем, причем в золотнике последнего выполнены каналы для соединения в первой бесштоковой полости с источником давления, при этом торцовые полости, образованные корпусом дополнительного распределителя и торцами золотника, подключены соответственно к подвескам переднего и заднего мостов.

На чертеже представлена кинематическая схема предлагаемого транспортного средства.

Транспортное средство содержит управляемые передний и задний ведущие мосты 1 и 2, которые снязаны между собой фрикционной муфтой 3 и вариатором 4. !5

Задний мост имеет тормозные механизмы.5, а передний содержит рулевой механизм, состоящий из золотниконого распределителя 6, гидранлически связанного с источником 7 давления и 20 исполнительным механизмом 8, соединенным с руленой трапецией 9.

Гидравлическая система управления тормозными механизмами 5 заднего моста содержит главный тормозной цилиндр 25

10, источник 11 давления. Управление цилиндром 10 осуществлено с места водителя тормозной педалью 12, которая кинематически связана с клапаном 13 управления, который выполнен следящим и включенным в нагнетательную магистраль силового цилиндра 14 управления фрикционной муфтой 3. Последняя может быть включена и силовым цилиндром 15, управляемым клапаном 16, имеющим связь с источником 7 давления и слином. Клапан 16 может упранляться вручную водителем или датчиком,фиксирующим буксование задних колес.

Вариатор 4 состоит из ведущего и 40 ведомого элементов 17 и 18, а также органа 19 управления, соединенного со штоком гидравлического цилиндра

20, последний рабочей полостью 21 соединен с золотниконым распределителем 6, а бесштоконой полостью 22 и штоконой 23 — с дополнительным трехпозиционным следящим эолотниковым распределителем 24.

В золотнике последнего выполнены каналы для соединения в первой позиции бесштоковой полости 22 гидравлического цилиндра.со сливом и штоковой 23 с источником 7 давления. Во второй — полостей 22 и 23 со сливом, н третьей — штоковой полости 23 со сливом и бесштоковой 22 с источником

7 давления. При этом торцовые полости

25 и 26, образованные корпусом распределителя 24 и торцами золотника, подключены соответственно к трубопро- 60 водам 27 и 28, соединенными с рабочими полостями цилиндров передней и задней подвесок мостов 1 и 2.

Предлагаемое транспортное средство

Раббтает,следующим Образом. 65

При движении транспортного средст ва на прямолинейном участке беэ буксования колес заднего моста 2 и отсутствии нажатия на тормозную педаль 12 силовые цилиндры 15 и 14 соединены со сливом и муфта 3 не подключает передний мост к заднему. Кроме того, распределитель б соединяет исполнительный механизм 8 и рабочую полость гидравлического цилиндра 20 со сливом.

Трехпозиционный эолотниковый распределитель 24 занимает вторую позицию, при которой полости 22 и 23 также сообщены со сливом. В случае превышения допустимого буксования задних колес водитель .или датчик, фиксирующий буксование колес, воздействует на клапан 16, который соединяет силовой цилиндр 15 с источником давления и таким образом включается фрикционная муфта 3, а значит подключается передний мост 1, тем самым .повысилась проходимость транспортного средства.

Вариатор сохраняет требуемое соотношение в углоных скоростях колес переднего и заднего мостов.

В случае навески на транспортное средство навесных машин его развесовка изменяется, поэтому трехпозиционный распределитель, управляемый от подвески, своевременно подсоединяет требуемую полость гидравлического цилиндра 20 с источником 7 давления. Это обусловливает перемещение органа 19 управления вариатором 4 и выравнивание окружных скоростей колес.

При прекращении буксования задних колес клапан 16 соединяет силовой цилиндр 15 со сливом и этим выключает фрикционную муфту 3, т.е. передний мост 1 отключается от заднего моста 2.

При нажатии на тормозную педаль

12 во время движения на прямолинейном участке пути рабочая жидкость от источника 11 давления поступает через клапан 13 управления к силовому цилиндру 14 и к главному тормозному цилиндру 10, а оттуда к тормозным механизмам 5 заднего моста 2. Увеличение давления в рабочих полостях тормозных механиэмон вызывает нарастание тормозных сил на колесах заднего моста и за счет включения фрикционной муфты на колесах переднего моста.

Устранение кинематического несоответствия, возникающего путем изменения радиусов колес при торможении, происходит вследствие изменения передаточного числа вариатора в зависимости от перераспределения веса по мостам транспортного средства. Это перераспределение принодит к увеличению давления в рабочих полостях цилиндров подвески переднего моста и уменьшению в упомянутых полостях поднески заднего моста. В результате под

770867 действием разности давлений в трубопроводах 27 и 28, а значит и в торцовых полостях 26 и 25, трехпозиционного распределителя 24, его золотник занимает первую позицию. В этом случае от источника 7 давление поступает в штоковую полость 23 гидравлического цилиндра, вызывая перемещение органа

19 управления, что приводит в соответствие окружные скорости передних и задних колес.

Поскольку трехпозиционный эолотниковый распределитель 24 выполнен следящим, то в зависимости от изменения давления в подвесках переднего

l0 и заднего мостов он занимает требуемую позицию и изменяет давление в полостях 22 и 23 гидравлического цилиндра 20 пропорционально перераспределению веса между мостами 1 и 2 и этим поддерживает оптимальный режим вращения колес.

При необходимости совершения в момент торможения или буксования задних колес .изменения направления движения воздействуют на рулевой механизм, в результате распределитель 6 в соответствии с требуемым углом по25 ворота трапеции 9 подает рабочую жидкость в соответствующие полости исполнительного механизма 8 и рабочую. полость 21 гидравлическж о цилиндра

20. Орган 19 управления вариатором 4 благодаря связи со штоком гидравли30 ческого цилиндра перемещается, изменяя передаточное отношение вариатора 4. Это устраняет кинематическое несоответствие, возникающее вследствие движения передних и задних колес по различным радиусам кривизны. При возвращении на прямолинейный участок пути рабочая полость 21 гидравлического цилиндра 20 соединяется распре40 делителем 6 со сливом и передаточное число вариатора зависит только от ггерераспределения веса по мостам транспортного средства.

При оттормаживании тормозная педаль 12 возвращается в исходное поло4 жение, а орган 19 управления вариатора 4 устанавливается в нейтральное положение. В результате цилиндр 14 фрикционной муфты 3 соединяется со сливом, и давление в тормозных механизмах 5 заднего моста 2 снижается.

ФоРмула изобретения транспортное средство содержащее управляемый передний и задний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего моста, силовые цилиндры которой гидравлически связаны с источником давления, посредством клапанов управления, один иэ которых выполнен в виде следящего механизма, кинематически связанного с тормозной педалью, вариатор с органом управления, установленный между фрикционной муфто . и управляемым передним ведущим мостом, эолотниковый распределитель рулевого механизма, гидравлически соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом, гидравлический цилиндр, разделенный ступенчатым поршнем на штоковую, рабочую и бесштоковуй полости, при этом шток поршня соединен с органом управления вариатора, а рабочая полость сообщена с эолотниковым распределителем. и подвески переднего и заднего мостов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения износа шин и снижения динамических нагрузок в трансмиссии путем автоматического регулирования окружных скоростей передних и задних колес в зависимости от распределения на них веса транспортного средства, оно снабжено дополнительным трехпозиционным следящим эолотниковым распределителем, причем в золотнике последнего выполнены каналы для соединения в первой позиции бесштоковой полости гидравлического цилиндра со сливом и штоковой с источником давления, во второй — для соединения обеих полостей со сливом, а в третьей — для соединения штоковой полости гидравлического цилиндра со сливом и бесштоковой полости с источником давления, при этом торцовые полости, образованные корпусом дополнительного распределителя и торцами золотника,подключены соответственно к подвескам переднего и заднего мостов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2617801/27-11, кл. 9 60 К 41/28, 1978.

7.70867:

Заказ 7371/22

Тираж 7б 3 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель С. Макаров

Редактор М. Харитонова Техред A. Ач Корректор М. Коста

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидравлической тормозной системе транспортного средства с антиблокировочным устройством

Изобретение относится к регуляторам давления, предназначенным для снижения давления жидкости в контуре задних тормозов автомобиля с целью предотвращения опережающей блокировки задних колес по отношению к передним

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных системах колесных машин

Изобретение относится к тормозной системе с гидроприводом для автомобилей и имеет в своем составе главный цилиндр, корректор, предназначенный для снижения давления в тормозах задних колес, по отношению к давлению в тормозах передних колес, и устройство антиблокировки колес
Наверх