Центробежная фрикционная муфта

 

* тсхннчесн 44 ""-""к МБд!

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик i»775464

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 23.01.79 (2!) 2715547/25-27 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

Опубликовано 30.10.80. Бюллетень М 40

Дата оаубликьванияописания 30.1080 (51)М. Кл.

F 16 D 43jl8

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 825. 54 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.И.Деханов, О.Н.Иванов, A.М.Мусалимов, Л.Ф.Гусев и Л.Н.Голышева (71) Заявитель

Московский ордена Трудового Красного Знамени институт химического машиностроения (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам для разгона быстро вращающихся элементов, обладающих большим моментом инерции, например центрифуг и сепараторов.

Известна центробежная фрикционная муфта, содержащая ведомую полумуфту и размещенную внутри нее веду. щую полумуфту с закрепленными на ней пальцами и шарнирно установленными на них колодками с фрикционными накладками, взаимодействующими посредством выступов с подвижной в осевом направлении управляющей втулкой, раз.мещенной на ведущей полумуфте j1j.

Недостатком. такой конструкции является то, что в момент разгона муфт3я, когда нагрузка не достигла номинальной величины, в ней не обеспечена плавность включения муфты, в работу вступают сразу все колодки.

Они подвержены поэтому повышенному износу, а нагрузочная способность такой муфты не высока.

Цель изобретения — повышение срока службы и нагрузочкой способности муфты.

Поставленная цель достигается тем, что центробежная фрикционная муфта, содержащая ведомую и размещенную внутри нее ведущую полумуфту с закрепленными на ней пальцами и шарнирно установленными на них фрикционными колодками, взаимодействующими посредством выступов с подвижной в осевом направлении управляющей втулкой, размещенной на ведущей полумуфте, снабжена дополнительными фрикционными колодками, установленными шарнирно на пальцах ведущей полумуфты,,и регулируемымИ по высоте упорами и, закрепленными на управляющей втулке, при этом выступы основных колодок выполнены со скосами, контактирующими с упорами управляющей втулки при ее осевом перемещении, а дополнительные фрикционные колодки расположены симметрично основным колодкам по другую сторону от осей пальцев.

На фиг. 1 изображена центробежная фрикционная муфта, общий вид; на фиг. 2 — вид по стрелке A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.

На ведущем валу 1 электродвигателя жестко закреплена ведущая полу775464 муфта 2 с пальцами 3. На каждом пальце шарнирно закреплены две колодки, основная 4 и дополнительная 5, размещенные симметрично относительно оси пальца. При этом основная колодка

4 при вращении ведущей полумуфты в заданном направлении размещена впереди пальца 3. На колодках 4, 5 установлены фрикционные накладки 6 с промежуточной пластиной 7. Колодка 4 имеет выступ 8 со скосом 9 и пазы 10, в которых при помощи винтов 11 крепится промежуточная пластина с фрикционной накладкой. Колодка 5 с фрикционной накладкой расположена позади ведущего пальца. На ведущей полумуфте с возможностью относительного 1$ осевого перемещения, например при помощи шпицевого соединения, установлена управляющая втулка 12, имеющая выступы 13 с регулируемыми по высоте упорами 14, которые могут вступать в контакт со скосами 9 выступов 8 при перемещении управляющей втулки.

Ведомая полумуфта 15 установлена на ведомом валу и имеет рабочую поверхность 16.

Муфта работает следующим образом.

Перед включением электродвигателя управляющая втулка 12 находится в крайнем. правом положении, и регулируемые по высоте упоры 14, взаимодействуя со скосами 9, отжимают колодки ЗО

4 с фрикционными накладками 6 от рабочей поверхности 16 ведомой полумуфты 15. Таким образом, при включении электродвигателя, разгон ведомых частей осуществляется только за счет 35 колодок 5, которые расположены позади ведущего пальца. В этом. случае момент, передаваемый муфтой, занижен, так как тянущее усилие Р отрывает колодку 5 от рабочей поверхности 16 ведомой полумуфты 15, уменьшая усилие прижатия ее фрикционной накладки к ведомой полумуфте 15, и следовательно, уменьшает передаваемый муфтой момент. Кроме того, момент сил трения FTp H момент центробежных сил Рцб относительно пальца 3 в этом случае вычитаются, что также уменьшает усилие прижатия фрикционной накладки 6 колодки 5 к ведомой полумуфте 15.

Пос того, как ведомый вал достиг И синхронной с валом электродвигателя частоты вращения, управляющая втулка 12 при помощи любого известного устройства перемещается в крайнее левс р положение.В этом положении кой- у такт между упорами 14 и скосом 9 прерывается (фиг.3),и колодка 4 под действием центробежных сил Отбрасывается, прижимаясь к рабочей поверхности

16 ведомой полумуфты 15. В этом случае момент, передаваемый муфтой, имеет значительно большую величину, так как тянущее усилие Р прижимает колодку 4 к ведомой полумуфте, увеличивая силу прижатия ее фрикционной накладки к рабочей поверхности 16 ведомой полумуфты 15.. Кроме того, момент сил трения F и момент центробежных сил Рц относительно пальца

3 складываются, что также увеличивает силу прижатия колодок 4 с фрикционными накладками 6 к ведомой полумуфте.

В результате в рабочем режиме муфта будет передавать значительно больший момент, чем при разгоне.

Изменяя положение фрикционной накладки 6 с промежуточной пластиной

7 на корпусе колодки 4 при помощи винтов 11 и пазов 10, можно регулировать величину передаваемого муфтой момента, а также исключить возможность заклинивания колодки на ведущем пальце, т.е. обеспечить условие, при котором результирующая R сил трения .F и сил нормального давления .М со стороны ведомой полумуфты на колодку не проходила бы через окружную поверхность трения на пальце 3.

Таким образом, данная конструкция обеспечиваем повышение срока службы муфты, ее нагрузочной способности и стабилизирует частоту вращения ротора.

Формула изобретения

Центробежная фрикционная муфта, содержащая ведомую полумуфту и размещенную внутри нее ведущую полумуфту с закрепленными на ней йальцами и шарнирно установленными на них фрикционными колодками, взаимодействующими посредством выступов с подвижной в осевом направлении управляющей втулкой, размещенной на ведущей полумуфте, отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы и нагрузочной способности, она снабжена дополнительными фрикционными колодками, установленными шарнирно на пальцах ведущей полумуфты, и регулируемыми по высоте упорами, закрепленными на управляющей втулке, при этом выступы основных колодок выполнены со скосами, контактирующими с упорами управляющей втулки при ее осевом перемещении, а дополнительные фрикционные колодки расположены симметрично основным колодкам по другую сторону от осей пальцев.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

@470676, кл. F 16 D 43/18, 06.03.73.

775464

Составитель Г.Абрамова

Техред М.Петко .Корректор М.Демчик

Редактор Т.Морозова

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 7698/49 Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Центробежная фрикционная муфта Центробежная фрикционная муфта Центробежная фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 731135
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для соединения валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх