Центробежная упруго-предохранительная муфта

 

i Уж 3 и! " : . Бная б.;с1.1иоте i3 Ь1 Ь А

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

"" 721607 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.09.77 (21) 2520138/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл

F 16 D 43/18

Гасударственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825..54 (088.8) Опубликовано 15.03.80. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 25.03.80

А.-П. К. Каволелис, Б. П. Спруогис, Р. А. Науйокас и И.-В. Б. Кивильша (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Вильнюсский инженерно-строительный институт (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ УПРУГО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ

МУФТА

Изобретение относится к области маши ностроения и может быть использовано в быстроходных силовых установках, требующих стабилизации вращательного движения.

Известна центробежная предохранительная муфта, содержащая концентрично расположенные ведущую и ведомую полумуфты и расположенный между ними центробежный соединительный элемент, выполненный в виде фрикционных колодок, связанных шарнирно-рычажным механизмом с одной из полумуфт (1).

Однако такая муфта обладает недостаточными антивибрационными свойствами и не может стабилизировать передаваемое вращательное движение.

Кроме того, в предохранительной муфте

15 превышение моментом нагрузки номинального значения приводит к износу фрикционных колодок.

Целью изобретения является увеличение срока службы муфты путем исключения ее нагрева в предохранительном режиме. 20

Указанная цель достигается тем, что ведущая полумуфта выполнена в виде эксцентрика, ведомая полумуфта — в виде зубчатого венца с внутренним зацеплени2 ем, а центробежный соединительный элемент — в виде неуравновешенного зубчатого колеса, взаимодействующего с зубчатым венцом ведомой полумуфты и установленного на эксцентрике с возможностью углового поворота относительно последнего.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

На ведущем валу 1 жестко насажен уравновешенный эксцентрик 2, на котором на подшипнике 3 может вращаться зубчатое колесо 4. Зубчатое колесо 4 входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом, выполненным на внутренней поверхности обода ведомой полумуфты 5. Полумуфта 5 жестко насажена на ведомом валу 6. Зубчатое колесо 4 имеет дополнительную массу 7, которая создает соответствующий дисбаланс относительно оси симметрии 01 зубчатого колеса. При этом зубчатое колесо 4 в стороне, противоположной дополнительной массе 7 относительно оси симметрии, имеет двухстороннюю прорезь для увеличения неуравновешенности кольца.

Предлагаемая муфта работает следующим образом.

721607

При включении ведущего вала 1 эксцентрик 2 начинает вращаться вокруг оси О.

Если зубчатое колесо 4 было бы полностью уравновешенным, оно, перекатываясь относительно неподвижного внутреннего зубчатого венца ведомой полумуфты 5, свободно проворачивалось относительно эксцентрика.

Но так как кольцо 4 является неуравновешенным, оно при вращении эксцентрика 2 старается сохранять положение максимальной кинетической энергии, т. е. положение, в котором его центр тяжести занимал бы 1о положение, наиболее удаленное от оси вращения Q . Таким образом неуравновешенное кольцо 4 старается не проворачиваться относительно вращающегося эксцентрика 2. При провороте, кольца относительно

1$ эксцентрика на угол и появляется восстанавливающая «упругая» сила, которая и является ведущей силой ведомой полумуфты.

Чем больше сопротивление, тем больше угол поворота и. Устанавливается динамическое равновесие, определяемое углом смещения а щ

При перегрузках, когда момент на ведомой части превосходит определенный предел, зубчатое колесо 4 начинает проворачиваться относительно эксцентрика 2 и при вращении ведущей части ведомая часть остается неподвижной.

Передаваемый муфтой крутящий момент приближенно можно выразить следующей формулой

M = ш еяп d (Im, + m ) +

+ (- т,)Х е cos а, 36 где m1 — дополнительная (добавочная) масса;

m — «приведенная масса» («отрицательная») прорези; о — частота вращения муфты; зя

К вЂ” удаления центров тяжести дополнительных масс от оси симметрии эксцентрика (О i); е — величина эксцентриситета 00 1; а — угол смещения (деформации) муфты.

При крутильном возмущении одной из полумуфт дополнительная масса совершает колебания вокруг положения динамического равновесия, определяемого углом а.

Эффективность данной муфты заключается в ее возможности динамически (без трения и нагрева) аккумулировать значительные крутильные толчки и удары, в возможности гасить и изолировать крутильные колебания со следящей частотой настройки, совсем отключая систему при значительных перегрузках.

Формула изобретения

Центробежная упруго-предохранительная муфта, состоящая из концентрично-расположенных ведущей и ведомой полумуфт и размещенного между ними центробежного соединительного элемента, отличающаяся тем, что, с целью увеличения срока службы путем исключения нагрева при работе в гредохранительном режиме, ведущая полумуфта выполнена в виде эксцентрика, ведомая полумуфта — в виде зубчатого венца с внутренним зацеплением, а центробежный соединительный элемент — в виде неуравновешенного зубчатого колеса, взаимодействующего с зубчатым венцом ведомой полумуфты и установленного на эксцентрике с возможностью углового проворота относительно последнего.

Источники информации, принятые во внимание при эксйертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 219345, кл. F 16 D 43/18, 1967 (прототип).

721607

Составитель А. Безуглый

Редактор Л. Василькова Техред K. Шуфрнч Корректор Е. Папи

Заказ 103/29 Тираж 1095 Подписное

ЦИНИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушскаи наб., д. 4/5

Филиал П П П а Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Центробежная упруго-предохранительная муфта Центробежная упруго-предохранительная муфта Центробежная упруго-предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх