Цилиндрическая зубчатая передача

 

Союз Соаетскик

Социалистическик республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (il)785569

Ф,т 1 ..ГГ (61) Дополнительное и авт. свил-ву— (22) Заявлено 06. 12.78 (2! ) 2693 172/25-28 с присоединением заявки .%— (53)М. Кл".

F 16 Н 1/08

Гооудерстеенньй комитет

CCCP ло делам изобретений н открытнй (23) Приоритет— (53) УДК 621.833 (088. 8) Опубликовано 07.12,80. Бюллетень № 45

Дата опубликования описания 10. 12.80 (72) Автор изобретения

А, К. Сидоренко (7i) Заявитель (54) ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧА (АЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано

I при проектировании зубчатых ередач.

Известна зубчатая передача, колесо которой имеет криволинейные по длине зубья и изготавливается по способу прерывного обката с индивидуальным делением, при атом используется инструмент с концентрически расположенными резцами, имеющими режущуто часть, наклоненную на профильный угол зацепления fl j.

Недостатком известной зубчатой передачи является искажение эвольвентного профиля зубьев колес в сечениях, параллельных срепней плоскостна

По технической сущности и достигаемому результату наиболее близкой к изобретению является цилиндрическая зубчатая передача с продольной линией зуба, выполненной в виде дуги окружности и эвольвентыым профилем

В зубьев (2) .

Ощ ако передача чувствительна к погрешыости межосевого расстояния.

Целью изобретения является снижение чувствительности передачи к погрешности межосевого расстояния.

Это достигается тем, что радиусы окружностей, проходящих через верхнюю и нииенюю активные точки профиля зуба, равны, а профили зубьев в се— чениях, параллельных торцовому, иден-!

О тичны. Кроме того, основная и делительная окружности ее колес совмещеньi между собой и расположены вблизи окружности нижних активных точек прот филя зубьев.

На фиг. 1 показаны зубья зубчатого колеса предлагаемой передачи в сопряжении с инструментом, режущая часть которого выполнена по цилиндру,. на фиг. 2 — зубья, длина которых оформлена одким и тем же радиусом режущей части по вершинам и ножкам зубьев; > на фиг. 3 — схема построения геометрических исходных данных зубчатой передачи; на фиг. 4 — различие известных и предлагаемых конструкций вершин криволинейных ио длине зубьев.

Окружность 1 колеса цилиндрической зубчатой передачи совмещает целительную и основную окружности и окружи Ос ть нижних акт ивн ых точек в результате чего инструмент — цилиндр 2, перемещаясь по прямой 3 в сторону стрелки U, занимает положение 4 (см. фиг. 1}, при этом в процессе обкатки, Сторона 5 зуба оформляется эвольвентной кривой с основной окружностью 1.

Для оформления второй стороны 6 зуба осуществляют обратное вращение ин— струмента 7 и зубчатого колеса с обкаткой зубьев по эвольвентной кривой, при этом радиус производящей рейки— одинаковый как в инструменте - цилиндре 2, так и в инструменте 7.

Радиус г, основной окружности 1 определяется по флормуле

2.. ъ где — модуль; — число зубьев колеса передачи.

Радиус t" окружности верхних ак Ъ тинных точек Y = " + Н„где H c 2Я

{Н вЂ” высота зуба).

На фиг. 2 показано, что на длине Q зуба все точки по высоте зубьев оформлены одним и тсм же радиусом Й „ центр дуги которого при обкатке пере мешается î" О по О „, В результате равенства рапиусов вращения инструмента pBccTGHHHR 9 и

10 между пугами 1:1 одинаковы во всех плоскостях вращения. Стрелка кривизны принимается в пределах $ (11,2}.

На фиг. 3 видно, что в аре зубчатой передачи существует свой угол зацепления (кинематический), определяемый по формуле со54.

1 2. гп,е 4 при Н -- 2N Z и," - чисВ

g ла зубьев колес передачи.

Угол давления по окружности верхних активных точек а(. опрепеляется по формуле

Е05 d Ь

1 «Н 13

Межосевое расстояние Д определяется по формуле

В= " + „ H

*д где 1" и 1 — соответственно радиусы

Э. основных онружностей каждого из колес передачи, Коэффициент перекрытия зацепления в плоскости вращения

,"д. + Х tq (Х "Z )t.gd.

Т 2. аГ гпе Д. и Д 1 — соответственно углы r-„2. 0 давления по окружностям верхних активных точек каждого из колес перепачц.

Так как предлагаемая зубчатая передача обеспечивает контакт по всей длине зубьев, постигается пвухпарное зацепление при условии, что коэффициент перекрытия - или 6. раьеп

И зн Рд, Р

+Е >2., =g +

И Я w 3 P - ф- . 1-р, Радиусы начальных окружностей равщ ны

К ; 2. С.ÎS

И предложенной зубча — îé передаче угол зацепления а6 зависит от числа х зубьев шестерни и передаточного отношения, кроме того, и толшина зубьев также зависит от числа зубьев шестерни и передаточного отношенияя.

Толщина зубьев шестерни при беззазорном зацеплении по основной окружности выбирается исходя из принятого условного коэффициента К высоты зубьев, при котором осуществляется пересечение звольвентных кривых на вершине зуба.

Рекомендуется принимать в зависимости от передаточного отношения (1, 1-1,3). Тогда толщину зуба колеса по основной окружности

Ю получим

41Й у

s = . х " +g4-д-, Еоо

Ь где eQ+4$

Г@

Гф. + И

Толщина зуба колеса по начальной окружности равна

Ж тг Ь

S = — 3" — 2 1о с4) =. к.г совА — 5 « r oVd. ° ,о соь4.

Профильный угол контура исходной рейки является постоянным и равным нулю в статическом состоянии пля любого числа зубьев каждого в отдельности колеса в незацеплении, И зацеплении угол А изменяется в зависимости от межосевого расстояния Л, однако контакт пары

7855

ФО

20

5 зубьев всегда происходит по всей длпне & зубьев независимо от изменения межосевого расстояния A

Предложенная зубчатая передача имеет правильное сопряжение пары даже при Z. (10, при этом удель1 ное скольжение мало изменяется при любом передаточном отношении, тогда как удельное скольжение в известных конструкциях зубчатых передач более активно изменяется в зависимости от передаточного отношения и от числа зубьев шестерни, К преимуществам предложенной зубчатой передачи относится то, что конструктивные возможности ее позволяют увеличить длину В зуба не опасаясь з аострения вершины зубьев.

На фиг. 4 показана проекция — вид сверху на зубья известных конструкций и предложенной„Окружности вершин зубьев 12 и 13 известных конструкций описываются радиусами R< " Ь и

Р + © /здесь .Ь = &ted. /, что

U приводит к заострению зуба в точке 14.

Предложенн ая конс трукци я лишен а этого недостатка, так как окружности 15, вершин зубьев описаны одним и тем же радиусом Й ц „что, дает возможность

69 6 увеличить длину Ц зуба и таким об разом, увеличить несущую спосооность зубчатой передачи.

Формула изобретения

1. цилиндрическая зубчатая передача с продольной линией зуба, выполненной в виде дуги окружности и эвольвентным профилем зубьев, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью снижения чувствительности передачи к погрешности межосевого расстояния, радиусы окружностей, проходадих через верхнюю и нижнюю активные точки профиля зуба, равны, а профили зубьев в сечениях, параллельных торцовому, идентичны.

2. Передача по п. 1, о тли чающ а я с я тем, что основная и целительная окружности ее колес совмещены между собой и расположены вблизи окружности нижних активных точек профиля зубьев.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

М 282897, кл. В 23 . F 9/02, 1970.

2.@lira 3 shjtxxcbi, SV838tin of JSNA,ТИе characteristics of c teuEar — ага- tootИей cqEind cat ВО S, 19GS V.9, 8 ЪЬ, р.йОО-208.

785569

Составитель A. Верховский

Редактор Г. Бельская Техред М. Рейвес . Корректор Н, Швыдкая

Заказ 8805/38 Тираж 1095 ° Подписное

ВНИИ ПИ. Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Цилиндрическая зубчатая передача Цилиндрическая зубчатая передача Цилиндрическая зубчатая передача Цилиндрическая зубчатая передача Цилиндрическая зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх