Электрическая машина

 

Союз Советскмк

С©цивлмстмч4скмх

Республик

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОУСКОМУ 4ЗИ ВТИЛЬСТВУ

<1792496 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлемо 230878 (21) 2656365/24-07 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

Опубликовано 3G1280 .Бюллетень ЙЯ 48

Дата опубликования описания 3012,80 (5))e К

Н 02 К 5/173

Государственный комитет

СССР яо делам нзобретений я открытка (53) УДК 621. 13..04(088.8) (72) Авторы изобретения

A.Ñ. Кузьмин и Б.В. Смирнов (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА го

Изобретение относится к электромашиностроенню, в частности к электрическим машинам малой и средней мощности на опорах качения.

Известна электрическая машина с ротором на двух подшипниках качения, из которых один фиксирующий, другой — плавающий (1) .

Недостатком такой конструкции является зажатие наружного кольца подшипника. Поскольку это зажатие осуществляется болтами и винтами с. Усилием в сотни кгс, наружное кольцо деформируется, теряется требуемая точность монтажа, что особенно недопустимо в высокоскоростных машинах.

Известна также электрическая машина, содержащая ротор, установленный на двух шарикоподшипниках,один И) из которых фиксирующий положение ротора в осевом направлении, а другой выполнен плавающим, и крышки, между наружным кольцом кажцого шарикоподшипника и наружными крышками разме- 25 щены упругие элементы (одинаковые по конструкции волновые пружины). В этой электрической машине ротор может перемещаться в осевом направлении в обе стороны на величину, пре- ЗО вышающую суммарные технологические отклонения j2) .

Недостаток этой конструкции— отсутствие фиксации ротора по продольной оси, воэможность перекосов наружного кольца, что приводит к увеличению вибрации и уменьшению долговечности.

Цель изобретения — повышение долговечности и снижение вибраций путем исключения деформаций наружного и внутреннего колец подшипника при сохранении фиксации ротора.

Укаэанная цель достигается тем, что в предлагаемой электрической машине между наружным кольцом фиксирующего шарикоподшипника и внутренней крышкой установлен дополнительный

УПругий элемент, например плоская торцовая пружина. Упругий элемент, размещенный с наружной стороны фиксирующего шарикоподшипника, по конструкции может быть аналогичен дополнительному упругому элементу. С наружной стороны внутреннего кольца каждого шарикоподшнпннка может быть размещен упругий элемент, например плоская торцовая пружина.

На фиг. 1 изображена электрическая машина; на фиг. 2 — вариант тор792496

Формула изобретения

IPvt. 2

Pvt 3 авив. f

BHHHIIH Заказ 9595/60 Тираж 783 Подписное

Филиал Г1ПП Патент, r. Ужгород, ул, Проектна я, 4 цовой пружины, на фиг. 3 — торцовая пружина, вид сбоку.

Электрическая машина содержит ротор 1, установленный на двух шарикоподшипниках 2 и 3, из которых подшипник 2 — плавающий, подшипник 3 фиксирующий. Между крышками 4 и 5 и наружным кольцом шарикоподшипника 3 установлены упругие элементы 6,огрaничизающие перемещение наружного кольца в пределах его теплового расширения.

Плавающий подшипник 2 подпружинен упругим элементом 7. Упругие элементы 8 прижимаются к внутреннему кольцу подшипника втулкой. 9 или гайкой

10, упирающимися в торцы вала ротора, и та <им образом ограничивается величина сжатия элементов 8, которая должна быть равна усилию, выбираемому иэ условия непроворачивания кольца на валу под действием вращающего момента. Упругий злемент 8 позволяет исключить деформацию внутреннего кольца под действием усилия его закрепления (величина его достигает нескольких тонн) и обеспечивает возможность перемещения кольца в пределах

его теплового расширения.

Вариант торцовой пружины показан на фиг. 2 и фиг. 3. Количество выступов 11 и расстояние между ними определяются величиной необходимого усилия. Возможно применение торцовой пружины в виде цилиндра с чередующимися прорезями и гладкими торцами.

При работе машины кольца подшипников (как правило, более нагретые, чем соприкасающиеся с ними детали) расширяются, преодолевая усилия упругих элементов, которые на порядок и более меньше усилий при жестком креплении колец. Осевые вибрации частично гасятся в упругих элементах.

Перемещение конца вала благодаря фиксации наружного кольца минимально, т.е. становится возможной компактная компановка электрической машины с механизмом (например, крыльчатка насоса может быть установлен» на валу двигателя).

Устраняется возможность перекоса наружного кольца в ступице, так как оно поджато с двух сторон. Снижение . вибраций и Устранение возможности перекоса повышает долговечность подшипников.

1. Электрическая машина, содер>кащая ротор, установленный на двух шарикоподшипниках, один из которых фиксирующий положение ротора в осевом направлении, а другой выполнен плавающим, и крышки, между наружным кольцом каждого шарикоподшипника и наружными крышками размещены упругие элементы, о т л и ч а ю щ а яЩ с я тем, что, с целью снижения вибрации и повышения долговечности, межцу наружным кольцом фиксирующего шарикоподшипника и внутренней крышкой установлен дополнительный упрур гий элемент, например плоская торцовая пружина.

2. Машина по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что упругий элемент, размещенный с наружной стороны фиксирующего шарикоподшипника, по конструкции аналогичен дополнительному упругому элементу.

3. Машина по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что с наружной стороны внутреннего кольца каждоЗЗ ro шарикоподшипника размещен упругий элемент, например плоская торцовая пружина.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

40 1. Спицын И.A Опоры осей и валов машин и приборов. Л., "Машиностроение", 1970, с. 351-368.

2. Чертеж 1ФВ.054.102 СБ. Электродвигатель асинхронный 4Г;160, серий4 но выпускаемый Владимирским электромоторным заводом с 1974.

Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению, а именно торцовым электрическим машинам с одним статором и одним ротором, в которых базирование ротора осуществляется на базовом щите статора консольно

Изобретение относится к области электротехники, а именно к торцовым электрическим асинхронным машинам с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к ручным машинам

Изобретение относится к области электротехники, а именно к особенностям конструктивного выполнения торцовых электрических машин, которые могут быть использованы в различных областях промышленности

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей их выполнения с аксиальным пружинным элементом, который устанавливается между роторной деталью, расположенной на валу ротора, и подшипником качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых опорах роторных машин, в частности в электрических машинах
Наверх