Подшипниковый узел электрической машины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЕИЛЬСТВУ

Союз Советскмк

Сфцнаанстмческма

Ресвублнк оо?92497 (61) Дополнительное к авт. свмд-ву (Щ Заявлено 211278 P! ) 2699834/24-07 с присоединением заявки Ио (23) Приоритет

Оттублнковано 301280. Бюллетень!49 48

Дата опубликования ситисамия 30.1280 (g ) м р 3

Н 02 К 5/173

Государственный комятет

СССР яо делам нзобретемяй я открвпяя (53) УДК 621. 313..13(088.8) Н.Н. Конохов, Е.В. Останькович, Л.A. Збарский, В.В. Поршнев и И.Г. Ширнин (72) Авторы изобретения (7! ) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к подшипниковым узлам электрических машин.

Известен подшипниковый узел электрической машины, содержащий подшипник и подшипниковый щит, в котором снижение жесткости системы аксиальной фиксации ротора достигается подпружиниванием ротора в подшипниковом щите с применением плоских или тарельчатых кольцевых пружин (1) . Такая пружина одним концом эащемляется в корпусе подшипникового щита, а другим концом подвижно соединена с валом ротора, и за счет упругого плеча имеет хорошую податливость даже при значительных динамических нагрузках.

Конструкция имеет существенные недостатки.

Осевая игра ротора ограничивается только пружиной и в случае превышения допустимой величины аксиального смещения ротора или, например, при выходе пружины из строя создается аварийная ситуация - затиры в подшипниковом узле.

Надежность узла значительно снижается из-эа наличия постоянного трения в соединении неподвижной пружины и вращающегося вала, через которое передается осевая нагрузка.

Известен также подшипниковый узел электрической машины, содержащий шаS рикоподшипник, служащий для восприятия осевых нагрузок, кольцевую обойму, установленную с одной стороны наружного кольца шарикоподшипника, подшипниковый щит и крышку P) .

10 Аксиальная подвижность шарикоподшипннка в пределах установленного осевого зазора при помощи обоймы гарантирует несоприкосновение и отсутствие затнров в местах сопряжения вращающихся н неподвижных частей подшипников узла, что особенно важно для вэрывобезопасных электрических машин.

Однако такое решение задачи аксн2О альной фиксации ротора эффективно при значительных осевых воздействиях со стороны механизма на электродвигатель и не дает существенного снижения коэффициента динамичности систеQ5 мы аксиальной фиксации ротора, что является основным недостатком этой конструкции.

Из известных конструкций наиболее близкой к изобретению является втоgg рая.

792497

Цель изобретения — повышение на.дежности подшипникового узла при воздействии на ротор электрической машины осевых динамических нагрузок.

Укаэанная цель достигается тем, что узел снабжен дополнительной кольцевой обоймой, установленной с противоположной стороны наружного кольца, обе обоймы выполненр с упругими радиальными кольцевыми плечами, размещенными со стороны торцов шарикоподшипника, подшипниковый щит и крышка сопряжены с обоймами с образованием зазоров и имеют выступы, упирающиеся в плечи обойм, причем обоймы могут быть выполнены состав-. ными, а их упругие плечи — из отдельных кольцевых пластин.

На фиг. 1 представлен подшипниковый узел, продольный разрез, на фиг. 2 и 3 — продольные разрезы части узла с составными обоймами.

Подшипниковый узел содержит шарикоподшипник 1, служащий для восприятия осевых нагрузок, встроенный в кольцевые обоймы 2 и 3 с натягом, установленные с обеих сторон наружного кольца 4, имеющего радиальную и осевую свободы. Обоймы 2 и 3 выполнены с упругими радиальными кольцевыми плечами 5 и б, размещенными со стороны торцов шарикоподшипника.

Подшипниковый щит 7 и крышка 8 сопряжены с обоймами 2 и 3 с образованием зазоров 9, 10 и имеют выступы

11 и 12, упирающиеся в плечи 5 и 6 обойм. Для предотвращения проворота наружного кольца 4 шарикоподшипника

1 обойма 2 имеет со щитом 7 взаимные выступ 13 и паэ 14. Величина осевых зазоров 9 и 10 выбирается несколько меньше величины осевых зазоров 15 и 16 в уплотнениях подшипникового узла, что исключает воэможность эатиров. Для увеличения плеч

5 и 6, определяющих упругость система, обоймы 2 и 3 можно выполнять сос" тавныли с большим размером диаметра, поднимая место соединения плеча с обоймой на больший диаметр. Для удобства монтажа и демонтажа обоймы

3 могут соединяться друг с другом болтами 17„ которые одновременно служат в ка.естве выступа. Для улучшения динамических и демпфирующих свойств кольцевые плечи 5 и 6 выполняют составными из отдельных кольце"„ .вых пластин 18-20.

При действии на вал ротора электрической машины осевых знакопеременных динамических нагрузок со стороны приводного агрегата последние передаются íà шарикаподшипник 1, связанный с подшипниковым щитом 7 и крышкой 8, через упругие кольцевые плечи 5 и 6, которые действуют как амортизаторы, значительно снижая воздействия, передающиеся от механизма на шарикоподшипник. Осевое смещение ротора при упругом его колебании на плечах 5, 6 ограничено обоймами 2 и

3 в пределах осевых зазоров 9 и 10.

f5 Выполнение обойм, в которых размещен шарикоподшипник с упругими плечами, опирающимися в шит и крышку, защищает шарикоподшипник от воздействия осевых нагрузок и повышает надежность подшипникового узла.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел электричес" кой машины, содержащий шарикоподшипник, служащий для восприятия осевых нагрузок, кольцевую обойму, установленную с одной стороны наружного кольца шарикоподшипника, подшипниковый щит и крышку, о т л и ч а ю— шийся тем, что,c целью повышения надежности, он снабжен дополнительной кольцевой обоймой, установленной с противоположной стороны наИ ружного кольца, обе обоймы выполнены с упругими радиальными кольцевыми плечами, размещенными со стороны торцов шарикоподшипника, подшипниковый щит и крышка сопряжены с обойма4g ми с образованием зазоров и имеют выступы, упирающиеся в плечи обойм.

2. Узел по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, обоймы выполнены составными, причем их упругие плечи выполнены иэ отдельных кольцевых пластин °

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 509949, кл. Н 02 К 5/16, 1974.

2. Каталог "Электродвигатели типа NAG", фирмы ALSTHOM,Ôðàéöèÿ.

792497 в

zo

Фиг,З

Составитель С. Бражнин

Редактор Л. Гольдина Техред С.Мигунова Корректор С. Щомак

Заказ 9595/60 Тира к 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Умгород, ул. Проектная, 4

Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению, а именно торцовым электрическим машинам с одним статором и одним ротором, в которых базирование ротора осуществляется на базовом щите статора консольно

Изобретение относится к области электротехники, а именно к торцовым электрическим асинхронным машинам с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к ручным машинам

Изобретение относится к области электротехники, а именно к особенностям конструктивного выполнения торцовых электрических машин, которые могут быть использованы в различных областях промышленности

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей их выполнения с аксиальным пружинным элементом, который устанавливается между роторной деталью, расположенной на валу ротора, и подшипником качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых опорах роторных машин, в частности в электрических машинах

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в конструкциях автомобильных генераторов
Наверх