Электрическая машина с горизонтальным валом

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 260281 (21) 3254791/24-07 (j$) М, Кл.З

Н 02 К 5/173 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 3. .043.3{088.8) Опубликовано 230982. Бюллетень ¹35

Дата опубликования описания 230982

Н. Н. Конохов, Л.А. Збарский, Е.В. Останькфвйч - - ---. и Ю.В. Поршнев

I (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель

{ 54 ) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГОРИЗОНТАЛЬ HbIM ВАЛОМ

Изобретение относится к электрома|"иностроению, в частности к конструкции цодшипниковых узлов средних и крупных электрических машин.

Известна конструкция подшипник вого узла качения с маслосбрасывающим клапаHQM (l), которая применяется в подшипниковых узлах электрических машин p2). Маслосбрасывающий клапан в таких узлах устанавливается на валу ротора рядом с подшипником и служит автоматическим

:егулятором необходимого количества смазки в подшипниковом узле.

Известна также электрическая манива с горизонтальным валом, подшипниковые узлы которой выполнены ! на,роликовых подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо иэ антифрикционного материала, установленное свободно с двухсторонним осевым зазором между торцами неподвижной и вращающейся частей подшыпникового зла (3).

Наличие колец из антифрикционного материала, свободно установленных между внутренней обоймой подшипника и подшипниковой крышкой, позво..яет повысить надежность подшипниковых узлов при воздействии на них осевых динамических нагрузок, которые имеют место в приводах насосов, углесосов, компрессоров и других производственных механизмов. Однако в этом случае невозможно применение конструкции с маслосбрасывающим клапаном, что ухудшает режим смазки подшипников. Кроме этого, в подшипниковых узлах в результате трения между внутренней обоймой подшипника, плавающим кольцом и подшипниковой крышкой происходит дополнительный нагрев подшипников, что ухудшает его тепловой режим; в результате износа указанных деталей при их трении в подшипниковом узле"образуются мелкие абразивные частицы. A поскольку кольцо расположено рядом с внутренней обоймой подшипника, то вместе со смазкой на поверхности качения попадает и абразива, что также снижает надежность поди.ипниковых узлов и электрической машины в целом.

Цель изобретения — повышение надежности электрической машины.

Поставленная цель достигается тем, что в электрической машине с горизонтальным валом, подшип чковые узлы которой выполнены Hr роликовых

961051 подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо из антифрикционного материала, установленное свободно с двусторонним осевым зазором между торцами неподвижной и вращающейся частей подшипни- 5 нового узла, каждый подшипниковый узел дополнительно снабжен неподвижно установленным на валу маслосбрасывающим клапаном, а кольцо из антифрикционного материала размещено 10 с указанным двусторонним зазором между торцами маслосбрасывающего клапана и подшипниковой крышки.

На фиг. 1 представлена электрическая машина с горизонтальным валом; на фиг. 2 — подшипниковый узел.

Предлагаемая электрическая машина содержит корпус 1 со статором

2. Внутри статора расположен ротор

3 с горизонтальным валом 4, опорами которого служат подшипниковые узлы 5, расположенные в подшипниковых щитах 6. Каждый. подшипниковый узел 5 содержит роликовый подшипник 7 с внутренней 8 и наружной 9 обоймами. Наружная обойма подшипника запирается в подшипниковом щите подшипниковыми крышками 10 и 11, а внутренняя — маслосбрасывающим клапаном 12, установленным на валу ротора, рядом с подшипником. Наружная часть 13 маслосбрасывающего клапана размещена с возможностью вращения в кольцевой выточке 14 подшипниковой крышки 10. Между торцовыми поверхностями маслосбрасываю- Ç5 щего. клапана и подшипниковой крышки с двусторонним зазором 15 установлено кольцо 16 из антифрикционного материала. Стрелками (фиг. 2) показано движение смазки при заполнении 40 узла свежей смазкой. и удалении старой. Система смазки подшипникового узла включает масленку 17, каналы для подвода смазки 18, маслосбрасывающий клапан 12 и раструб 19 для 45 выхода отработанной смазки.

В пусковых и рабочих режимах работы электрической машины осевые воздействия на ротор со стороны приводного механизма демпфируются в О системе осевой фиксации ротора, которая включает подшипниковую крышку

10, маслосбрасывающий клапан 12 и свободно установленное между ними кольцо 16. При этом происходит трение и нагрев указанных деталей, но поскольку они удалены от подшипника и имеют большую наружную охлаждаемую поверхность, то на темпера туру нагрева подшипников это не влияет.

Преимущество предлагаемой конструкции состоит в том, что трущиеся поверхности элементов системы демпфирования расположены в месте выхода из узла отработанной смазки.

Поэтому все мелкие частицы износа трущихся поверхностей удаляются иэ узлов вместе с отработанной смазкой сбрасывающим клапаном и не могут попасть в подшипник и вывести тем самым его из строя. Благодаря включению маслосбрасывающего клапана в систему демпфирования осевых колебаний повышается ее эффективность и надежность. Это объяснявтся тем, что благодаря способности сбрасывающего клапана выгонять смазку через двухсторонний зазор, в котором находится кольцо из антифрикционного материала, этот зазор всегда заполнен консистентной смазкой, обладающей хорошими демпфирующими свойствами. Таким образом эффективность предложенного технического решения состоит в повышении надежности электрической машины.

Формула изобретения

Электрическая машина с горизонтальным валом, подшипниковые узлы которой выполнены на роликовых подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо из антифрикционного .атериала, установленное свободно с двусторонним осевым зазором между торцами неподвижной и вращающейся частей подшипникового узла, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что с целью повышения надежности, каждый подшипниковый узел дополнительно снабжен неподвижно установленным на валу маслосбрасывающим клапаном, а кольцо из антифрикционного материала размещено между торцами маслосбрасывающего клапана и подшипниковой крышки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бейзельман P.Ä. и др. Подшипники качения. Справочник. М., "Машиностроение", 1975, с. 355.

3. Авторское свипетельство СССР по заявке 9 2725714/24-07, кл. Н 02 К 5/173, 31.08.79..

3. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2869469/24-07, кл. Н 02 К 5/173, 03.07.80 (прототип)

Электрическая машина с горизонтальным валом Электрическая машина с горизонтальным валом Электрическая машина с горизонтальным валом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению, а именно торцовым электрическим машинам с одним статором и одним ротором, в которых базирование ротора осуществляется на базовом щите статора консольно

Изобретение относится к области электротехники, а именно к торцовым электрическим асинхронным машинам с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к ручным машинам

Изобретение относится к области электротехники, а именно к особенностям конструктивного выполнения торцовых электрических машин, которые могут быть использованы в различных областях промышленности

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей их выполнения с аксиальным пружинным элементом, который устанавливается между роторной деталью, расположенной на валу ротора, и подшипником качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых опорах роторных машин, в частности в электрических машинах

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в конструкциях автомобильных генераторов

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх