Подшипниковый узел электрической машины

 

Союз Советских

Социалистических

Ресеублим

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ (ii>792498

Ф

J г (61) Дополнительное к авт. саид-ву

Р1)м. кл. (22). Заявлено 190279 (21) 2725714/24-07 с присоединением заявки Нв

Н 02 К 5/173

Государстаениый коиитет

СССР яо ямам взобретення м открытий (23) Приоритет

Опубликовано 3012ф О.бюллетень Н9 48

Дата ойубликоваиияописания З0,1280 (53) НЖ 821. З1З. . 04 (088. 8) (12) Авторы изобретения

Н.Н. Конохов, Л.А. Збарский и N.В. Поршнев (11) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению и касается усовершенствования системы смазки подшипниковых узлов крупных электрических машин.

Известна конструкция подшипникового узла крупной электрической машины, в которой подшипниковый узел содержит два подшипника: роликовый— для восприятия радиальной нагрузки и шариковый, посаженный в подшипниковый щит с радиальным зазором, для восприятия чисто осевой нагрузки. При этом оба подшипника обслуживаются одной маслосбрасывающей шайбой, установленной между подшипниками (1) .

В электрических машинах основным видом нагрузки является радиальная нагрузка, и размеры роликового подшипника, особенно в крупных машинах, всегда больше размеров шарикового подшипника. Соответственно размеры маслосбрасывакщей шайбы (ее наружный диаметр) должны быть для роликового подшипника больше, а для шарикового меньше. В данной конструкции, имеющей общую маслосбрасывающую шайбу, такое требование невыполнимо, поэтому наружный диаметр шайбы усредняют между большим значением, требующимся для роликового подшипника, и мень; шим, — требующимся для шарикового подшипника. Такое усреднение является существенным недостатком в системе смазки подшипникового узла, так как количество отводимой смазки от роликового подшипника меньше требуемого, а от шарикового — больше требуемого.

Известен также подшипниковый узел электрической машины, содержащий установленные на валу ротора два подшипника качения разных размеров и

15 подшипниковую крышку между ними, в кольцевом углублении которой расположена с осевым зазором маслосбрасывающая шайба (2) .

Это устройство позволяет устра20 нить указанный недостаток благодаря тому, что применяют шариковый подшипник заведомо больших размеров, чем требуется из условий надежности работы узла. Практически это достигает25 ся тем, что шариковый подшипник с наружным диаметром близким к диаметру роликового подшипника устанавливается на подсадную втулку, посаженную на вал на одном диаметре с роликовым

30 подшипником.

792498

Однако при этом усложняется конструкция узла, а различие в размерах подшипников хотя и уменьшается, но полностью устранено быть не может.

Целью изобретения является упрощение конструкции подшипникового узла электрической машины. указанная цель достигается тем, что шайба имеет два участка разного диаметра, причем торцовая поверхность участка большего диаметра обращена к подшипнику большего размера, а торцовая поверхность участка меньшего диаметра — к подшипнику меньшего размера. Шайба может иметь кольцевой паз, выполненный на боковой поверхности участка меньшего диайетра, прилегающей к поверхности участка большего диаметра.

Шайба также может быть выполнена составной, иэ двух частей, разделенных между собой радиальной щелью.

На фиг. 1 представлен подшипниковый узел электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 — маслосбрасывающая шайба с кольцевым пазом на боковой поверхности, на фиг. 3 составная маслосбрасывающая шайба.

Подшипниковый узел содержит роликовый 1 и шариковый 2 подшипники качения, установленные на валу 3 рото- . ра электрической машины. Между подшипниками установлена маслосбрасывающая шайба 4, расположенная в кольцевом углублении подшипниковой крышки

5 с осевым зазором 6.

Шайба 4 имеет два участка 7 и 8 разного наружного диаметра. При этом торцовая поверхность участка 7 большего наружного диаметра обращена к подшипнику 1 большего размера, а торцовая поверхность участка 8 меньшего наружного диаметра обращена к подшипнику 2 меньшего размера.

С целью исключения возможности перетекания смазки с торцовой поверхности меньше диаметра через ступенчатый переход на поверхность большего диаметра шайба может иметь кольцевой паз 9, выполненный на боковой поверхности участка меньшего диаметра, непосредственно прилегающей к поверхности участка большего диаметра. Шайба может быть выполнена составной, из двух частей 10 и 11 разных диаметров, между которыми выполнена радиальная щель 12.

При вращении ротора торцовые поверхности участков 7 и 8 маслосбра" сывающей шайбы 4 обслуживают соответственно роликовой 1 и шариковой 2 подшипники. При этом интенсивность сброса смазки из каждого подшипника регулируется величиной наружного !

@ диаметра торцовых поверхностей участков 7 и 8.

Эффективность описанного устройства заключается в улучшении системы смазки подшипникового узла и упроще Я ния его конструкции.

Формула изобретения

;щ 1. Подшипниковый узел электрической машины, содержащий установленные на валу ротора два подшипника качения разных размеров и подшипниковую крышку между ними, в кольцевом углублвнии которой расположена с осевым зазором маслосбрасывающая шайба, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, шайба имеет два участка разного диаметра, причем торцовая поверхность участка .

Зб большего диаметра обращена к подшипнику большего размера, а торцовая поверхность участка меньшего диаметра — к подшипнику меньшего размера.

2. Узел электрической машины по

35 п. 1, отличающийся тем, что шайба имеет кольцевой паз, выполненный на боковой поверхности участка меньшего диаметра, прилегающей к поверхности участка большего

40 диаметра.

3. Узел по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что шайба выполнена составной, из двух частей, разделенных между собой радиальной щелью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Электродвигатель NRG фирмы

"Alstnom", Франция, 1970.

2. Авторское свидетельство ЧССР

9 162487, кл. 21 d 47, 1976.

792498

7 3

Ун.!

Фиг.2

Фиг.3

Закаэ 9595/60 Тираж 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Ф. Подольская

Редактор A. Купрякова Техред M.Ãîëèíêà Корректор М., Вигула

Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины Подшипниковый узел электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению, а именно торцовым электрическим машинам с одним статором и одним ротором, в которых базирование ротора осуществляется на базовом щите статора консольно

Изобретение относится к области электротехники, а именно к торцовым электрическим асинхронным машинам с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к ручным машинам

Изобретение относится к области электротехники, а именно к особенностям конструктивного выполнения торцовых электрических машин, которые могут быть использованы в различных областях промышленности

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей их выполнения с аксиальным пружинным элементом, который устанавливается между роторной деталью, расположенной на валу ротора, и подшипником качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых опорах роторных машин, в частности в электрических машинах

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в конструкциях автомобильных генераторов

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх